Признание брака недействительным

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Основания для признания брака недействительным перечислены в ст. 27 СК. Все эти специальные основания, предусмотренные Семейным кодексом, могут рассматриваться в рамках общего понятия недействительности сделки, не соответствующей требованиям закона.Таким образом, гражданское законодательство о признании недействительными сделок и семейное законодательство о недействительности брака опять-таки можно рассматривать сквозь призму соотношения общего и специального законодательства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1 Отсутствие добровольного согласия………………………………... 5
1.1 Недостижение одним их супругов брачного возраста …………….7
1.2 Наличие другого нерасторгнутого брака……………………………9
1.3 Близкое родство супругов……………………………………………9
1.4 Недееспособность…………………………………………………….10
1.5 Брак, заключенный с лицом, скрывшим наличие у него
ВИЧ-инфекции или венерического заболевания…………………...10
1.6 Фиктивный брак………………………………………………………11
2. Последствия признания брака недействительным…………………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19

Работа содержит 1 файл

правововедение oc.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 

1.3 Близкое родство супругов

 

Близкое родство супругов на практике встречается редко и, как правило, в тех случаях, когда сами супруги по тем или иным причинам не знали о наличии этого препятствия. Право на предъявление иска в этом случае имеют супруг, не знавший о наличии близкого родства, прокурор, орган опеки и попечительства, если один из супругов недееспособен, а также третьи лица, права которых были нарушены заключением брака.

Признание недействительным брака между усыновленным и усыновителем может быть произведено по инициативе тех же лиц, что и при наличии близкого родства.

 

1.4 Недееспособность

 

Недееспособность одного из супругов также является основанием к признанию брака недействительным. Недееспособность должна быть установлена решением суда. Правом требовать признания такого брака недействительным обладают опекун недееспособного супруга, орган опеки и попечительства, прокурор и третьи лица, чьи права были нарушены заключением брака, а также сам недееспособный супруг после выздоровления и признания его дееспособным.

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе, следует считать, что признание брака недействительным в случае заключения его с недееспособным лицом является правом, а не обязанностью суда. При решении этого вопроса суд должен руководствоваться интересами недееспособного. Недееспособность в принципе не препятствует состоянию в браке, поэтому, если интересы недееспособного требуют сохранения брака, в признании брака недействительным должно быть отказано.

 

1.5 Брак, заключенный с лицом, скрывшим наличие у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания

 

Брак, заключенный с лицом, скрывшим наличие у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания, может быть признан недействительным только по инициативе супруга, от которого эти заболевания были скрыты

 

 

 

1.6 Фиктивный брак

 

Наиболее часто встречающимся основанием признания брака недействительным является заключение фиктивного брака. Фиктивным называется брак, заключенный без намерения создать семью. Правовая природа его та же, что и у мнимой сделки. И в том, и в другом случае юридические действия совершаются без намерения породить предусмотренные для них законом правовые последствия.

Действующее законодательство (п. 1 ст. 27 СК) позволяет рассматривать в качестве фиктивного и брак, в котором оба супруга не имели намерения создать семью, и брак, в котором такое намерение отсутствовало только у одного из супругов.

При заключении фиктивного брака супруги (или один из них) всегда преследуют определенные цели: уклонение от уплаты налога на наследство, получение права на жилое помещение, получение российского гражданства и т.д. Основным признаком фиктивности брака являются не мотивы его заключения, а отсутствие намерения создать семью. Поэтому, если лица вступили в брак, преследуя имущественные или иные выгоды, и создали при этом семью, такой брак не может рассматриваться в качестве фиктивного. В данном случае речь может идти лишь о браке, заключенном по корыстным мотивам.

Мотивы заключения брака не имеют правового значения, поэтому такой брак считается действительным. Рассмотрение дел о признании недействительным фиктивного брака всегда представляет значительную сложность. Прежде всего чрезвычайно трудно доказать отсутствие намерения создать семью. Супруги по российскому законодательству не обязаны проживать совместно, поэтому их раздельное место жительства само по себе не является основанием для отнесения их брака к категории фиктивного.

Особенно затруднителен процесс доказывания в случаях, когда намерения создать семью не было только у одного из супругов. В этих случаях, как правило, на короткое время создается видимость семьи, поскольку недобросовестный супруг стремится ввести в заблуждение другого супруга относительно своих подлинных намерений. То, что он в действительности не желал создания семьи, становится явным обычно только после того, как он получил желаемое благо (право на площадь, гражданство и т.д.). После этого недобросовестный супруг оставляет обманутого супруга, который начинает сознавать истинное положение вещей и предъявляет иск о признании брака недействительным. Однако он должен убедить суд в том, что в данном случае имел место заведомый обман, а не произошла обычная ссора, приведшая к разводу.

Положение осложняется еще и тем, что в п. 3 ст. 29 СК содержится указание на то, что, если стороны, заключившие фиктивный брак, впоследствии создали семью, такой брак не может быть признан недействительным. Это правило, безусловно, применимо в ситуациях, где намерение создать семью первоначально отсутствовало у обоих супругов, а затем они создали семью. Если же без намерения создать семью заключил брак только один из супругов, данная норма должна применяться только в случае, если его намерения изменились и семья была создана потому, что его отношение к другому супругу изменилось. На те случаи, когда семья создается только для вида с целью ввести в заблуждение обманутого супруга, рассматриваемое правило не должно распространяться. В целях защиты интересов добросовестного супруга при разработке проекта Семейного кодекса предлагалось даже ввести норму о том, что кратковременное создание видимости семьи не должно препятствовать признанию брака недействительным. В окончательный вариант Кодекса это положениене вошло. Иск о признании недействительным фиктивного брака может предъявить прокурор и супруг, не знавший о фиктивности брака.

Легко можно заметить, что независимо от оснований признания брака недействительным лицо, виновное в заключении недействительного брака, не имеет права на предъявление иска о признании его недействительным. Это связано с тем, что предоставление ему такого права противоречит принципу справедливости и моральным нормам. Никто не вправе сначала заключить недействительный брак, заведомо зная о препятствиях к нему, а затем, когда это стало ему выгодным, потребовать признания его недействительным.

В некоторых случаях к моменту рассмотрения в суде дела о признании брака недействительным обстоятельства, влекущие недействительность брака, могут перестать существовать. Недееспособный супруг может быть признан дееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку — умереть, брак может быть признан недействительным или расторгнут, предположение о близком родстве может быть опровергнуто, несовершеннолетний супруг — достигнуть совершеннолетия, фиктивный брак может превратиться в подлинный. В этих случаях суд в соответствии с п. 1 ст. 29 СК вправе вынести решение о признании брака действительным. При этом речь идет именно о признании брака действительным, а не об отказе в признании брака недействительным.

Условно в принятии такого решения можно выделить две стадии. Суд сначала констатирует наличие правопрепятствующих юридических фактов, например наличие другого нерасторгнутого брака, служащих основанием для признания брака недействительным, и делает вывод о недействительности брака.

Затем суд выявляет наличие правовосстанавливающих юридических фактов, например смерти супруга по предыдущему браку после заключения второго брака.

Правовосстанавливающие факты дают суду возможность признать юридическую силу за браком, но только с момента, когда обстоятельства, препятствовавшие его заключению, перестали существовать.

Такое решение суда называется оздоровлением или санацией брака. Оздоровление брака — право, а не обязанность суда. Даже при отпадении обстоятельств, препятствовавших заключению брака, у суда сохраняется возможность признать брак недействительным, если этого требуют интересы добросовестного супруга.

На требования о признании брака недействительным не распространяется исковая давность. Оно может быть предъявлено в любое время в течение существования брака. Предъявление исков после расторжения брака, как правило, недопустимо. Исключением является предусмотренная п. 4 ст. 29 СК возможность признания недействительным даже после его расторжения, брака, заключенного между близкими родственниками или при наличии предыдущего нерасторгнутого брака.

В некоторых случаях потребность в признании брака недействительным может возникнуть после смерти обоих супругов или одного из них. В предъявлении такого иска могут быть заинтересованы третьи лица — наследники, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку или государственный орган, например при фиктивном браке. Прямого ответа на вопрос о том, возможно ли предъявление такого иска, семейное законодательство не дает. Однако представляется, что признание брака недействительным после смерти одного из супругов возможно.

 


2. Последствия признания брака недействительным

 

Последствием признания брака недействительным является аннулирование всех правовых последствий брака. В этом заключается основное значение института признания брака недействительным: он дает возможность не только, как развод, прекратить правоотношения, вытекающие из брака на будущее время, но и восстановить положение, существовавшее до заключения брака.

Супруги теряют право именоваться общей фамилией, право на общее гражданство, право на пользование жилищем другого супруга, право на алименты и другие права.

К имуществу, приобретенному совместно супругами, брак которых признан недействительным, применяются не нормы семейного законодательства о совместной собственности супругов, а нормы гражданского законодательства о долевой собственности. Брачный договор, заключенный такими супругами, признается недействительным.

Признание брачного договора недействительным в данном случае объясняется специфическим характером этого договора. Он предполагает специальный субъектный состав и может быть заключен только лицами, состоящими в браке или намеревающимися вступить в брак. В последнем случае он вступает в силу только с момента заключения брака, которое является отлагательным условием.

Следовательно, наличие брака всегда служит необходимым элементом брачного договора, без которого он не может существовать. Поэтому признание брака недействительным влечет за собой недействительность и брачного договора.

Однако в некоторых случаях аннулирование всех правовых последствий привело бы к нарушению интересов добросовестного супруга. Иногда применение гражданско-правовых норм о долевой собственности приводит к тому, что данный супруг не сможет получить часть совместно нажитого имущества, потому что не в силах доказать свой вклад в его приобретение. Аннулирование права на алименты может лишить нетрудоспособного нуждающегося добросовестного супруга возможности получения средств к существованию.

Неблагоприятные последствия для него может иметь и признание недействительным брачного договора. В результате невиновный супруг вынужден будет страдать не только из-за того, что оказался вовлеченным в заключение недействительного брака и вынужден участвовать в судебном процессе, что само по себе болезненно, но еще и пострадает от признания брака недействительным. Такая ситуация противоречит представлениям о справедливости, являющимся одним из принципов семейного права.

Чтобы избежать подобной ситуации, в п. 4 ст. 30 СК содержится правило о том, что суд вправе признать за добросовестным супругом право на алименты, применить к имуществу супругов нормы семейного законодательства об общей совместной собственности, признать брачный договор действительным полностью или частично.

Применение этой нормы — право, а не обязанность суда. Если нормы об общей совместной собственности более благоприятны для невиновного супруга, суд выносит решение об их применении.

Если, напротив, это выгодно виновному супругу, суд применяет нормы гражданского права о долевой собственности. В брачном договоре признаются действительными только те его положения, которые благоприятны для добросовестного супруга. То же касается и алиментов. Если нетрудоспособным и нуждающимся в получении содержания является добросовестный супруг, суд сохраняет алиментную обязанность. Если на алименты претендует виновная сторона, право на их получение аннулируется.

Добросовестный супруг вправе сохранить фамилию другого супруга, принятую им при регистрации брака (п. 5 ст. 30 СК). Кроме того, добросовестный супруг вправе требовать от другого супруга возмещения морального и материального вреда, причиненного ему в результате заключения и признания недействительным недействительного брака.

Это положение является новым для семейного законодательства. Традиционно считалось, что личный характер семейных отношений исключает возможность предъявления подобных исков. Однако представляется, что это не должно препятствовать защите интересов лица, которому причинен материальный или моральный ущерб. Такая точка зрения и получила закрепление в семейном законодательстве.

Признание брака недействительным не влияет на права детей, рожденных в таком браке. В отношении данных детей сохраняется презумпция отцовства мужа матери ребенка, если он родился во время брака или в течение трехсот дней со дня признания его недействительным. Эта презумпция может быть опровергнута. В частности, при заключении фиктивного брака, когда оба супруга действовали без намерения создать семью и никогда реально не вступали в супружеские отношения, возможно оспаривание отцовства по данному основанию.

 


Заключение

 

Важно отметить, что, если расторжение брака допускается как в судебном, так и в административном порядке (в органах ЗАГС), то признание брака недействительным относится исключительно к компетенции суда общей юрисдикции.

Очевидно, что институт признания брака недействительным является весьма важным инструментом защиты законных прав и интересов граждан, однако без грамотной, высококвалифицированной помощи профессиональных юристов отстаивание своих интересов представляется весьма непростым делом.

Информация о работе Признание брака недействительным