Правовой статус и полномочия государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

Обоснование структуры Государственной Думы РФ и ее полномочий, обоснование правового статуса депутатов Государственной Думы.

Содержание

Введение 2
1 Государственная Дума РФ: правовой статус и структура 5
2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы РФ 11
3 Правовой статус депутата Государственной Думы 14
4 Полномочия Государственной Думы РФ 17
Заключение 20
Литература 21

Работа содержит 1 файл

право -выдача.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Комитеты ГД образуются на срок, не превышающий срок полномочий конкретного созыва ГД. Председатели комитетов избираются палатой.

ГД также формирует следующие комиссии:

Мандатную (которая образуется на срок полномочий ГД конкретного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета ГД.);

По этике;

Для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;

Для дачи заключения (Конституция РФ, глава 5, ст. 93, ч. 2);

А также другие.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Другой формой работы комитетов и комиссий, являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы

Депутаты ГД Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов ГД Федерального Собрания Российской Федерации»,/1/ избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право на участие в выборах, на основании ст. 4 Федерального Конституционного закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,/4/ имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеющий полную правоспособность, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеющий на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость.

Право на избрание в депутаты имеет «гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и имеющий право участвовать в выборах»/4/.

Депутат ГД выбирается на основе пропорциональной избирательной системы, «…по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты ГД»/5/.

«Кандидат в ГД Федерального Собрания Российской Федерации должен либо состоять в политической партии, либо ходатайствовать о включении своей кандидатуры в федеральный список от данной партии, так как в соответствии с действующим законодательством у гражданина отсутствуют возможности реализовывать свое право при выборах в ГД, если он беспартийный.» (Литвиненко И.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в нынешней России? // "Конституционное и муниципальное право. –М.,2009. - N 8), так как только политическая партия, имеющая право участвовать в выборах, имеет исключительное право выдвигать кандидатов.

Часть 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации и часть 2, ст.6 Федерального закона «О статусе депутата ГД и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»,/3/ в их правовом единстве определяют, что депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, не допускают возможности депутатам ГД заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; находиться на государственной или муниципальной службе; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, так же замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации,

Подобные ограничения введены законодательством в целях не допустить зависимости депутатов от каких-либо государственных органов власти или частных интересов других лиц, так как «получение депутатом дохода, к примеру, от управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что он начнет отстаивать в ГД частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным»/6/.

Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной властей объясняется тем, что депутат должен быть свободен от влияния других государственных органов, учреждений, прежде всего исполнительной власти.

Таким образом, запрет депутатам ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью дает возможность сосредоточиться исключительно на работе, выполнении полномочий депутата ГД.

В случае если кандидат, избранный депутатом ГД отказывается от освобождения занимаемой им должности, несовместимой со статусом депутата, или не подает приказ (иной документ) в Центральную избирательную комиссию с подтверждением об освобождения от должности в установленный законом пятидневный срок со дня получения извещения об избрании его кандидатуры, он исключается из федерального списка.

Кандидат, избранный депутатом ГД приобретает статус депутата ГД «только на основе выборов, в результате которых и формируется депутатский корпус и благодаря которым он в своей совокупности и приобретает качества субъекта права, который наделяется избирателями возможностью осуществлять власть народа через представительный орган власти»/7/.

 

 

 

 

 

 

 

3 Правовой статус ГД РФ.

В интересах повышения эффективности работы парламентариев в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским законодательством установлен статус члена соответствующей палаты парламента. Под статусом парламентария понимаются закрепленные законодательством его права и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления деятельности парламентариев.

Формами депутатской деятельности депутата ГД, кроме того, являются:

а) участие в заседаниях;

б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и ГД;

в) участие в выполнении поручений соответствующей палаты Федерального Собрания и ее органов (комитетов и комиссий);

г) участие в парламентских слушаниях;

д) работа с избирателями;

е) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в ГД. Такие фракции или группы образуются из числа депутатов - представителей политических партий и избирательных объединений;

ж) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании ГД.

Законодательством установлены основные права и обязанности парламентария. К числу основных прав члена депутата ГД относятся:

а) право законодательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения членами парламента в ГД законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу.

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Это право обеспечивается личным участием каждого парламентария в работе соответствующей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение информации. Парламентарии обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента, Правительством, Конституционным Судом и другими высшими судебными органами страны, иными государственными органами и общественными объединениями.

Право парламентария на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при выступлении по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.

К числу важнейших обязанностей парламентария законодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями.

Обязанностью парламентария является предоставление в установленном порядке в налоговые органы декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения. Члены Совета Федерации и депутаты ГД представляют их в соответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуются в официальных изданиях представительных органов государственной власти.

Еще одним очень важным элементом правового статуса Депутата ГД является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.

Среди таких гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»,/8/.

Важнейшей правовой гарантией деятельности парламентария является его неприкосновенность. Депутат ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (Конституция РФ, глава 5, ст. 98, п.1).

Вопрос о лишении члена парламента неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания (Конституция РФ, глава 5, ст. 98, п. 2).

К числу социальных гарантий деятельности парламентария законодательство относит его обязательное государственное страхование, /9/.

Срок полномочий парламентария засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. По окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации, /9/.

Депутату ГД ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их деятельностью (транспортные, почтовые, оплата телефонных переговоров и т. п.), в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда, /9/.

Депутату ГД предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения, /9/.

На срок полномочий Депутатам ГД предоставляется жилое помещение в виде служебной квартиры или двухместного номера в гостинице, /9/.

Важнейшей организационной гарантией деятельности парламентария является право иметь помощников. Депутат ГД вправе иметь до 5 помощников, по работе в данной палате и по работе в своем избирательном округе. Помощники депутатов принимаются на работу на постоянной основе распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты на срок, не превышающий срок полномочий парламентария, /9/.

В связи  с  осуществлением  депутатских  полномочий  жизнь и здоровье депутата подлежат   обязательному   государственному страхованию  за  счет  федерального  бюджета  на  сумму  годового денежного вознаграждения;  вместе с тем,  органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях гибели депутата и причинения депутату  увечья  или  иного  повреждения  здоровья, повлекших  стойкую  утрату  трудоспособности,  а также ежемесячно выплачивается компенсация в  размере  разницы  между  ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации и назначенной  пенсией  без  зачета  выплат   страховых   сумм   по государственному страхованию (статьи 21 и 22, /9/).

Депутат ГД:  освобождается на  срок  своих полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы (ст.23, /9/).

Статья 27 ч.1, /9/ Закона указывает на права  депутата  в  случае роспуска ГД. "В случае роспуска ГД в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции  Российской Федерации   депутаты   ГД,  кроме  депутатов, являющихся членами Правительства Российской  Федерации,  получают единовременное  денежное  пособие  за весь период,  оставшийся до завершения первоначального  срока  полномочий  депутатов  первого созыва,  из  расчета  их ежемесячного денежного вознаграждения на день  прекращения  депутатских  полномочий;  в  этом  случае   на депутатов ГД распространяются гарантии трудовых прав,  изложенные в частях второй,  третьей и четвертой статьи 24 настоящего  Федерального  закона, /9/". Федеральным законом установлена ответственность за невыполнение требований настоящего закона.

 

 

 

 

Информация о работе Правовой статус и полномочия государственной Думы