Понятие и принципы административно-процессуального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Административный процесс связан с юридическим разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления и базируется на основе принципов, определяющих основы процессуальной деятельности, характерной для гражданского, административного, уголовного и других видов процесса.
Целью данного реферативного исследования являлется раскрытие принципов административного процесса.

Содержание

Введение
1. Понятие административного процесса.
2. Принципы административного процесса.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

к-р Административный процесс.docx

— 44.31 Кб (Скачать)

    Санкт – Петербургский государственный  университет

    аэрокосмического  приборостроения

    заочная форма обучения 
 
 
 
 

    Контрольная работа по дисциплине

    «Административно-процессуальное право»

    на  тему: «Понятие и принципы административно-процессуального права». 
 
 
 

    Студентка: Курченкова Т.И.

    Группа: 96-62        Курс: 6 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург  – 2011г.

     Содержание 

Введение

1. Понятие  административного процесса.

2. Принципы  административного процесса.

Заключение

Литература 

 

      Введение 

     Проблемы  процессуального регулирования  нормативно-правовых актов и материальных административно-правовых норм, регулирующих отношения в реализации государственной  исполнительной власти, приобретают  сейчас особую практическую актуальность. Во многих законах и нормативно-правовых актах не предусмотрен или недостаточно четко прописан порядок и механизм их реализации. В целях проведения правовой реформы в России и упорядочения административно-правового регулирования  не уделяется внимания расширению его  процессуальной формы и серьезному подходу к выработке концепции  административно-процессуального законодательства.

     Административный  процесс как правовая форма управленческой деятельности органов исполнительной власти в России базируется на принципах  государственного управления, закрепленных в Конституции РФ.

     Административный  процесс связан с юридическим  разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления и базируется на основе принципов, определяющих основы процессуальной деятельности, характерной для гражданского, административного, уголовного и других видов процесса.

     Целью данного реферативного исследования являлется раскрытие принципов административного процесса. 

 

      1. Понятие административного процесса

     Юридический процесс - это урегулированный процессуальными  нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий  в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений  общего или индивидуального характера.1 Для характеристики юридического процесса первостепенное значение имеет категория правовой формы деятельности. Форма - это правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов.

     Соответственно  этому, следует выделять такие признаки юридического процесса, как: организационная  форма деятельности, которая всегда связана с разбирательством (рассмотрением) юридического дела: правонарушения, спора  о праве, жалобы. Юридическая значимость таких жизненных обстоятельств  состоит в том, что они предусмотрены  законом и непременно вызывают, необходимость  соответствующей юридической квалификации. Так ст. 8 УК РФ, определяет, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все  признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

     Юридический процесс - это форма деятельности, осуществляется исключительно уполномоченными  на то органами государства, должностными лицами и иными субъектами. Конкретный состав, объем полномочий участников правовой формы деятельности четко  фиксируются соответствующим законом, в котором точно закреплено, кто  может быть субъектом этой деятельности, что он должен делать и каким образом  осуществлять свои служебные функции.2 Например, ст. 118 Конституции РФ определяет, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, никакой другой орган государства осуществлять какие-либо судебные функции не правомочен.

     Юридический процесс всегда выражается в совершении непосредственно операций с нормами  права (материальными и процессуальными). Само совершение операций с нормами  права выражается в интеллектуальной деятельности по выбору и анализу  нормативного предписания, установлению его смысла с единственной целью - найти тождество между предписанием нормы права и делом, подлежащим рассмотрению. 3Важно отметить, что операции, которые в юрисдикционной форме деятельности совершаются с нормами процессуального права, должны быть отработаны как профессиональный навык, а сама степень их совершения соответственно определяет уровень квалификации должностных лиц, их профессиональное мастерство.

     Результаты  юридического процесса всегда закрепляются в соответствующих процессуальных документах, имеющих официальный  характер и установленную законом  форму. Официальный характер процессуальных документов выражается не только в  том, что они оформляются - уполномоченными  на то субъектами, но и в том, что  природа этих документов, их структура  и реквизиты закреплены в законе. Процессуальные документы выполняют  самые различные функции. Наиболее существенное их значение состоит в  том, что они выполняют роль своеобразных юридических фактов, определяющих все движение разбирательства юридического дела с момента его поступления в производство до окончательного установления юридических последствий. Например, постановление Государственной Думы о принятии проекта закона в первом чтении, что позволяет перейти ко второму чтению.

     Правовая  форма деятельности, и, прежде всего, ее юрисдикционная разновидность, в силу своей особой социальной остроты нуждаются в установлении и обеспечении целым рядом гарантий. Наиболее существенным является то, что юрисдикционная форма деятельности урегулирована системой процессуального законодательства. Содержащиеся в процессуальном законодательстве нормы права регулируют все процессуальные действия всех участников процесса независимо от их правового положения. Но всё же основная функция процессуальных норм состоит в том, чтобы создать атмосферу наибольшего благоприятствования непосредственно заинтересованным участникам: истцу, потерпевшему, ответчику и т.д. В отношении участников-организаторов, процесса, т.е. субъектов, выполняющих свои служебные функции, назначение норм процессуального права состоит в обеспечении оптимальности действий и эффективности получения юридических результатов. Отсюда понятна и общая природа, а также назначение процессуального права: оно производно от материального и обслуживает потребность эффективной реализации последнего. Таким образом, правовой форме деятельности свойственна, как правило, четкая и всесторонняя регламентация. 4

     Правовая  форма деятельности непосредственно  связана с необходимостью использования  различных методов и средств  юридической техники. Для получения  достоверных выводов по рассматриваемому делу и для обоснования принимаемого решения в юрисдикционной деятельности всегда приходится устанавливать соответствующие данные и обстоятельства дела, т.е. искать и доказывать истину. Самым эффективным способом добывания истины по делу располагает такая отрасль юридической практики, как криминалистика со всеми своими частями: методикой, техникой и тактикой.

     Думается, что такие опасения являются излишними, ибо процессуальный порядок направлен  не на применение, а на обеспечение  реализации материальных норм.

     КоАП - не единственный правовой акт, регламентирующий отношения в области административно-процессуальной деятельности. По ряду вопросов подобного характера принимались законы Российской Федерации, постановления федерального Правительства. Так же действуют Таможенный кодекс Российской Федерации (2003г.), содержащий правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики, подчас более детально, чем КоАП; Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ., посвященный механизму исполнения судебных актов и актов других органов; Земельный кодекс от 25.10.2001 N 136-ФЗ, принятый Государственной Думой и регулирующий земельный процесс, и т.п.

     Основные  особенности административного  процесса заключаются в том, что  он является: а) специфическим способом осуществления исполнительной власти; б) динамическим понятием, ибо деятельность исполнительной власти реализуется  в определенной последовательности; в) исключительно юридической деятельностью, урегулированной процессуальными  нормами; г) деятельностью, с помощью  которой и достигается юридический  результат. 5

     Выделим следующие признаки административного  процесса.

     1. Административный процесс - вид  юридического процесса, обладающий властным характером деятельности; регламентацией процессуальными нормами; направлен на достижение юридических результатов и оформлен в документах.

     2. Административный процесс представляет  собой часть управленческой деятельности, подлежащей правовой регламентации.  Общность между управленческой  деятельностью и административным  процессом выражается в реализации  одними и теми же государственными  органами системы исполнительной  власти.

     3. Административный процесс - это  нормативно установленная форма  упорядочения правовых документов, где раскрываются все особенности  органов исполнительной власти: их многообразие и многочисленность; реализация, помимо федеральных законов, законов субъектов Федерации, актов исполнительной власти.

     5. Административный процесс подразумевает  процесс рассмотрения индивидуальных  дел не только административно-правового  характера, но и других отраслей  права. Административный процесс  обслуживает нормы финансового,  земельного и других отраслей  права.

     6. Административный процесс обслуживает  нормы других отраслей права,  за исключением конституционного  и уголовного.

     По  стадиям административные производства разделяются на: 1) административное расследование (проверка жалобы, анализ правового акта); 2) принятие акта (решения, постановления); 3) стадия исполнения; 4) производство по жалобам.

     Любая юридическая процедура строится исходя из общих начал, принципов  юридического процесса, соразмеряя степень  их проявления в зависимости от особенностей регулируемых отношений. К юридическому процессу должна относиться любая правовая процедура. Юридический процесс  определяется комплексом всех возможных  процедур, производств, все процессуальные проявления в праве. Юридический  процесс - это собирательное научное  понятие; процессуальное право - наука, изучающая юридический процесс. 6 

     2. Принципы административного процесса

     Общие принципы юридического процесса:

     1) принцип законности, сочетающийся  с безусловным соблюдением естественных  и неотъемлемых прав личности;

     2) принцип исключительного действия  закона в процессуальной сфере  при соблюдении приоритета положений  Конституции Российской Федерации  и международноправовых актов;

     3) принцип существования особых  механизмов формирования процессуального  законодательства для отражения  в нем интересов всех социальных  групп населения с целью достижения  социального компромисса;

     4) принцип действия конституционного  судебного контроля в процессуальной  сфере;

     5) принцип взаимной ответственности  государства и личности за  нарушение норм процессуального  права;

     6) принцип процессуальной справедливости;

     7) принцип недопустимости классовой  и групповой обусловленности  норм процессуального права;

     8) принцип процессуального равенства;

     9) принцип гласности процесса.

     Родовые принципы юридического процесса

Информация о работе Понятие и принципы административно-процессуального права