Правительство РФ: порядок образования, состав, функции и полномочия как высшего органа исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:50, реферат

Описание работы

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
1.1. Разделение властей и Правительство 4
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти. 6
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 7
2.1. Состав Правительства РФ 7
2.2. Порядок формирования Правительства РФ 11
2.3. Срок полномочий и отставка 13
2.4. Полномочия……………………………………………………….. 15
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 16
3.1. Понятие компетенции правительства 16
3.2. Функции правительства 19
3.3. Ответственность правительства и его членов 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

реферат АДМИН.doc

— 787.00 Кб (Скачать)

    Министры  осуществляют общее руководство  деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.

    По  их представлению Правительство  назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

    В каждом министерстве и ведомстве  образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

    Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

    Министерство  издает в пределах своей компетенции  на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

    Вообще  министры Российской Федерации и  руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные  группы. Первая группа включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки.

    Президенту РФ также подведомственны Федеральная служба железнодорожных войск, Федеральная служба охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Главное управление специальных программ, Государственная техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных министров.

    Подчинение  некоторых федеральных министров  Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ.

    Вторую  группу составляют руководители министерств  и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта, финансов и другие, а также руководители государственных комитетов, комиссий, служб и агентств, надзоров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Должность Фамилия Имя Отчество
Председатель  Правительства Путин Владимир Владимирович
Первый  заместитель Председателя Правительства Зубков Виктор Алексеевич
Первый  заместитель Председателя Правительства Шувалов Игорь  Иванович
Министерство  юстиции. Министр: Коновалов Александр  Владимирович
Министерство  энергетики. Министр: Шматко Сергей Иванович
Министерство  экономического развития. Министр: Набиуллина  Эльвира Сахипзадовна
Министерство  финансов. Министр: [-]
Министерство  транспорта. Министр: Левитин Игорь  Евгеньевич
Министерство  спорта, туризма и молодежной политики. Министр: Мутко Виталий  Леонтьевич
Министерство  сельского хозяйства. Министр:  Скрынник Елена  Борисовна
Министерство  связи и массовых коммуникаций. Министр: Щёголев Игорь  Олегович
Министерство  регионального развития. Министр: Басаргин Виктор Фёдорович
Министерство  промышленности и торговли. Министр: Христенко Виктор Борисович
Министерство  природных ресурсов и экологии. Министр: Трутнев Юрий Петрович
Министерство  по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий  стихийных бедствий. Министр: Шойгу Сергей Кужугетович
Министерство  образования и науки. Министр: ФурсенкоАндрей Александрович
Министерство  обороны. Министр: Сердюков Анатолий Эдуардович
Министерство  культуры. Министр: Авдеев Александр  Алексеевич
Министерство  иностранных дел. Министр: Лавров Сергей Викторович
Министерство  здравоохранения и социального  развития. Министр: Голикова Татьяна  Алексеевна
Министерство  внутренних дел . Министр: Нургалиев Рашид Гумарович
Заместитель Председателя Правительства Жуков Александр Дмитриевич
Заместитель Председателя Правительства Иванов Сергей Борисович
Заместитель Председателя Правительства Сечин Игорь Иванович
Заместитель Председателя Правительства Володин Вячеслав Викторович
Заместитель Председателя Правительства Козак Дмитрий Николаевич
Заместитель Председателя Правительства Хлопонин Александр Геннадиевич
 
 

2.2. Порядок формирования Правительства РФ 

    Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

    Назначение  Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

    В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции  РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

    Мы  уже ранее говорили, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

    Интересен вопрос о том, может ли Президент  РФ взять на себя функцию Председателя Правительства РФ. В практике такой случай имел место в 1992 году, когда Президент Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 года это не предусматривает.

    Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

    Предусмотрены три основных случая с установлением  соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

    —   не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;

    —   в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

    Однако  Государственная Дума тоже связана  определенными сроками. Так в  соответствии с ч.3. ст.111 Конституции  РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

    По  поводу назначения главы Правительства  между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председатель Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В Конституции, не указывается должен ли президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

    После назначения председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

    Политическая  система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.

    В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе  Правительства РФ лиц исключительно  по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

    Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Срок полномочий и отставка

    В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.

    Как уже ранее было отмечено, в Конституции  предусмотрена возможность досрочного прекращения Президентом исполнения своих обязанностей — это отставка. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах, например, он не может распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий должны состояться выборы Президента РФ.

    Правительство РФ слагает свои полномочия не в  день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.

    Федеральным конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.

    Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.

    Одно  из них – заявление Правительства  об уходе в отставку. Обычно такое  решение принимается на заседании  Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может  приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

    Другое  основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними.

    Третье  основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

    При выражении недоверия Правительству  Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

    Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламента Государственной  Думы, вносится фракцией либо депутатской  группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

    Обратим внимание на тот факт, что Государственная  Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение года после ее избрания. То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.

Информация о работе Правительство РФ: порядок образования, состав, функции и полномочия как высшего органа исполнительной власти