Президент РФ: полномочия и компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель. Рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
Исходя из поставленной цели, были определены для изучения следующие задачи:
определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его Конституционного статуса,
охарактеризовать полномочия Президента РФ,
рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3
1 ПРЕЗИДЕНТ РФ………………………………………………………………………5
1.1 Становление института Президента РФ…………………………………………….5
1.2 Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ…………………….6
1.3 Правовой статус Президента РФ……………………………………………………12
2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ………………………………………………15
2.1 Основные полномочия Президента РФ…………………………...………………..15
2.2 Полномочия Президента РФ в области руководства внешней политикой………20
2.3 Полномочия Президента РФ в области охраны, обороны суверенитета РФ……22
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ……………….24
3.1 Администрация Президента РФ……………………………………………………24
3.2 Акты Президента РФ………………………………………………………………..25
3.3 Пресс-служба Президента РФ………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     2.3 Полномочия Президента РФ в области охраны, обороны суверенитета РФ 

     Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ (ст. 87 Конституции). Он утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

     Указом Президента от 21 апреля 2000 г. утверждена «Военная доктрина РФ». Военная доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические основы обеспечения безопасности РФ.

     Конституционные полномочия Президента в сфере обороны  конкретизируются в Федеральном  законе от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (в  ред. от 4 апреля 2005 г.) и в федеральных  конституционных законах от 30 января 2002 г. «О военном положении», от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (в ред. от 2 марта 2005 г.) и других законодательных актах.

     В условиях чрезвычайных ситуаций Президент  может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами. В  случае агрессии против РФ или  непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных местностях военное положение в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении», о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

     В соответствии со ст. 83 (п. «ж») Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 7 марта 2005 г.) и Положением о Совете Безопасности РФ, утвержденным Указом Президента (в ред. от 7 июня 2004 г.). Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

     В соответствии с Указом Президента от 14 ноября 2005 г. «Об утверждении состава  Совета Безопасности РФ» в качестве постоянных членов в состав Совета входят: Председатель Правительства РФ, Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства – министр обороны, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Секретарь Совета Безопасности, министр иностранных дел, министр внутренних дел, директор СВР России, директор ФСБ России. Членами Совета Безопасности являются все полномочные представители Президента в федеральных округах, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель министра обороны РФ, Генеральный прокурор, министр финансов, министр юстиции, министр МЧС, Президент Российской академии наук. В состав Совета безопасности по мере необходимости Президент РФ вносит изменения.

     Указами Президента регламентируются многие вопросы военной службы. Так, Указом от 16 сентября 1999 г. утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (в ред. от 17 апреля 2003 г.), Указом от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о военных комиссариатах (в ред. от 17 июня 2000 г.).

 

      3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ  ПРЕЗИДЕНТОМ РФ 

     3.1 Администрация Президента РФ 

     Для выполнения своих полномочий Президент  формирует Администрацию Президента РФ. Ее статус, структура, задачи и организация  деятельности урегулированы в Положении  об Администрации Президента РФ, утвержденном Указом Президента от 6 апреля 2004 года (в ред. от 1 августа 2005 г.).

     Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые  организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможно осуществление полномочий главы государства, связь Президента с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

     В состав Администрации входят Руководитель Администрации, его заместители, иные должностные лица, а также самостоятельные подразделения. В числе последних – 4 главных управления, аппарат Совета Безопасности, Секретариат Руководителя Администрации, 13 управлений, Канцелярия Президента, референтура Президента (на правах управления); аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах.

     Руководитель  Администрации имеет десять заместителей, в том числе двух первых. В состав Администрации также входят: полномочные  представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, в Конституционном Суде; пресс-секретарь Президента; руководитель протокола Президента, заведующий Канцелярией Президента; помощники Президента; его советники; старший референт.

     Указами Президента утверждаются положения о подчиненных ему непосредственно самостоятельных подразделениях Администрации (Положение об Управлении протокола Президента; Положение о Канцелярии Президента; Положение о службе безопасности Президента).

     Большую роль в эффективном осуществлении Президентом своих полномочий играют многочисленные совещательные и консультативные органы, образуемые Президентом из специалистов соответствующих отраслей и действующие на общественных началах.

     При Президенте действуют Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет по вопросам совершенствования правосудия, Совет по культуре и искусству, Совет по науке, технологиям и образованию, Совет по борьбе с коррупцией, Комиссия по представительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, общественный Совет по инвестированию пенсионных накоплений.  

     3.2 Акты Президента РФ 

     В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

     Указы являются нормативными правовыми актами, рассчитанными на неоднократное  применение и обязательные для неопределенного  круга субъектов. Однако указы могут  быть и актами индивидуального характера. К таким относятся указы о  принятии в гражданство или выходе из гражданства, о награждении, о назначении Председателя Правительства.

     Распоряжения  Президента акты индивидуального характера. Но они могут носить и нормативный  характер, однако, касающийся в основном внутренних вопросов Администрации Президента.

     Указами Президента вносятся изменения в  ст. 65 Конституции при изменении  наименования субъекта РФ (постановление  Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ от 28 ноября 1995г.).

     Федеральный закон от 9 октября 1999 г. «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 08 мая 2010 г.) устанавливает, что решение Президента РФ о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти  о его роспуске  «принимается в форме Указа».

     Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам (ст. 90 ч. 3 Конституции). Это означает, что правовые акты Президента по своей юридической силе носят подзаконный характер. Если акты Правительства издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента, то в отношении актов Президента устанавливается, что они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

     Указами Президента могут регулироваться общественные отношения, которые требуют законодательного решения. Такую правовую позицию  обосновал Конституционный Суд  РФ, но это допустимо только при  следующих условиях: отсутствие федерального закона по данному вопросу; указ не должен противоречить Конституции и должен носить временный характер до принятия федерального закона (постановления Конституционного Суда от 30 апреля 1996 г.).

     Особенностью  подзаконного характера актов Президента является также и тот факт, что в отличие от актов Правительства они не могут быть отменены никакими органами государственной власти. Только в порядке конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента противоречащими Конституции РФ, вследствие чего они становятся недействующими, утратившими юридическую силу. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» (в ред. от 5 апреля 2004 г.) Президент не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменяет нормативный акт Президента, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельных его частях.

     Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции  может рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, а также ненормативных правовых актов Президента (ст. 27 ГПК). Решением суда акт Президента может быть признан не действующим полностью или частично.

     Акты  Президента подлежат обязательному  опубликованию (кроме актов или  отдельных положений, составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным  является опубликование их текстов  в «Российской газете» и Собрания законодательства РФ. Порядок этого опубликования определен Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28 июня 2005 г.).

     Акты  Президента публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Нормативные  акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты, в том числе те, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания. В указах Президента предусматривается их вступление в силу со дня опубликования, а в необходимых случаях – «с момента подписания».  

     3.3 Пресс-служба Президента РФ 

     В paбoтe Пpeзидeнтa PФ, eгo cвязяx c oбщecтвeннocтью вaжнyю poль игpaeт Упpaвлeниe пpecc-cлyжбoй, пoлoжeниe o кoтopoм yтвepждeнo Укaзoм Пpeзидeнтa PФ от 21 aпpeля 1998 г.

Oнo являeтcя caмocтoятeлъным пoдpaздeлeниeм Aдминиcтpaции Пpeзидeнтa PФ.

     В eгo фyнкции вxoдят:

-   oбecпeчeниe cвязи Пpeзидeнтa PФ сo cpeдcтвaми мaccoвoй инфopмaции,

- opгaнизация инфopмaциoннoгo oбecпeчeния oфициaльныx визитoв, paбoчиx пoeздoк, вcтpeч Пpeзидeнтa PФ, a тaкжe дpyгиx мepoпpиятий c eгo yчacтиeм в Poccии и зa pyбeжoм;

- пpeдocтaвлeниe cpeдcтвaм мaccoвoй инфopмaции cвeдeний o дeятeльнocти Пpeзидeнтa PФ, oб издaвaeмыx им aктax, o зaявлeнияx, выcтyплeнияx, вcтpeчax глaвы гocyдapcтвa и дpyгиx мepoпpиятияx c eгo yчacтиeм;

- oпepaтивнoe инфopмиpoвание Пpeзидeнтa o пoзиции cpeдcтв мaccoвoй инфopмaции по поводу выступлений и рeшeний глaвы гocyдapcтвa, oб откликах на них в прессе, на телевидении и радио, cocтoянии oбщecтвeннoгo мнeния и дp.

Пpecc-cлyжбa opгaнизyeт бpифинrи, пpecc-кoнфepeнции, интepвью и выcтyплeния Пpeзидeнтa в cpeдcтвax мaccoвoй инфopмaции, yчacтвyeт в пoдгoтoвкe зapyбeжныx визитoв глaвы гocyдapcтвa и т д.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства - Президент.

     Будучи  юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и  свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

     Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция  и нормативные акты субъектов  федерации полностью соответствовали  Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

     Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Информация о работе Президент РФ: полномочия и компетенции