Система государственного управления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере здравоохранения. стр.5
1.1.Общая характеристика содержания здравоохранения стр.5
1.2. Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения стр.7
Глава 2. Государственные органы власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения стр.11
2.1.Федеральные органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения стр.11
2.2.Органы исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющие управление в сфере здравоохранения стр.15
Глава 3. Проблемы организации государственного управления здравоохранительной сферы стр.19
Заключение стр.24
Список использованной литературы стр.25

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 84.53 Кб (Скачать)

                               Министерство образования и науки  РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

 

Факультет подготовки региональных кадров

 

Специальность «Государственное и муниципальное  управление»

 

Курсовая  работа

   По дисциплине: Система государственного и муниципального управления

«Система  государственного управления в сфере  здравоохранения»

 

Выполнил студент 4 курса очной формы обучения (гр. 7-14 ГМУ /12)

Полобрюхова Яна Николаевна

Научный руководитель

к.ф.-м.н. Ю.С. Ширяева

_________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2012

 

Содержание

Введение                                                                                                       стр.3

Глава 1. Теоретические   основы   государственного   управления  в   сфере здравоохранения.                                                                                 стр.5

1.1.Общая  характеристика содержания здравоохранения                          стр.5

1.2.  Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения                                                                                               стр.7

Глава 2. Государственные органы власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения                                                                             стр.11

2.1.Федеральные органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения                                                           стр.11

2.2.Органы исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющие управление в сфере здравоохранения                            стр.15

Глава  3. Проблемы организации государственного управления здравоохранительной сферы                                                                      стр.19

Заключение                                                                                              стр.24

Список  использованной литературы                                                        стр.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В целях  обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения  доступности и качества медицинской  помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения  определяется основными системообразующими факторами:

- совершенствованием  организационной системы, позволяющей  обеспечить формирование здорового  образа жизни и оказание качественной  бесплатной медицинской помощи  всем гражданам Российской Федерации  (в рамках государственных гарантий);

- развитием  инфраструктуры и ресурсного  обеспечения здравоохранения, включающего  финансовое, материально-техническое  и технологическое оснащение  лечебно-профилактических учреждений  на основе инновационных подходов  и принципа стандартизации;

- наличием  достаточного количества подготовленных  медицинских кадров, способных решать  задачи, поставленные перед здравоохранением  Российской Федерации.

Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи, с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.

Так как  здравоохранение представляет собой  особую сферу деятельности государства  по обеспечению права граждан  на жизнь и здоровье, усиление роли права, в том числе медицинского, в жизни общества, тем более  в условиях проведения реформ, приобретает  важное значение. Сегодня следует учитывать такой факт, что по ряду вопросов об охране здоровья граждан РФ законы и другие НПА на федеральном уровне и особенно в регионах если и есть, то они во многом устарели и требуется их отмена или доработка и изменение.

 

Целью моей работы является изучить систему  управления в сфере здравоохранения  области.

Объектом  данной работы является Нижегородская область, а предметом является региональное управление сферой здравоохранения области.

 

Глава 1. Теоретические основы государственного управления  в   сфере здравоохранения.

    1. Общая характеристика содержания здравоохранения.

Здравоохранение - совокупность государственных и  общественных мер по организации  медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.1

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным  структурным элементом системы  здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление  в развитии и совершенствовании  здравоохранения на современном  этапе — охрана материнства и  детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Традиционно основными компонентами здравоохранения  является лечебно-профилактическая помощь при заболеваниях и травмах, при  беременности и родах, охрана здоровья детей и т. п. Обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия страны (территории) составляет второй важнейший компонент здравоохранения (вопросы предупреждения эпидемий инфекционных заболеваний, санитарный надзор за качеством питьевой воды, продуктов питания, атмосферного воздуха и т. п.). Всё большее значение приобретают вопросы укрепления здоровья населения (формирование здорового образа жизни, оздоровление условий труда и быта людей). Тесная связь здравоохранения с экономикой и политической структурой общества определяет, каким образом осуществляется финансирование и управление здравоохранения, т. е. каковы основные черты системы здравоохранения в данном государстве. В современном мире, как правило, наблюдаются различные сочетания частной медицинской практики, государственного и частного страхования (страховое здравоохранение, или страховая медицина) и бюджетного финансирования здравоохранения (государственное здравоохранение). В связи с глобальным научно-техническим прогрессом и сменой основного типа патологии в развитых странах (место инфекционных болезней как ведущих в структуре заболеваемости и смертности заняли сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, травмы, психические заболевания и болезни органов дыхания) возникли новые приоритеты в развитии медицинской науки, системы подготовки медицинских кадров, системы производства и снабжения медицинским оборудованием и расходными материалами, лекарственными препаратами. Новые задачи здравоохранения тесно связаны с охраной окружающей среды. Все в большей мере современное здравоохранение опирается на активное участие населения в охране и укреплении здоровья.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской  науки и практики реализуется  в виде совместной деятельности и  внедрения научных разработок в  учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших  теоретических проблем здравоохранения  относятся: социальная обусловленность  общественного здоровья, болезнь  как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая  база, кадры и т. д.), формы и  пути развития здравоохранения при  различных социально-экономических  условиях и др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории  обобщенных показателей, которые характеризуют  состояние здравоохранения в  стране:

1) показатели, относящиеся к политике в области  здравоохранения; 

2) социальные  и экономические показатели;

3) показатели  обеспеченности медико-социальной помощью;

4) показатели  состояния здоровья2.

1.2. Правовые основы государственного  управления в сфере здравоохранения

Для регулирования  вопросов здравоохранения сегодня  применяются такие виды правовых актов как: Конституция РФ; конституции и уставы субъектов РФ; конституционные законы (федеральные и субъектов РФ); законы (федеральные и субъектов РФ); указы Президента РФ; постановления (Правительства, главного государственного санитарного врача); распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций); приказы, инструкции, указания (ведомственные); акты представительных органов местного самоуправления; решения референдумов (волеизъявления); договоры, соглашения внутригосударственные; ратифицированные международные договоры; признанные нормы международного права; модельные законодательные акты (рекомендательные).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов», выделен специальный  раздел, посвященный здравоохранению  – 140.010.000. Согласно этому Указу в качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

– управление в сфере здравоохранения,

– медицинское  страхование,

– медицинские  учреждения,

– частная  медицинская практика;

– медицинская  экспертиза и др.

Согласно  ст.3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих  положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик  в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых  в соответствии с ними других законодательных  актов Российской Федерации и  республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов  автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Систему источников об охране здоровья населения  можно представить следующим  образом:

1) Конституция  РФ;

2) Нормы  международного права;

3) Специальное  законодательство об охране здоровья  граждан:

– Федеральное  законодательство об охране здоровья граждан;

– Региональное законодательство об охране здоровья граждан;

– Нормативно-правовые акты об охране здоровья граждан, принятые представительными органами муниципального образования 

4) Общее  законодательство об охране здоровья  граждан (иные федеральные законы (гл. 15; ст. 120, 122, 124, 123 гл. 25 ст. 235–238; гл. 26 ст. 246–248, 250, 251 Уголовного кодекса  РФ и др.); Гражданский кодекс  РФ (ст. 779–783, 1064–1083, 1099–1101 и 150–152 ГК, и др.); Трудовой кодекс РФ (ст. 323); Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (гл. 6); ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты представительных органов муниципального образования, содержащие нормы об охране здоровья граждан);

5) Подзаконные  нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья  граждан:

а) акты органов общей компетенции;

б) акты органов специальной компетенции.

6) Иные  источники, содержащие нормы об  охране здоровья граждан (Постановления  Конституционного Суда Российской  Федерации, локальные нормативные  акты органов управления здравоохранением  и медицинских учреждений).

Продолжается  работа над законопроектами «О здравоохранении  в Российской Федерации»; «О медицинских  изделиях», «О предупреждении распространения  туберкулеза в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных  средствах»; «О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации „О психиатрической помощи“.

Информация о работе Система государственного управления в сфере здравоохранения