Президент РФ: полномочия и компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель. Рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
Исходя из поставленной цели, были определены для изучения следующие задачи:
определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его Конституционного статуса,
охарактеризовать полномочия Президента РФ,
рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3
1 ПРЕЗИДЕНТ РФ………………………………………………………………………5
1.1 Становление института Президента РФ…………………………………………….5
1.2 Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ…………………….6
1.3 Правовой статус Президента РФ……………………………………………………12
2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ………………………………………………15
2.1 Основные полномочия Президента РФ…………………………...………………..15
2.2 Полномочия Президента РФ в области руководства внешней политикой………20
2.3 Полномочия Президента РФ в области охраны, обороны суверенитета РФ……22
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ……………….24
3.1 Администрация Президента РФ……………………………………………………24
3.2 Акты Президента РФ………………………………………………………………..25
3.3 Пресс-служба Президента РФ………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     При выборах Президента обеспечиваются все гарантии  избирательных прав граждан, предусмотренные федеральным законодательством.

     После избрания Президента осуществляется предусмотренная  Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30 день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией  о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасности и целостность государства, верно служить народу».

     Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль.

     Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги  и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч.1 ст.92 Конституции).

     Чтобы обеспечить непрерывность осуществления  президентской власти, Конституция  предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92).

     Полномочия  Президента досрочно прекращаются в  случаях: 1) его отставки; 2) стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия; 3) отрешение от должности.

     Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения  от должности урегулирован в Конституции (ст. 93).

     В соответствии со ст. 91 Конституции Президент  обладает неприкосновенностью. Ее рамки  конституционно ограничены одним условием – отрешением от должности.

     1) Отставка – это добровольное  сложение действующим Президентом  своих полномочий по собственному  заявлению. В основе отставки  могут лежать различные причины:  состояние здоровья, усталость, осознание  своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные или личные причины.

     Отставка  всенародно избранного Президента должна быть заявлена органу, который устанавливается  законом. Она должна оформляться письменным заявлением, собственноручно написанным и подписанным Президентом.

     В Законе о выборах Президента РФ установлено, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах Президента, назначенных в связи с отставкой.

     2) Вторым основанием досрочного  прекращения полномочий Президента  РФ является стойкая неспособность  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие Президенту полномочия. Законодательно порядок досрочного  прекращения полномочий Президента  по этому основанию не урегулирован. Конституционный Суд определил те конституционные начала, которые должны обусловливать основы порядка (процедуру) его решения:

     а) для досрочного освобождения главы  государства от должности по состоянию  здоровья необходимо выработать особый порядок такого решения;

     б) положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением  ст. 92 (ч. 2) Конституции;

     в) для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер;

     г) для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может  не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

     д) приведение в действие досрочного прекращения  полномочий Президента по состоянию  здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий ил добровольной его отставкой;

     е) порядок установления стойкой неспособности  Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным.

     Конституционный Суд РФ постановил, что досрочное  освобождение Президента от должности  при отсутствии его волеизъявления не нарушает установленную ст. 91 Конституции  неприкосновенность Президента.

     3) Отрешение Президента от должности  – высшая форма ответственности Президента.  

     Исходя  из статуса главы государства, факта  всенародного избрания Президента порядок  его отрешения от должности не может быть упрощенным.

     Поэтому вполне правомерно Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения Президента от должности (ст. 93). Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Сняты имевшие место в прежней Конституции такие размытые, допускавшие широкое толкование формулировки оснований для отрешения Президента от должности, как «нарушение конституции, закона и присяги». По действующей Конституции отрешение возможно только на основании обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Эти категории имеют строго юридическое содержание, не могут произвольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке.

     Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. 

    1.  Правовой статус Президента Российской Федерации
 

     Стержнем  характеристики правового статуса  учреждаемого Конституцией органа государственной  власти  являются:

     1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа;

     2)     место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

     Второй  признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции  концепция построения системы государственной власти.

     Статья 80 определяет, что Президент РФ является главой государства.

     Придание  Президенту статуса главы государства  вызвано объективными причинами. Прежде всего, это требовало повышение уровня персоницифированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовала бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

      Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

      Однако  данное положение не дает никаких  оснований трактовать президентскую  власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

      В конституции РФ содержится система  гарантий, препятствующих превращению  Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недоступности занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда.

     Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет  персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

     Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента является само место в  Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

     Место, которое занимает ныне в действующей  Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент  не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

 

       2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ 

     2.1 Основные полномочия Президента РФ 

     Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его  функций как главы государства.

     Несмотря  на обширность полномочий Президента РФ, форма правления в России может быть охарактеризована как полупрезидентская. Основанием для этого является то, что в отличие от президентской республики, где не существует такого органа, как правительство, в РФ Президент не является главой исполнительной власти. Существует Правительство как высший орган исполнительной власти.

     Полномочия Президента, связанные с его участием в формировании и деятельности федеральных органов государственной власти, вытекают из его конституционно закрепленной функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; из конституционно закрепленного принципа разделения властей, с присущей ему системой «сдержек и противовесов», проявляющейся во взаимодействии различных ветвей власти в формировании федеральных органов государственной власти.

     Президент назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; может  досрочно (ранее установленных 30 дней после выборов) созвать заседание  Государственной Думы. 

     Президент обладает полномочиями распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст. 111 и 117).

Информация о работе Президент РФ: полномочия и компетенции