Правительство Российской Федерации как субъект административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы «Правительство Российской Федерации как субъект административного права» является исследование органов исполнительной власти, в частности Правительства Российской Федерации, как субъектов административного права, а также проведение комплексного исследования порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации, порядок его работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Место Правительства Российской Федерации в системе Федеральных органов исполнительной власти…………………………………………………6

1.1.Разделение властей и Правительство Российской Федерации…………….6

1.2.Структура федеральных органов исполнительной власти…………………9

Глава 2.Структура Правительства Российской Федерации…………………..12

2.1.Состав Правительства Российской Федерации……………………………12

2.2.Порядок формирования Правительства Российской Федерации………...15

2.3.Срок полномочий и отставка Правительства РФ………………………….18

Глава 3.Концепция и полномочия Правительства Российской Федерации…21

3.1.Понятие концепции и полномочия Правительства РФ…………………...21

3.2.Функции Правительства РФ………………………………………………..25

3.3.Ответственность Правительства РФ и его членов………………………...28

Глава 4.Организация работы правительства и участие в законодательном процессе…………………………………………………………………………..31

4.1.Организация работы Правительства РФ…………………………………...31

4.2.Правительство Российской Федерации и законодательный процесс……35

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Правительство РФ как субъект административного права.docx

— 75.03 Кб (Скачать)

     Хотя  парламент и утверждает законы, однако многие законопроекты зарождаются  в правительственных учреждениях.

     Кроме того, под давлением правительства  глава государства может наложить вето на законы, принятые парламентом.

     Подводя итог главе, было дано понятие таким характеристикам деятельности Правительства Российской Федерации, как его компетенция, основные полномочия, функции и ответственность. В ходе раскрытия вопроса ответственности Правительства были приведены примеры из современной юридической практики.  
 
 

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА  И УЧАСТИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ 

4.1. Организация работы  Правительства РФ

     Порядок деятельности Правительства Российской Федерации, согласно ст. 114 Конституции РФ, определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

     Возглавляет Правительство Российской Федерации  его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его  работу. Председатель Правительства  представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства. Председатель Правительства систематически информирует Президента РФ о работе Правительства.

     Заместители Председателя Правительства участвуют  с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и  реализации его политики, участвуют  в подготовке постановлений и  распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения  и проекты постановлений и  распоряжений, внесенные в Правительство.

     Федеральные министры участвуют с правом решающего  голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; принимают  участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к компетенции Президента Российской Федерации, подотчетны Президенту.

     Правительство Российской Федерации – орган коллегиальный, как уже отмечалось. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.

     Исключительно на заседаниях Правительства принимаются  решения о представлении Государственной  Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а  также бюджетов государственных  внебюджетных фондов; рассматриваются  проекты программ экономического и  социального развития, связанных  с созданием свободных экономических  зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства РФ; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ.

     На  заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент РФ. Члены Правительства  участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия  в заседании члены Правительства  информируют об этом Председателя Правительства.

     Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной  прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать  в заседаниях Правительства в  соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.

     Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

     Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать  отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.

     Подготовка  и проведение заседаний Правительства  осуществляются в соответствии с  Регламентом Правительства Постановление  Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О  Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации  от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 801.

     Материалы к заседанию Правительства, ход  их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной  информации, порядок распространения  которой устанавливается Регламентом  Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами.

     Правительство информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных  на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях.

     Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства РФ.

     Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства.

     Правительство РФ вправе отменить любое решение  Президиума.

     Правительство Российской Федерации для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы – комиссии и советы. Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы – совещательные органы, их  цель – предварительное рассмотрение вопросов и подготовка по ним предложений рекомендательного характера.

     По  проблемам, имеющим межотраслевое  или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы.

     Названные комиссии и советы не являются органами исполнительной власти.

     Расходы на содержание Правительства РФ определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется в пределах ассигнований на содержание Правительства.

     Для обеспечения деятельности Правительства  РФ и организации контроля за выполнением  органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат  Правительства взаимодействует  с Администрацией Президента РФ и  аппаратами палат Федерального Собрания.

     Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр.

     Заместители Руководителя Аппарата Правительства, руководители основных структурных  подразделений Аппарата Правительства  назначаются на должность и освобождаются  от должности Правительством.

     Финансирование  расходов на содержание Аппарата Правительства производится в пределах расходов на содержание Правительства Российской Федерации.

4.2. Правительство Российской Федерации

  и законодательный  процесс

     Одним из важных вопросов деятельности Правительства РФ является нормотворчество и участие его в законодательном процессе. В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

     В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая  означает,  что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов  и выносить их на рассмотрение в  Государственную Думу.

     Правовые  акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и  их основные формы устанавливаются  в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства  России являются постановления и  распоряжения, которые обязательны  к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства  Российской Федерации должны оформляться  решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение  по оперативным и другим текущим  вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

     Постановление принимается на заседаниях Правительства  при наличии кворума и путем  голосования. Постановление Правительства  подписывается Председателем Правительства  или его Первым заместителем. Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы. Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

     Необходимо  отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время  возлагает на Правительство обязанность  обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому  внедрению, поскольку чаще всего  тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые  подготавливают соответствующие акты.

     Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и  всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных  лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный  статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

     Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства  РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

     Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило  выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во-первых, является гарантом Конституции РФ, а во-вторых, по существу возглавляет исполнительную власть. Хотя инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства находится в руках у главы государства, ясно, что и без его решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции  РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

     Федеральным конституционным законом о Правительстве  РФ установлено, что постановления  и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию  в «Российской газете» и «Собрании  законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования.

Информация о работе Правительство Российской Федерации как субъект административного права