Принципы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений. Понятно, что принципы различных отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам.

Содержание

Введение
1 Принципы административного права
1.1 Понятие принципов административного права
1.2 Законодательное закрепление принципов административного права
1.3 Виды и содержание принципов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат АП.Принципы АП.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Принципы отдельных  административно-правовых институтов как особых нормативных систем, характеризующихся  однородностью регулируемых отношений  и специфическими особенностями  проявления административно-правового  метода регулирования, содержат в себе основные положения общих принципов административного права как правовой отрасли. Принципы институтов административного права в разной степени призваны конкретизировать, уточнять и развивать действие общих принципов административного права. Конкретное содержание институциональных принципов административного права "индивидуализировано спецификой управленческой среды, в которой и реализуется тот или иной комплекс правовых норм и правоприменительных актов".

В современной  учебной литературе обычно выделяются следующие принципы: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность. Общие принципы административного права выражают его юридическую природу, характеризуют сущность механизма административно-правового регулирования, конкретизируют конституционные положения административно-правового характера относительно функционирования исполнительной власти, государственной службы, правоприменения и контрольно-надзорной деятельности в государстве, показывают место и роль административного права во всей правовой системе, подчеркивают его социальное назначение и роль. Общие принципы административного права являются основой, на которой формируются принципы институтов и подотраслей административного права.

Цели и принципы административного права разграничиваются в учебнике Д. Н. Бахраха. Среди принципов  административного права он выделяет эффективность, законность, демократизм  и федерализм. Указанные принципы раскрываются Д. Н. Бахрахом посредством целей административного права. Например, принцип эффективности раскрывается через создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти в качестве важнейшего инструмента обеспечения потребностей граждан, государства и государственного аппарата; принцип демократизма характеризуется целью обеспечения демократической организации исполнительной власти (государственной администрации); принцип законности проявляется в обеспечении защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, небрежности, некомпетентности

Административное  право строится на таких принципах, которые свойственны:

1) организации  государственного управления и  местного самоуправления (принципы  так называемого организационного административного права);

2) функционированию  государственного управления и  местного самоуправления (принципы  государственной и муниципальной  службы);

3) процессу управления (управленческим процедурам), т. е.  процессу совершения административных действий;

4) административно-юрисдикционному  процессу;

5) судебному  процессу по защите прав и  свобод граждан от действий  и решений публичного управления, от нарушений прав и свобод  граждан.

Принципы административного  права объединяют общими идеями все входящие в него институты и подотрасли; это законность управления, судебная защита прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений публичного управления, неотвратимость ответственности за нарушение и т. д. Например, институты государственной службы, правового акта управления и административной ответственности должностных лиц во многом базируются на одних и тех же принципах административного права, а именно на обеспечении законности управленческой деятельности, демократизме, соответствии форм и методов управления целям и задачам управления и пр.

При классификации  принципов административного права, как и при изучении принципов  государственного управления, целесообразно  выделять конституционные (политико-юридические) и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. Конституционные принципы административного права можно различать и по их нормативному закреплению (по источникам правового регулирования). В этом случае они устанавливаются конституционно-правовыми нормами и являются конституционно-правовыми основами административного права. При этом специальные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие административно-правовые отношения, определяют особые отношения управленческого характера и их основополагающие положения также могут претендовать на статус принципов административного права. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее: перечень принципов не является исчерпывающим. Приведённые принципы относятся к числу наиболее распространённых в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, считают целесообразным особо выделить принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.

Формулировка  и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчёркивают общее правило, содержащееся в принципе. Например, исключениями из принципа гласности  является режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделёнными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы), сочетания гласных и негласных методов работы.

Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административном правонарушении, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определённые государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой, не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Ввиду того что  государственное управление и административное право -- явления разнопорядковые, нельзя отождествлять принципы управления и принципы административного права. В отличие от принципов государственного управления принципы административного права-- категория юридическая; хотя между ними и имеется тесная взаимосвязь, подменять их друг другом нельзя. Вместе с тем было бы неправильно сводить принципы административного права только к юридическому выражению основных принципов управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Конституция РФ
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ 
  3. Административное право: Учебник/ Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.-М.: Юристъ, 2000. - 728 с.
  4. Бахрах Д.Н.. Административное право: Учебник для вузов. — М.: Издательство ВЕК, 1999 — 368 с.
  5. Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. - М., 2006. С.10-11.
  6. Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1995. С. 33.

Информация о работе Принципы административного права