Правовой статус органа исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и основные признаки органов исполнительной власти…….………..4
2.Система органов исполнительной власти современной России…………………………………………………………………………...…..14
3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти……….18
Заключение…………………………………………………………………….……22
Список литературы…………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Таким образом, под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь  между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними.

 

3. Административно-правовой  статус органов исполнительной  власти

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик  в составе России, федеральными и  иными законами (например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации)10.

При этом все  органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в  системе управления.

Вместе с  тем общими чертами правового  положения органа являются:

— подзаконный  характер деятельности органов исполнительной власти;

— наделение  их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в  том числе акты нормативного характера;

— подотчетность  и подконтрольность нижестоящих  органов вышестоящим в той  или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих11. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

— оперативная  самостоятельность органов в  пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.

Задачи и  цели органа исполнительной власти: это  то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним  задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие12.

Права и обязанности  определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его  задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами  работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью; возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Установление  нового наименования органа всегда влечет за собой изменение его административно-правового статуса, при этом в положение об органе исполнительной власти вносятся коррективы, определяющие содержание полномочий органа, а организационно-правовая форма (вид органа) остается прежней. Изменение наименования органа представляет собой разновидность его административного преобразования и, во всяком случае, влечет за собой принятие нового положения или иного статутного акта.

Государство –  это сложно организованная целостная  система, представленная всем государственным  аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Его воздействие охватывает широкий спектр обшеор-ганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата государство придает десяткам миллионов индивидуальных воль и усилий целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.

Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, повседневно выполняют значительный объем этой работы по практической реализации управленческих задач и функций государства. От других государственных (законодательных и судебных) органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей. Объекты их управления – экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т. п. Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью.

Действуя в  пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами, органами прокуратуры, а также с негосударственными организациями осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).

Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом  государственных органов, выступающих  от имени государства, в этом своем  качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, решающих иные задачи.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается конституциями, уставами субъектов РФ, детализируется законами субъектов РФ и положениями об этих органах власти и должен определять: во-первых, к какой ветви власти относится этот орган; во-вторых, к какому уровню этой ветви он относится; в-третьих, какова может быть его организационно-правовая форма13.

Итак, административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов по реализации их задач, функций, полномочий и ответственности находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

 

Заключение

Исполнительные  органы представляют собой составную  часть государственного аппарата с  особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.

Органы исполнительной власти являются носителями определенного  объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Эти полномочия выражаются прежде всего в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определенного объема юридически властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.

Исполнительные  органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные организации. Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе исполнительными органами не являющиеся.

Каждый орган  исполнительной власти имеет определенный для него законодательством территориальный  масштаб деятельности, учитывающий  особенности федеративного устройства России.

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 37086 
Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2008.
  2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г // СЗ РФ, 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст.1.
  3. ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176.
  4. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 г. № 927.
  5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004, N 11, ст. 945.
  6. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004, N 21, ст. 2023.
  7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" // Российская газета, 1998. N 36.
  8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)" // Российская газета. 2000. 11 июля.
  9. Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. Ростов н/Д, 2006.
  10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М., 2005.
  11. Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. 2002. N 7.
  12. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития./Отв. ред. Бачило И.Л. М., 2005.
  13. Калинин Ю.И. Мы хотим, чтобы наши сотрудники имели достойный социальный статус // Преступление и наказание. 2002. N 6.
  14. Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005.

1 Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005. С. 23

2 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития./Отв. ред. Бачило И.Л. М., 2005. С. 11.

3 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития./Отв. ред. Бачило И.Л. М., 2005. С. 104.

4 ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176

5 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития./Отв. ред. Бачило И.Л. М., 2005. С.116

6 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М., 2005. С. 102.

7 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г // СЗ РФ, 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст.1

8 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004, N 11, ст. 945.

9 Конституция Российской Федерации. М., 2007.

10 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М., 2005. С. 145.

11 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М., 2005. С. 109.

12 Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право. Ростов н/Д, 2006 С. 34

13 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития./Отв. ред. Бачило И.Л. М., 2005. С. 64.


Информация о работе Правовой статус органа исполнительной власти