Правоохранительные органы в системе государственного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является структурно-функциональный анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА……………….7
§1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации………………………………………………...…………………………..7
§2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности…….24
§ 3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………..…………………………………….33
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ, ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД………………………………………………………………..42
§ 1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности ОВД…………………………………………………………………..42
§ 2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия ОВД с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России…………………………………………………...…………………………...51
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ…………………….....................................66
§ 1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ….......................................................................66
§ 2. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….………………...86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………..89

Работа содержит 1 файл

диплом Андрей.doc

— 378.50 Кб (Скачать)
">Принимая во внимание, что в Российской Федерации до настоящего времени отсутствовал опыт создания муниципальных правоохранительных структур, предполагается создание правового механизма контроля федерального центра за деятельностью органов местного самоуправления по охране общественного порядка. Такой механизм, в частности, должен предусматривать выдачу органами федеральной полиции квалификационных свидетельств сотрудникам муниципальной полиции, а также наличие перечня случаев, когда муниципальная полиция поступает в оперативное подчинение федеральной полиции.

Национальная гвардия должна представлять собой государственную военную организацию, создаваемую для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, охраны особо важных объектов, пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований.

Одно из приоритетных направлений комплексного реформирования системы правоохранительных органов заключается в законодательном закреплении единого подхода к вопросам социальной и правовой защиты сотрудников правоохранительных органов.

Создание эффективно функционирующей правоохранительной системы государства невозможно в условиях недостаточности профессиональных кадров, привлечение которых, в свою очередь, в немалой степени зависит от повышения общего уровня социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, совершенствования условий прохождения ими службы и пенсионного обеспечения.

Кроме того, назрела необходимость изменения существующих на сегодняшний день в Российской Федерации неоднозначных подходов к правовому регулированию в этой сфере (вопросы прохождения службы сотрудниками правоохранительных органов и их социальной защиты регламентированы значительным количеством различных по статусу нормативных правовых актов), законодательного закрепления единых для всех сотрудников правоохранительных органов условий поступления на службу, прохождения службы и увольнения, устранения различий в социальных аспектах прохождения службы сотрудниками, являющимися государственными служащими, в зависимости от того, в каком государственном органе они проходят службу (так, профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, нередко связанная с риском для жизни, имеет гораздо более низкий уровень оплаты, чем, например, сотрудников прокуратуры).

Устранить указанные противоречия можно путем принятия федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", необходимость разработки которого предусмотрена Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации".

Таким образом, задачи (функции) органов внутренних дел сегодня настолько разнообразны, что главная задача - защита личности и общества от преступных посягательств - становится отнюдь не главной. По сути, у нас вообще нет ведомства, целиком нацеленного и полностью отвечающего за тяжкую преступность "традиционно уголовного" характера. Имея разветвленную не только горизонтальную, но и вертикальную структуру, ОВД (а с ним и государство в целом) утеряло необходимую маневренность в сфере противодействия преступности (профилактики, выявления, пресечения преступлений, доведения дел до суда). Речь идет о том, что ОВД (хотя и в виде разных структурных подразделений) обязаны сегодня не только бороться с квалифицированной, профессиональной, организованной преступностью, но и выполнять функции рутинного поддержания порядка. Это ведет к следующим негативным последствиям: размывается ответственность местных (региональных и муниципальных) органов власти за состояние правопорядка на их территориях; личный состав территориальных органов внутренних дел не ощущает в должной мере свою ответственность перед местными жителями; теряется или не повышается квалификация милицейской элиты - сыщиков, в т. ч. и потому, что эти сотрудники часто отвлекаются для выполнения не свойственных им задач (патрулирования, охраны и т.д.).


Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Правоохранительные (или полицейские) органы - это федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.

Критериями отнесения каких-либо органов к правоохранительным (полицейским) служат: принадлежность к федеральным органам исполнительной власти; наделенность полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанности пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации (полицейскую систему России) в настоящее время входят: Министерство внутренних дел Российской Федерации: полиция, внутренние войска; Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в том числе пограничные органы; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная служба исполнения наказаний; Природоохранные органы: Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба (по экологическому, технологическому и атомному надзору; Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.

Полиция является полифункциональной полицейской структурой, а все остальные - отраслевыми, имеющими узкую сферу деятельности. Указанная система является открытой.

Нужно создать систему законодательных актов, регулирующих правовой статус правоохранительных органов и спецслужб. Возможна следующая структура законодательства в данной сфере: федеральный закон о полицейской деятельности; федеральный закон о специальных службах; федеральные законы об отдельных ведомствах (полицейских и спецслужбах).

В законе о полицейской деятельности предстоит определить: понятие этого вида государственной деятельности; критерии для образования полицейских ведомств; критерии отнесения полицейских ведомств к федеральным; общие для всех полицейских ведомств задачи; общие для всех полицейских ведомств полномочия; общие для всех полицейских ведомств источники финансирования; общий для всех полицейских ведомств порядок прохождения службы; общие для всех полицейских ведомств правовые и социальные гарантии личного состава.

В законе о специальных службах предстоит определить: понятие этого вида государственной деятельности; критерии отнесения тех или иных органов к спецслужбам; общие для всех спецслужб задачи; общие для всех спецслужб полномочия; общие для всех спецслужб источники финансирования; общий для всех спецслужб порядок прохождения службы; общие для всех спецслужб правовые и социальные гарантии личного состава.

В законах о конкретных ведомствах предстоит определить задачи и полномочия соответствующих органов, особенности прохождения службы, особенности правовых и социальных гарантий сотрудников.

Из сказанного вытекают и основные направления реорганизации ОВД. Предлагается упразднить ОВД, создав вместо этого ведомства несколько самостоятельных систем. На федеральном уровне создается Федеральная уголовная полиция (в статусе федеральной службы), занимающаяся выявлением, пресечением и расследованием наиболее опасных преступлений (насильственных, корыстных, некоторых преступлений против порядка управления). Их перечень предстоит определить. Внутренние войска преобразуются в Национальную гвардию, целиком подчиненную Президенту РФ. Федеральная миграционная служба должна быть полностью самостоятельным органом, в целом сохраняющим свои нынешние функции и полномочия. В каждом из субъектов РФ создаются полицейские управления. Региональные полицейские управления должны контролироваться органами власти соответствующего субъекта РФ и подчиняться им.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.                  Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. -06.06.2011. - № 23. - ст. 2200.

2.                  Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9,20 марта,19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля,19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля 2011 г) // Собрание законодательства РФ. -06.03.2011. - № 3. - ст. 1287.

3.                  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2010 г) // Собрание законодательства РФ. -06.06.2011. - № 23. - ст. 2200.

4.                  О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1// Собрание законодательства Российской Федерации - 1996 г. - № 2 - ст. 3421

5.                  Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон  (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 № 101-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 05.01.1999 № 6-ФЗ, от 30.12.1999 № 225-ФЗ, от 20.03.2001 № 26-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.12.2005 № 150-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011 г. - N 1 - ст. 3984

 

6.                  О системе государственной службы РФ: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации - 2007. - N 2 - ст. 3421

7.                  О безопасности: Федеральный закон  от 05.03.1992г. №2446-ФЗ (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2288, Федерального закона от 25.07.2002 №116-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации - 1996. - N 2 - ст. 3421

8.                  О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации": Федеральный закон от 17 ноября 1996 года № 168-ФЗ (ред.27 декабря 2000 года) // Собрание Законодательства РФ. -1999. - № 47. -Ст.4472.

9.                  Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. // Собрание Законодательства РФ. -1995. - № 47. -Ст.4472.

10.             О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации - 2007. - N 2 - ст. 3421

11.             О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. // Собрание Законодательства РФ. -1997. -№ 52. -Ст.5909.

12.             О Полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля2011 г. №3 – ФЗ // -М.: Феникс, 2011.

13.             Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 (ред.10 января 2000 года) // Собрание Законодательства РФ. -1997. -№ 52. -Ст.5909.

 

Учебная и иная литература

 

1.                  Административное право: уч. / под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., - М.: ЮРИСТЪ., 2001.

2.                  Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3.                  Алферов В.А., Статкус В.Ф. Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы. - М.: Спарк, 2000.

4.                  Вахмистрова С.И., Лукичев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полный курс. - СПб.: Издательский дом "Сентябрь", 2000.

5.                  Воронцов С.А. Правоохранительные органы и специальные службы РФ: история и современность. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

6.                  Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы. -Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007.

7.                  Григонис Э.П. Правоохранительные органы. Курс лекций. -СПб.: Питер, 2001.

8.                  Громов Н.А., Францифоров Ю.В. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и судов. Основные начала. Учебное пособие для вузов. -М.: Приор, 2009.

9.                  Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы / Под ред. К.Ф. Гуценко. -М.: Зерцало, 2000.

10.             Дашков Г.В., Кигас В. Н, Мелик-Дадаева И.А., Тюрина Л.П. Обеспечение законности в деятельности частных правоохранительных служб за рубежом. -М., 1994.

11.             Епишин Е.Д. Правоохранительные органы в РФ. -СПб.: Российский государственный педагогический университет им.А. Герцена, 1998.

12.             Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. -М, 1965.

13.             Жаданов И.Л. Правоохранительные органы в РФ. -М.: Изд-во МЭГУ, 2003.

14.             Захарова Т.П., Королев Г.М. Правоохранительные органы: схемы, определения, комментарии. -Нижний Новгород: Интелсервис, 1998.

15.             Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Правоохранительные органы в России. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004.

16.             Лебедев А.Е. Концепция реформирования системы правоохранительных органов Российской Федерации. -М., 2009.

Информация о работе Правоохранительные органы в системе государственного механизма