Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Исполнительная власть – это независимая, самостоятельная ветвь власти, которая представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконное регулирование и полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по реализации различного рода административного контроля, а также систему органов государственной власти, в чью компетенцию входит осуществление этих полномочий.

Содержание

введение
Глава 1. теоретические основы исполнительной власти.
1.1 Понятие и виды органов исполнительной власти
1.2 Правовой статус органов исполнительной власти
Глава 2. Сиситема и структура Федеральные органы исполнительной власти
2.1. Система исполнительной власти и внутрисистемные взаимодействия
2.2. Структура федеральных органов исполнительной власти
заклчение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по праву 1.doc

— 873.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат

по предмету «Право» 

Тема: «Система и структура

  федеральных органов  исполнительной власти» 
 
 
 
 
 
 
 

2012 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План 

введение 

Глава 1. теоретические основы исполнительной власти.

1.1 Понятие и виды  органов исполнительной власти

1.2 Правовой статус  органов исполнительной  власти 

Глава 2. Сиситема и структура  Федеральные органы исполнительной власти

2.1. Система исполнительной  власти и внутрисистемные  взаимодействия

2.2. Структура федеральных  органов исполнительной власти 

заклчение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Исполнительная  власть – это независимая, самостоятельная  ветвь власти, которая представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконное  регулирование и полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по реализации различного рода административного контроля, а также систему органов государственной власти, в чью компетенцию входит осуществление этих полномочий.

     Проблема  определения содержания исполнительной власти и ее нормативно-правового регулирования приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью1. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, средства коммуникации, вооруженные силы и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т. п. Ее нормативно-правовое регулирование включает не только законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации2. В настоящей работе система органов исполнительной власти будет рассмотрена на примере федерального уровня, поскольку принципы функционирование всей системы исполнительной власти устанавливаются единообразно на всей территории Российской Федерации. 
 

Глава 1. теоретические  основы исполнительной власти. 

    1. Понятие и виды органов  исполнительной власти
 

     Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, которые реализуются в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур. Исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление3.

     Исполнительная  власть по своей природе не тождественна административной власти, так как  административная власть - это, прежде всего, реализация внесудебного, то есть административного принуждения. Особое значение в осуществлении функций исполнительной власти отводится конституционным принципам организации деятельности исполнительной власти4.

     Все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. Исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, т. е. почти полного обобществления всех сфер жизни.

     В Российской Федерации создано множество  органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи, с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

     1. По уровню нахождения органа  в системе исполнительной уластив  Российской Федерации:

     а) федеральные органы исполнительной власти;

     б) органы исполнительной власти субъектов  РФ: республик, краев, областей, городов  республиканского значения, автономной области и автономных округов. Для  данного раздела классификации  важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

     Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

     2. По субъекту, в ведении которого  находится право формировать  органы:

     а) органы исполнительной власти, которые  формируются самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;

     б) органы исполнительной власти, которые формируются самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

     Органы  исполнительной власти, формируемые  в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру внутренних дел РФ.

     3. По способу и процедуре формирования  органов:

     а) органы руководители, которых избираются населением на соответствующей территории;

     б) органы, формируемые в установленном  порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.

     4. По организационно-правовым формам:

     а) правительства;

     б) министерства;

     в) федеральные службы и федеральные  агентства;

     г) администрации;

     д) мэрии;

     е) департаменты, управления, главные  управления, комитеты, отделы.

     5. По характеру компетенции:

     а) органы исполнительной власти общей  компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми  или большинством отраслей и сфер деятельности по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

     б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

     в) органы межотраслевой компетенции  выполняют специальные функции  для всех или, для большинства  отраслей и сфер деятельности. Орган  исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

     6. По порядку принятия управленческих  решений:

     а) коллегиальные органы; б) единоначальные органы

     Итак, исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. 

    1. Правовой статус органов исполнительной власти
 

     Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

     Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектности, необходимо подчеркнуть следующее:

     1. Государственно-правовая природа  органов исполнительной власти  обусловлена конституционным разделением  государственной власти на законодательную,  исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

     2. Органы исполнительной власти - это  внешняя форма выражения исполнительной  власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

     3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

     а) государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;

     б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

     в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

     г) единство системы государственной  власти;

     д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

Информация о работе Система и структура федеральных органов исполнительной власти