Правовые акты управления (административные)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:38, реферат

Описание работы

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функций органов исполнительной власти и органов государственного управления.
1)Это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), от их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имении по поручению государства;

Работа содержит 1 файл

акты управления.docx

— 107.70 Кб (Скачать)

Правовые акты управления (административные)

Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической  формой реализации задач, функций органов  исполнительной власти и органов  государственного управления.

1)Это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), от их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имении по поручению государства;  2) это государственно-волевые действия, которые порождают новые правовые состояния, создают для других лиц новые права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в том числе и возможностью применения мер государственного принуждения; 3) основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом, другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство, административное исполнительство; 4) основанное на законе одностороннее юридическое властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, которое направлено на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений с целью реализации исполнительной власти

Такое разнообразие определений понятия правовых актов  управления предопределяется тем, что сущность правовых актов управления можно рассматривать исходя из различных точек зрения:

— правовой акт управления — важная форма управленческой деятельности, наряду с такими формами, как осуществление  юридически значимых действий, административный договор;

— правовой акт управления — управленческое решение, которое  устанавливает обязательность выполнения конкретных действий государственным  органом или должностным лицом;

— правовой акт управления — разновидность юридических  документов, поскольку те предписания, которые в нем предусматриваются, имеют определенное документальное оформление;

— правовые акты управления — «предписания», поскольку юридическое  содержание такого акта в большинстве  случаев составляют правоустановительные и правоприменительные предписания.

Правовые акты управления характеризуются рядом  признаков, отображающих их сущность.

1. Правовой акт управления  принимается уполномоченным субъектом  государственного управления в  пределах его компетенции. Он  может приниматься как единолично, так и коллегиально.

2. Правовой акт управления  всегда является управленческим  решением, поскольку именно такое  управленческое решение и составляет  содержание правового акта. Он  разрабатывается и принимается  с соблюдением правил управленческого  процесса и направлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечение выполнения государственно-управленческих задач и функций.

3. Правовой акт управления  представляет собой юридическое  властное волеизъявление органа  государственного управления или  его должностного лица. Правовой  акт управления всегда имеет  государственно-властный характер, поскольку его принятие обусловлено  государственными интересами и  направлено на регулирование  конкретных управленческих отношений;  установление общеобязательных  правил поведения, которые обеспечиваются  государством; решение конкретной  управленческой ситуации или  административного спора. Государство  в лице органов государственного  управления не только принимает  акты государственного управления, но и обеспечивает их выполнение, включая и меры административно-правового  принуждения.

4. Правовой акт управления  устанавливает обязательные правила  поведения в сфере государственного  управления. Другими словами, такой  акт является императивным по  характеру правовых предписаний.  А это означает, что другая  сторона — объект управления  — должна придерживаться установленных  предписаний и обеспечивать их  реализацию. Издание правовых актов  управления направлено на решение  вопросов общего характера (абстрактное  правовое регулирование) или конкретного  вопроса (индивидуальное правовое  регулирование).

5. Правовой акт управления  является разновидностью правовых  документов, которые используются  в деятельности органов государственного  управления (справки, акты ревизии,  протоколы, докладные записки  и т. д.). Однако в отличие  от них правовые акты управления  характеризуются односторонне властными  предписаниями, которые не характерны  для других правовых документов.

6. Правовой акт управления  всегда является подзаконным  актом, поскольку он принимается  органом государственного управления, осуществляющим подзаконную деятельность, принимается на основании законов  и во исполнение законов. Правовой  акт управления не может предусматривать  положения, которые противоречат  законам.

7. Правовой акт управления  имеет специальную форму и  порядок его принятия. В подавляющем  большинстве случаев правовой  акт управления принимается в  письменной форме. Немаловажное  значение имеет процедура принятия  правового акта управления. Нужно  отметить, что в настоящее время  нет единого законодательного  акта, который бы предусматривал  единую процедуру принятия правовых  актов управления.

С учетом основных признаков  можно дать такое определение  правового акта управления. Правовой акт управления — это правовой документ государственно-властного  характера, который принимается  уполномоченным органом государственного управления или его должностным  лицом в одностороннем порядке  с целью осуществления управленческих задач и функций.

Подзаконность акта исполнительной власти означает, что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме и порядку издания установленным требованиям. Например, ст. 115 Конституции определяет, что Правительство издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента.

Официальность акта исполнительной власти состоит в том, что решение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полномочий. Отсюда — властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность.

Виды правовых актов управления классифицируются: по юридическим свойствам; по органам, издающим акты, и их компетенции; по наименованию актов; по территории и сроку их действия

По юридическим свойствам  правовые акты, как уже отмечалось, подразделяются на нормативные и  индивидуальные.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Например, ст. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 4 сентября 1995 г.*, устанавливает, что проект перечня сведений, составляющих государственную тайну, разрабатывается экспертной комиссией и представляется на утверждение руководителю соответствующего государственного органа, который решает вопрос о целесообразности засекречивания

Нормативные акты управления детализируют законы, содержат механизм их реализации, организуют функционирование органов исполнительной власти, регулируют их взаимоотношения с другими участниками управленческих отношений. Нормативные акты управления устанавливают или изменяют общие правила поведения, которые носят безличный характер и рассчитаны на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям, например, правила приватизации государственных предприятий, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила стандартизации и определения качества продукции, правила воинского учета, таможенные правила и многие другие. В ряде случаев на основе нормативных актов управления возникают правоотношения других отраслей права (финансового, трудового, природоохранительного и др.) Особо следует выделить нормативные акты управления, предусматривающие административную санкцию за их нарушение. Все эти нормативные акты являются одним из важнейших источников права Без них невозможно функционирование органов исполнительной власти и всего государственного аппарата в целом.

Нормативные акты служат правовой основой для издания индивидуальных актов — актов правоприменения. Четкое определение свойств и признаков нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов позволяет правильно оценить роль и значение того или иного вида акта в механизме правового регулирования. Без уяснения четкого отличия нормативных актов от индивидуальных (ненормативных) немыслимы должное качество актов исполнительной власти, систематизация, публикация и введение в действие правовых норм, учет действующего нормативного материала

Индивидуальные акты исполнительной власти не содержат общих правил, норм права. К таким актам относятся  решения органов исполнительной власти по конкретным вопросам, входящим в их компетенцию. Это — акты применения норм права к конкретным лицам и случаям. Они выступают в качестве юридических фактов, если законодательство связывает с ними возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений. С их помощью формируется персонал аппарата управления, обеспечивается оперативное устранение недостатков, осуществляется воздействие на нарушителей государственной дисциплины и т. д. Например, юридическим фактом является издание приказа (распоряжения) о назначении гражданина России на государственную должность государственной службы, так как с этим фактом связывается возникновение у него определенного объема полномочий. Значение юридического факта имеет постановление соответствующего органа (должностного лица) о наложении административного взыскания на лицо, виновное в совершении правонарушения.

Правовые акты управления могут издаваться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрацией.

По компетенции (характеру разрешаемых вопросов) можно выделить акты органов исполнительной власти общей, межотраслевой (функциональной) и отраслевой компетенции.

По наименованию акты органов исполнительной власти и должностных лиц весьма разнообразны. Президент России издает указы и распоряжения; Правительство — постановления и распоряжения; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные федеральные органы исполнительной власти — постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения (нормативные акты), а также акты, изданные в ином виде, не имеющие нормативного правового характера (указания и др.). Руководители высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (главы администраций) издают постановления и распоряжения, руководители органов администраций — приказы и указания; местные администрации — постановления, распоряжения, приказы.

Правовые акты управления классифицируются и по другим основаниям: по территории, сроку действия, по способу защиты содержащихся в них требований и др.

 

 


Информация о работе Правовые акты управления (административные)