Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:24, курсовая работа

Описание работы

Цель - комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
Описать субъекты производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
Рассмотреть вопросы применения техники и методов возбуждения дела об административном правонарушении;
Исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;

Содержание

Введение 2
1 Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса 6
1.1 Понятие, виды и правовое регулирование административного процесс 6
2 Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и сущность 17
2.1 Участники производства по делам об административных правонарушениях 23
3 Анализ этапов реализации производства по делам об административных правонарушениях 30
3.1 Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение решения 30
3.2 Пересмотр постановлений и решений и их исполнение 37
Заключение 43
Список используемых источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АДМИН.docx

— 80.10 Кб (Скачать)

В случаях, предусмотренных  КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее  двух. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального  действия. Понятой вправе делать замечания  по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. Понятые  приглашаются, для участия в производстве по делу об административных правонарушениях, на добровольной основе. Им возмещаются  расходы, связанные с их участием в деле.

В качестве специалиста, для  участия в производстве по делу об административном правонарушении, может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических  средств. Участие в производстве по делу об административном правонарушении является обязанностью специалиста. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей специалист несет административную ответственность. Специалист под расписку предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Если специалисты не были об этом предупреждены, это является нарушением, влекущим невозможность  использования доказательств обнаруженных, закрепленных и изъятых с участием специалиста.

Специалисту возмещаются  расходы, понесенные им в связи с  явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Труд специалиста оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В качестве эксперта может  быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в  науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В  определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его  права и обязанности, он также  должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного  заключения. Если эксперты не были предупреждены  об административной ответственности  за дачу заведомо ложных показаний, это  является нарушением, влекущим невозможность  использования доказательств, полученных с участием эксперта.

Еще один участник производства - переводчик. Переводчик назначается  судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Участие в качестве переводчика является обязанностью привлеченного лица. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей переводчика, он несет административную ответственность. Переводчиком может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо

Прокурор в пределах своих  полномочий вправе:

    1. возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
    2. участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
    3. приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Поскольку органы и должностные  лица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являются участниками  производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В  этих условиях возрастает значение прокурора  как субъекта обладающего правом приносить протест на постановление  по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле.

При наличии предусмотренных  ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих  возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу. Однако, представляется исходя из логики ст. 25.12. КоАП РФ, что установление перечисленных  обстоятельств, исключающих возможность  участия в производстве по делу об административном правонарушении, не может зависеть только от инициативы лиц участвующих в производстве. Правом инициативы отвода должен обладать и судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган или должностное лицо, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Исходя из выше перечисленных  признаков, под производством по делам об административных правонарушениях  следует понимать основанную на законе и облечённую в форму правовых отношений деятельность судей, органов  и должностных лиц по возбуждению  и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это применение к  виновным мер административной ответственности, осуществляемое в особом административно-процессуальном порядке. Оно производится в целях  всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного  постановления, а также выявления  причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

3 Анализ этапов  реализации производства по делам  об административных правонарушениях

  3.1 Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение решения

 

Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях  данная стадия имеет специфическое  процессуальное оформление. Суть его  состоит в составлении особого  процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении.

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции  соответствующего полномочного должностного лица, потому как инициатором возбуждения  дела является именно оно (в некоторых  случаях - представитель общественного  объединения). Данный момент заслуживает  внимания, так как административное производство в иных случаях может  возбуждаться по инициативе, граждан, общественных объединений и даже исполнительных органов. Так, производство по жалобам начинается с момента  подачи гражданином жалобы на неправомерные  действия исполнительных органов (должностных  лиц) и т.п. 

Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать  в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение  конкретного административно-процессуального  отношения.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в  его обязанности входит разъяснение  установленного для возбуждения  данного дела порядка либо направление  дела по принадлежности.

Поводами к возбуждению  дела являются: непосредственное обнаружение  уполномоченным должностным лицом  факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения  дела является наличие достаточных  данных, указывающих на признаки административного  правонарушения (наличие события  правонарушения).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола  о его совершении либо первого  протокола о применении мер процессуального  обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении  административного производства.

Протокол об административном правонарушении - процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица - представители тех органов, которые  правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные  лица милиции, контрольно-надзорных  органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП.

О совершении административного  правонарушения составляется протокол. Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ законодательно определяется содержание протокола  об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые  для квалификации административного  правонарушения и привлечения виновного  лица к ответственности. В протоколе  об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, фамилии  и адреса свидетелей и потерпевших, место и время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет  указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления  протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу  же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение  обстоятельств дела, в том числе  данных о личности или сведений о  юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента  выявления правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному  рассматривать дело, в течение  суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой  административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

При невозможности составить  протокол на месте совершения административного  правонарушения, хотя его составление  обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию.

В случаях когда после  выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении  экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных  затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного  дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией  производства. Оно проводится по месту  совершения или выявления административного  правонарушения. Его срок не может  превышать один месяц с момента  возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - до шести месяцев.

По окончании расследования  составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола  об административном правонарушении при  невозможности его составления  на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного  рассмотрения дела и исполнения принятого  по нему постановления, уполномоченные лица вправе применять предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях меры процессуального обеспечения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

Рассмотрение дела и вынесение  постановления - центральная стадия, в рамках которой проявляются  важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Прежде всего, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что  данное дело не может рассматриваться  в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или  косвенной заинтересованности в  решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии  этих обстоятельств они обязаны  заявить самоотвод, а другие участники  производства вправе заявить отвод  этим официальным лицам.

При подготовке к рассмотрению дела разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости  судьей, органом (должностным лицом) выносится определение. В таком  порядке назначается время и  место рассмотрения дела, определяются лица, которых необходимо вызвать, а  также дополнительные материалы, которые  необходимо истребовать; назначается  экспертиза; отлагается рассмотрение дела; принимается решение о возвращении  протокола об административном правонарушении в случае составления его неправомочными лицами или неправильного составления, а также о передаче протокола  по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции  судьи, органа, должностного лица, к  которым он поступил, либо вынесено определение об их отводе. При наличии  соответствующих обстоятельств  выносится постановление о прекращении  производства по делу. При неявке без  уважительной причины вызванных  лиц, когда их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному разрешению дела, выносится определение о приводе  указанных лиц.

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса