Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Исполнительная власть – это независимая, самостоятельная ветвь власти, которая представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконное регулирование и полномочия внешнеполитического представительства; полномочия по реализации различного рода административного контроля, а также систему органов государственной власти, в чью компетенцию входит осуществление этих полномочий.

Содержание

введение
Глава 1. теоретические основы исполнительной власти.
1.1 Понятие и виды органов исполнительной власти
1.2 Правовой статус органов исполнительной власти
Глава 2. Сиситема и структура Федеральные органы исполнительной власти
2.1. Система исполнительной власти и внутрисистемные взаимодействия
2.2. Структура федеральных органов исполнительной власти
заклчение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по праву 1.doc

— 873.00 Кб (Скачать)

     е) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ;

     ж) самостоятельное осуществление  органами исполнительной власти субъектов  РФ принадлежащих им полномочий;

     з) обеспечение самостоятельного осуществления  своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

     4. Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

     5. Деятельность органов исполнительной  власти по своему содержанию  имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный  характер; в результате этой деятельности  решаются и реализуются государственные  задачи и функции.

     6. Существует организационная структура  органа исполнительной власти, т.е.  наличие в нем государственных  должностей функциональных структурных  подразделений, способствующих наиболее  эффективному осуществлению задач,  функций и полномочий данного  органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус. Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

     7. Органы исполнительной власти  наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах. В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

     а) исполнительно-распорядительная деятельность;

     б) контрольно-надзорные функции;

     в) действия юридического характера и  принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

     г) нормотворческая деятельность;

     д) правоохранительная деятельность.

     8. Орган исполнительной власти  постоянно и непрерывно действует  на определенной территории РФ.

     9. Органы исполнительной власти  наделены правом нормотворческой  деятельности, т. е. правом издания:  актов управления. Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

     10. Определен нормативно установленный  порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

     11. Каждый орган исполнительной  власти имеет свое наименование.

     12. Федеральными законами и законами  субъектов РФ предусмотрена ответственность  органов исполнительной власти  и их должностных лиц.

     13. Орган исполнительной власти - юридическое  лицо - имеет гербовую печать, может  вступать в гражданско-правовые  отношения.

     14. Финансирование органа исполнительной  власти осуществляется за счет  средств федерального бюджета  или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

     Правовой  статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти  органы являются самостоятельными и  независимыми именно в осуществлении  предоставленных им полномочий. Независимость  органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

     Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа, должностей и их количества, должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему, согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Сиситема и структура  Федеральные органы исполнительной власти 

2.1. Система исполнительной власти и внутрисистемные взаимодействия 

     Система органов исполнительной власти представляет собой их совокупность во главе с  Президентом и Правительством Российской Федерации со связями и взаимодействиями внутри и между собой по поводу широкого спектра возникающих в процессе управления государством проблем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в эту систему входят Правительство, министерства и другие федеральные органы исполнительной власти. Ниже приведена схема взаимодействий внутри системы исполнительной власти:

     Характер  и объем межведомственного взаимодействия во многом определяются условиями организации  деятельности органов исполнительной власти. Структура федеральных и региональных органов исполнительной власти и механизм их взаимодействия формируются под воздействием формы государственного устройства5. Правовые основы регулирования органов исполнительной власти закреплены в Конституции РФ, текущее регулирование осуществляется посредством федеральных законов и нормативно-правовых актов.

     Условие системности устанавливает, что  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федераций  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обуславливающую необходимость сочетания вертикального, горизонтального и диагонального межведомственного взаимодействия6. 

     

     исполнительный  власть конституционный правительств 

     Создание  системы органов исполнительной власти в соответствии с функциональным подходом предполагает формирование их структуры под воздействием перераспределения функций (министерства по видам деятельности, службы, агентства) и требует строгого закрепления компетенции и ответственности каждого органа в нормативно-правовых актах. Из функционального распределения полномочий и ответственности вытекает необходимость горизонтального взаимодействия между ведомствами при решении проблем, затрагивающих сферы их деятельности в пересекающихся областях.

     Оптимальная система исполнительной власти с  обособлением функций входящих в  нее органов должна обеспечивать специализацию, ответственность, оперативность  и результативность взаимодействия между ее участниками7. Система ФОИВ обретает устойчивость благодаря наличию и оптимальному соотношению бесконечного множества связей, образующих различные виды управленческого взаимодействия. 

2.2. Структура федеральных органов исполнительной власти 

     Исполнительная  власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, которые представлены на федеральном уровне Правительством РФ, министерствами, федеральными службами и агентствами, а также на уровне субъектов Федерации в виде правительств и других органов исполнительной власти. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти8. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

     Рассматривая  систему исполнительной власти нельзя не упомянуть о ее структуре. Современная  структура федеральных органов  исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ № 7249. Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Российской Федерации.

     Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации, и ряда федеральных служб и агентств.

     Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства здравоохранения и социального, Министерства культуры, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства промышленности и торговли, Министерства регионального развития, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства сельского хозяйства, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства транспорта, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства энергетики Российской Федерации, а также некоторых федеральных служб и агентств.

     Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

     Министерство  образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства.

     Федеральные агентства — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

     Структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой каркас, который поддерживает систему исполнительной власти. На сегодня явной тенденцией является разрастание системы исполнительной власти и усложнение ее структуры как на федеральном, так и на региональном уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, на сегодняшний день вопрос о системе исполнительной власти является весьма актуальным, поскольку  административная реформа продолжается по сегодняшний день. В соответствии с поправками к Конституции, вступившими в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок полномочий. Тем не менее, существует тенденция усовершенствования системы органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Об этом свидетельствуют не только действия политических партий, но и принимаемые законы и подзаконные акты. На федеральном уровне система исполнительной власти регулируется в первую очередь Конституцией РФ, которая устанавливает принцип разделения властей и определяет, что исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Обширными полномочиями в сфере исполнительной власти обладает и Президент РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» наиболее полно регулирует отдельные вопросы существования и функционирование системы исполнительной власти. Также важными регуляторами служат указы Президента РФ, Постановления правительства. Нормативно-правовое регулирование исполнительной власти осуществляется и на региональном уровне. 
 

Информация о работе Система и структура федеральных органов исполнительной власти