Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

шпора....doc

— 121.00 Кб (Скачать)

исполнительной  власти и вызывает те юридические  последствия, ради которых он

был издан. Для  того чтобы административный акт  обладал юридической силой, он

должен отвечать определенным требованиям.

     Он должен быть:

1 издан полномочным  органом в пределах его компетенции  и соответствовать закону;

2 принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;

3 издан в установленной  форме и подписан надлежащим  должностным лицом;

4 не должен нарушать  или произвольно ограничивать  права и законные интересы  частных лиц в сфере государственного  управления;

5 юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;

6 оглашен (опубликован)  в соответствующем порядке, доведен

до сведения адресатов (определенные акты должны быть зарегистрированы в

Министерстве юстиции).

Нарушение данных требований является основанием для признания

административных  актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы.

Инициировать вопрос о признании незаконности административного  акта могут

частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и

законодательной власти.

  

Правомочие  на признание акта незаконным имеют:

1 орган исполнительной  власти - автор акта может признать

неправомерность и отменить его;

2 вышестоящие органы  исполнительной власти, наделенные

правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной

администрации (Президент, Правительство и т.д.);

3 судебные органы (общий и арбитражный суды,

Конституционный суд РФ).

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

1 признание неправомерного  акта недействительным;

2 признание такого  акта недействующим.

     Недействительный административный акт является ничтожным, т.е. не

порождает юридических  последствий с момента его  принятия.

     Недействующий административный акт не порождает юридических

последствий на будущее с момента вступления решения суда по данному акту в

законную силу либо с момента вступления в законную силу решения

административного органа о его отмене.

Действие административного  акта прекращается также в результате его

приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридической силы.

Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения

административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его

приостановление. 
 

34.Презумпция действительности правовых актов управления. Оспариваемые правовых актов управления. 

Правовые акты управления - основная юридическая  форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая  большая по

объему и разнообразию юридическая база.

     Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении

исполнительной  власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)

подзаконность актов  управления - они должны соответствовать  действующим законам

и находится в  соответствующей иерархии управленческих актов, т.е. должен

соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт управления

определяет правила  должного поведения в сфере государственного управления; г)

обязателен для  адресатов, т.е. императивен; д) правовыми  актами управления

устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права  либо правоотношения; е)

акты управления издаются в форме письменного  документа, принятого с соблюдением

специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется нормами АП.

     Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление  субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или возникновение,

изменение или  прекращение административно-правовых отношений в целях реализации

задач и функций  государственной управленческой деятельности.

     Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой

управления, а в  ряде случаев регулируют общественные отношения, составляющие

предмет других отраслей права. 

35. Административный  договор

В законодательстве этот термин не употребляется. В правовой науке существует

две точки зрения: а) АД - реальность, они уже применяются, это перспективная

форма; б) АД предшествуют юридически властной форме реализации исполнительной

власти, а сами такой деятельностью не являются.

АД непосредственно  не порождает конкретных административных правоотношений, но

как бы входит в  процесс формирования сложного юридического факта, на основании

которого возникнет административное правоотношение. Административный

договор - вид сделок, в которых равноправие сторон, так или иначе связано с

властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон  «О воинской

обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор предшествует

возникновению административных правоотношений.

     Черты АД:  имеют организационное содержание; одной из сторон договора

всегда является субъект ИВ; в РФ не обеспечен  судебной защитой, т.е. при

неисполнении условий  договора не влечет имущественных санкций; как

управленческой  формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане

предшествует принятию акта; нормативной базой являются нормы АП.

     Виды договоров: а) по содержанию: АД о компетенции (разграничение,

делегирование полномочий); АД о совместной деятельности (между субъектами, один

из которых АП субъект); АД о выполнении государственных  заказов; б) по

субъектам АП договоры могут быть: между 2 субъектами, между  субъектом ИВ и

государственными  организациями, между государственными и негосударственными

организациями, между  субъектами управления и гражданами; в) по взаимоотношению

сторон договора: АД субъектов, не обладающих властными  полномочиями друг к

другу и АД субъектов, один из которых обладает властными  полномочиями по

отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной

стороны есть возможность  обосновать свою позицию и требовать  финансового

равновесия, а также  право обосновать свою позицию, закрепить  в условиях

договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и

гласность иерархическим  отношениям. 

38. Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры применяются с целью предупреждения

возможных правонарушений в государственной деятельности. Меры подобного рода

осуществляются  в принудительном порядке, т.е. в  результате односторонней

властной деятельности. АПМ не связаны с совершением  правонарушения, они

предотвращают его  совершения и поэтому предшествуют применению иных мер

принуждения. Они  многообразны и используются различными субъектами, имеющими

компетенцию контрольно-надзорного характера.

     АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр;

проверка документов; административное задержание; введение карантина;

прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;

освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование  санитарного

состояние предприятий  общепита; закрытие участков госграницы и т.д 
 

40.административное задержание:основания, применения, сроки и виды.

Административное  задержание является мерой административно-процессуального

характера, применяемой  в связи с совершением правонарушения и состоящей в

кратковременном ограничении свободы правонарушителя”. К основным нормативным

актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О

милиции”, в котором  сказано, что милиции предоставлено  право задерживать лиц,

допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается

административное  задержание лица в целях пресечения административных

правонарушений. “Административным  правонарушением (проступком) признается

деяние, посягающее на государственный или общественный порядок,

собственность, права  и свободы граждан, на установленный  порядок управления,

противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо

бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная

ответственность”

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью. Как правило  административное задержание

не применяется  к военнослужащим и сотрудникам  органов внутренних дел, а также

к депутатам , судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц,

подозреваемых в  совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных  уголовным законом:

“Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое  в совершении

преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения

свободы, только при  наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо  застигнуто непосредственно после  его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие,  прямо укажут на данное лицо, как

на совершившее  преступление;

- когда на подозреваемом  или его одежде, при нем или  в его жилище будут

обнаружены явные  следы преступления”

“Задержание производится, если совершено правонарушение и  имеется хотя бы

одно из названных  выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного  и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения  постановления по делу об административном

правонарушении.”*

Административное  задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"