Правительство Российской Федерации как субъект административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы «Правительство Российской Федерации как субъект административного права» является исследование органов исполнительной власти, в частности Правительства Российской Федерации, как субъектов административного права, а также проведение комплексного исследования порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации, порядок его работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Место Правительства Российской Федерации в системе Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………6

1.1.Разделение властей и Правительство Российской Федерации…………….6

1.2.Структура федеральных органов исполнительной власти…………………9

Глава 2.Структура Правительства Российской Федерации…………………..12

2.1.Состав Правительства Российской Федерации……………………………12

2.2.Порядок формирования Правительства Российской Федерации………...15

2.3.Срок полномочий и отставка Правительства РФ………………………….18

Глава 3.Концепция и полномочия Правительства Российской Федерации…21

3.1.Понятие концепции и полномочия Правительства РФ…………………...21

3.2.Функции Правительства РФ………………………………………………..25

3.3.Ответственность Правительства РФ и его членов………………………...28

Глава 4.Организация работы правительства и участие в законодательном процессе…………………………………………………………………………..31

4.1.Организация работы Правительства РФ…………………………………...31

4.2.Правительство Российской Федерации и законодательный процесс……35

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Правительство РФ как субъект административного права.docx

— 75.03 Кб (Скачать)

     В соответствии с Конституцией РФ Правительство  РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики. Правительство  создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального  сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма  рыночной экономики. Оно разрабатывает  и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями  свободно – предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным  ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные  предприятия, государственный заказ  и другое.

     Кроме указанных областей, Правительство  РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в социальных областях, таких  как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

     Правительством  осуществляются: контроль за реализацией  государственных программ поддержки  культуры, науки и образования, и  меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и  катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит  в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда  и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной  социальной политики и принимает  меры по обеспечению социальной и  правовой защищенности граждан, их права  на труд. Другими не менее важными  направлениями деятельности Правительства  являются оборона, безопасности и внешняя  политика.

     Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств  и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены  на Правительство РФ. Так, Правительство  РФ занимается вопросами оснащения  вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск  и воинских формирований, принимает  меры по охране Государственной границы  Российской Федерации; руководит гражданской  обороной.

     Федеральный закон №61 от 31.05.1996 года «Об обороне» закрепляет полномочия Правительства в области обороны.

     Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

     При решении внешнеполитических задач  Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его  компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

     Согласно  ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление  мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью.

     Правительство решает вопросы, связанные с финансированием  правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

     Соблюдение  основных прав и свобод граждан находится  под контролем исполнительной власти.

     Перечень  полномочий Правительства, предусмотренный  ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим  Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства  наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной  инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом Таможенного союза и другие.  
 
 
 
 
 

3.2. Функции Правительства  РФ

     Государственная функция, осуществляемая исполнительной властью, - это организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов.

     Иначе говоря, под функциями Правительства Российской Федерации понимают его основные направления деятельности. Согласно Конституции РФ функциями Правительства Российской Федерации являются:

  1. разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  2. обеспечение проведения в Российской федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  3. обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  4. осуществление управления федеральной собственностью;
  5. осуществление мер по обеспечению страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  6. осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  7. осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

     Для обеспечения деятельности Правительства  и организации контроля за выполнением  органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет  Руководитель Аппарата - в ранге  федерального министра.  

     Основными функциями Правительства в соответствии с Регламентом Правительства  РФ:

  1. осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров Российской Федерации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве;
  2. обеспечивает с участием органов исполнительной власти и других государственных органов разработку и представление Председателю Правительства проектов основных направлений деятельности Правительства по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением органами исполнительной власти;
  3. подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение Правительства, представляет Председателю Правительства и заместителям Председателя Правительства, Руководителю Аппарата Правительства предложения по этим документам, а также аналитические и справочные материалы по вопросам, рассматриваемым в Правительстве, в том числе на заседаниях координационных и совещательных органов, возглавляемых Председателем Правительства, материалы для других мероприятий с участием Председателя Правительства, запрашивает в установленном порядке информационные и иные материалы, необходимые для деятельности Аппарата Правительства;
  4. организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства и его заместителям предложения о дополнительных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений;
  5. осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, оформляет принятые решения;
  6. проводит по указанию Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства или Руководителя Аппарата Правительства совещания с участием руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных ими заместителей, приглашает на совещания представителей других государственных органов, организаций, специалистов и ученых в целях выполнения органами исполнительной власти решений Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей и др.

     В данном разделе курсовой работы было дано понятие функциям Правительства Российской Федерации, выяснили, что под ними понимаются его основные направления деятельности. Также подробно были рассмотрены основные функции Правительства Российской Федерации и Аппарата Правительства РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Ответственность  Правительства РФ  и его членов

     На  сегодняшний день следует различать  политическую ответственность правительства  перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность  за правонарушения. Политическая ответственность  перед парламентом имеет место  только при парламентарных и смешанных  формах правления, политическая ответственность  перед главой государства - при некоторых  смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

     Политическое  и правовое значение правительства  отчетливо проявляется в его  взаимоотношениях с парламентом. В  общем виде эти отношения можно  определить как взаимодействие и  взаимозависимость. Зависимость правительства  от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо  зависит финансирование, судьба правительственных  планов, программ.

     В результате деятельности правительства  заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных  договоров. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила  по тому же предмету правового регулирования.

     Парламенты  обычно участвуют в решении вопроса  об ответственности главы правительства, министров. Встречаются две основные формы парламентского недоверия - вотум  недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь  избранные депутаты решают вопрос о  доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

     Вотум доверия либо недоверия выносится  по инициативе самого правительства, которое  обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение  может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования  правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить  парламент о доверии.

     Запрашивая  доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную  политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается  получить большинство голосов в  свою поддержку, то считается, что ему  вынесен вотум недоверия.

     Резолюцию порицания парламент принимает  по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для  того чтобы резолюция была принята  и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство  депутатов.

     В каждом из названных случаев требуется  набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства  голосов представляет собой сложную  задачу.

     Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает  против него, а остальные имеют  неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов.

     При такой расстановке правительство  не получит доверия, если обратится  за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена  лишь треть депутатов. В итоге  правительство получит вотум  недоверия. Если же группа депутатов  планирует смену правительства  и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства  настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет  выражено доверие.

     Недоверие может быть выражено не только всему  составу правительства, правительственной  программе, но и отдельным, скомпрометировавшим  себя министрам.

     Особо можно отметить такую разновидность  политической ответственности, как  ответственность за исполнение бюджета: неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства  имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

     Вообще  политическая ответственность, включая  такую ее форму, как недоверие, существенно  отличается от ответственности юридической (или правовой). Основанием правовой ответственности является юридически установленный факт правонарушения.

     В современной Российской юридической  практике известны случаи отставки Правительства  РФ. В соответствии со статьей 117 Конституции  РФ В.В. Путиным было принято решение  об отставке Правительства М. Касьянова, которое не было связано с оценкой  деятельности прежнего Правительства  РФ, а в связи с выходом России на новый курс развития.

Информация о работе Правительство Российской Федерации как субъект административного права