Правовой статус органа исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и основные признаки органов исполнительной власти…….………..4
2.Система органов исполнительной власти современной России…………………………………………………………………………...…..14
3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти……….18
Заключение…………………………………………………………………….……22
Список литературы…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Тем не менее законодательство РФ, специально посвященное организации исполнительной власти на всех ее уровнях, по-прежнему отсутствует. В Конституции РФ содержатся нормы, относящиеся только к определению статуса и организации Правительства РФ, что, естественно, не тождественно правовым основам организации государственного управления в целом.

В силу этого  в первую очередь необходимо ориентироваться  на анализ ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ. Но и они не относятся прямо  к организации государственного управления, так как трактуют соответствующие вопросы применительно ко всему механизму государственной власти, хотя и содержат сведения о том, по каким направлениям могут функционировать федеральные органы исполнительной власти и по каким требуется совместное их функционирование с аналогичными органами субъектов Федерации.

Так, в ведении  Российской Федерации находится  принятие федеральных законов и  осуществление контроля за их соблюдением. Очевидно, что в данном случае подразумевается  деятельность по исполнению этих законов, а также контрольная деятельность, т.е. то, что фактически составляет содержание процесса реализации исполнительной власти. Далее, в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Очевидно, что по всем названным направлениям обширен объем государственно-управленческой деятельности. В равной мере подобный вывод относится к федеральному бюджету, федеральным налогам и сборам, к международным и внешнеэкономическим отношениям Российской Федерации. Очевидно также, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление федеральными энергетическими системами, ядерной энергетикой, путями сообщения, информацией и связью, деятельностью в космосе, обороной и безопасностью, оборонным производством, защитой Государственной границы РФ и т.п. (ст. 71 Конституции РФ).

Содержание  ст. 72 Конституции РФ определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Здесь можно обнаружить некоторые аспекты государственно-управленческого характера, как-то: владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; вопросы образования, науки и культуры.

Несомненно  значение практической реализации отнесенных к совместному ведению норм административного, административно-процессуального, жилищного, земельного, водного и т.п. права.

На базе изложенной информации по вопросу о соотношении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области государственного управления возможны следующие выводы:

а) к ведению  Российской Федерации отнесено решение  основных вопросов организации государственного управления на федеральном уровне;

б) к ведению  субъектов Федерации отнесено решение  вопросов организации государственного управления на региональном уровне.

4. Законность - один из ведущих принципов  организации и деятельности органов  исполнительной власти. Свои исходные начала он берет из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Федерации и их законодательства (см., например, ст. ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации  и деятельности органов исполнительной  власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащен, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления. Так, в 2004 г. Правительством РФ упразднено 147 координационных, совещательных, иных органов и групп, действующих при нем. За период с 1992 г. неоднократно проводились перестройки системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, также преследующие цель экономии средств федерального бюджета. Однако все эти и иные меры должного эффекта пока не приносят5.

6. В настоящее  время ранее стоящий во главе  угла принцип сочетания централизации и децентрализации может быть понят через содержание принципа федерализма.

Тем не менее  сейчас серьезно звучит требование о  необходимости укрепления управленческой вертикали. Однако законодательство, а  также подзаконные нормативные  акты почти не содержат административно-правовых норм, реально способствующих этому закономерному процессу. Указанная вертикаль, выражающая субординационность связей между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, продолжающаяся вплоть до тех объектов, на которые призвана оказывать повседневное упорядочивающее воздействие, практически просматривается лишь в рамках отдельных, традиционно централизованных отраслей управления (например, оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, некоторые транспортные комплексы). Одноименные исполнительные органы Российской Федерации и ее субъектов не связаны организационно-правовой соподчиненностью. Кроме того, не фигурируют сейчас в качестве непременного звена единой управленческой системы местные исполнительные органы.

7. Учет особенностей управляемых объектов - принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия.

8. Гласность предполагает  широкое обнародование через  средства массовой информации  процесса и результатов работы  органов исполнительной власти.

9. В числе действующих  принципов называются также: народовластие;  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина; ответственность.

Итак, орган  исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный  масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном  законом или другим нормативным  правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать но поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

 

2. Система  органов исполнительной власти  современной России

В административно-правовой литературе применяются следующие  критерии для классификации органов  исполнительной власти, государственного управления и сведения их в определенные видовые группы.

По основаниям, образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы:

— образование  которых предусмотрено конституциями (президентуры — президенты и их администрация, правительства);

— создаваемые  на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации  и другие ведомства).

По порядку  образования.  Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной власти в две родовые группы:

— избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они  занимают эту должность в результате выборов населением);

— создаваемые  путем распоряжения, указа, исходящего от  уполномоченных органов исполнительной власти (министерства,  государственные комитеты, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрация и др.)

По характеру  компетенции. По данному критерию органы  исполнительной власти подразделяются на органы:

— общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами  управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов  федерального значения, автономных  образований);

— отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

— межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие  вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).

По порядку  разрешения подведомственных вопросов.  Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:

— коллегиальные  органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.):

— единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и др.).

В соответствии с принципом федерализма действующая  система исполнительной власти состоит  из следующих звеньев:  федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

К федеральным  органам исполнительной власти относятся: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство  РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, образуемым в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти. Оно обеспечивает в пределах своей компетенции осуществление Правительством РФ единой государственной политики в одной или группе смежных областей государственного управления. Будучи отраслевыми или функциональными органами они действуют во взаимодействии с другими органами внутри своей системы и вне ее. При подготовке проекта ФЗ «О федеральных органах исполнительной власти» обсуждается положение о придании министерствам функций своего рода «головных» органов и координации ими в пределах своей компетенции деятельность других федеральных органов и исполнительных органов субъектов РФ. В этом смысл межведомственной координации6http://studentu-vuza.ru/administrativnoe-pravo/kursovyie-rabotyi/organyi-ispolnitelnoy-vlasti.html - _ftn6.

Государственный комитет РФ - федеральный орган  исполнительной власти, который осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую  координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ возглавляет председатель государственного комитета.

Рассмотрим  другие разновидности федеральных  органов. Установлено, что Федеральная  служба России, Российское агентство, Федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения.

Правительство РФ — федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Оно обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ7. Конституционные основы деятельности правительства заложены в Конституции РФ 1993 г. (глава 6), ФКЗ «О Правительстве РФ», Регламенте заседаний Совета Министров.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

III. Федеральные  службы и федеральные агентства,  руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации8http://studentu-vuza.ru/administrativnoe-pravo/kursovyie-rabotyi/organyi-ispolnitelnoy-vlasti.html - _ftn8.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства  действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным  Президентом. Правительство России — орган коллегиальный. Согласно Конституции, в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры9. Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.

Правительство Российской Федерации возглавляет  его Председатель. В состав Правительства  входят также заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства.

Информация о работе Правовой статус органа исполнительной власти