Предмет, метод, система и источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в работе будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.

Содержание

Введение
Предмет административного права
Система административного права
Источники административного права
Метод административного права
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Предмет, метод, система и источники административного права.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

ГОУ СПО  ЛО «Кировский политехнический колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

на тему:

«Предмет, метод, система и  источники административного  права» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. П-211

Дорина  Е.В.

Проверил:

Алпатов К.А. 
 
 
 
 

г. Кировск

2012 год

Содержание

  1. Введение
  2. Предмет административного права
  3. Система административного права
  4. Источники административного права
  5. Метод административного права
  6. Заключение
  7. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Административное  право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства. Отношения, возникающие в ходе осуществления государством управленческой деятельности многообразны, в них огромное место отводится административному управлению.

     Прежде  всего, это управленческие отношения, возникающие в процессе повседневной практической деятельности субъектов  исполнительной власти при реализации ими функций и задач по руководству  хозяйственными, социально - экономическими, культурными и административно-политическими процессами государства.1

      В настоящей работе будет дана общая  характеристика административного  права как одной из важнейших  отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных.

      С этой целью в данной работе рассматривается предмет административного права: его составляющие, функции административного права, цели административно-правового регулирования. Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в работе будут рассмотрены задачи и функции административного права как одного из элементов правовой системы РФ.

      Далее приводится краткая характеристика основных источников российского административного права и особенностей метода административно-правового регулирования общественных отношений, а также место административного права в правовой системе Российской Федерации и его взаимосвязь с другими отраслями права РФ.

     Предмет административного  права

           Административное  право, наряду с конституционным и гражданским правом, является ведущей отраслью в системе российского права, относится к публичному праву и играет в правовой системе системообразующую роль:

          Во-первых, оно представляет и  выражает один из двух главных  методов правового регулирования  – императивный, повелительный. Другой базовый метод – диспозитивный – олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение в треугольник «конституционное право - административное право – гражданское право», формирующий фундамент всей системы российского права, показывает административное право как фундаментальную базовую отрасль права.

          Во-вторых, административное право  служит своего рода «материнской  отраслью» для отраслей публичного  права. Положения административного  права о компетенции органов  исполнительной власти находят свое отражение и воплощение в финансовом, налоговом и других отраслей права. Императивный подход административного права наиболее эффективно применяется, например, в экологическом праве как наиболее эффективный способ борьбы в настоящее время с правонарушениями в этой области общественных отношений.2

     Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых административно-правовыми нормами.

      Исполнительная  власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в  российском законодательстве и юридической  литературе для определения сферы  действия административного права  используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.3

      Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

        Административно-правовое регулирование  производится посредством:

      а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

      б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам  развития общества, положениям Конституции  РФ;

      в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и  других отраслей права;

      г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

      Под понятием государственной администрации  главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

      Содержание  деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

        Следовательно, можно ограничить  предмет административного права,  уточнив, что оно регулирует  только те общественные отношения,  которые не закреплены за другими  отраслями действующего права.

      Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части: 1) внутриаппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

        Следовательно, предметом административного  права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.

      Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата.

      В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:

      а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;

      б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.

        Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.

      В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений. 
 
 
 
 

     Система административного  права

            Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

      Под системой правового воздействия  вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного  воздействия, который характеризуется  специфическими приемами правового  регулирования - особым порядком возникновения  и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм.

      Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

      Система административного права делится  на общую и особенную части. Общая  часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

      В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов  права); 2) регулирующие основы организации  и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

      В четырех подотраслях особенной  части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Источники административного  права

Информация о работе Предмет, метод, система и источники административного права