Система сдержек и противовесов в российской системе власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей исторически выработался в мировой практике как основополагающий для построения демократического государства. Суть данного принципа заключается в недопущении концентрации всей полноты власти в деятельности одного органа государственной власти, что, так или иначе, приводит к установлению диктаторского политического режима
Система сдержек и противовесов в Российской системе власти выражается в принципе разделения властей, закрепленном ст. 10 Конституции РФ - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа № 1.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Система сдержек и противовесов как государственная модель разделения властей в Российской Федерации есть и работает.

Однако, не обходится и без недостатков -  ежегодное исследование верховенства права в странах мира выявило слабую защиту фундаментальных прав человека в Китае, «серьезные недостатки» в России Из стран БРИК у России худшие результаты.
     «Страна демонстрирует серьезные недостатки в системе сдержек и противовесов между различными ветвями власти (55 место), что формирует институциональную среду, характеризуемую коррупцией, безнаказанностью и политическим вмешательством», говорится в докладе.
       «Нарушения в отношении некоторых основных прав, таких, как свобода мнений, свобода создания объединений и произвольное вмешательство в личную жизнь являются предметом беспокойства», добавляет доклад.»[3]

Несмотря на то, что система сдержек и противовесов призвана недопустить концентрации власти в одних руках, однако это не совсем удается. Российский режим имеет почти все признаки  «суперпрезидентской республики». Президент в настоящее время находится как бы «над» тремя ветвями власти, он выступает скорее регулятором взаимоотношений между исполнительной, законодательной и судебной властью. А уже этим власти сдерживают и контролируют друг друга. Однако в российской действительности эта система приобрела особенные свойства.

В России система сдержек и противовесов в реальности выглядит скорее неформальной системой и заключается не в сдерживании одной ветви власти двух других, как указано в Конституции, а в непрерывно идущей борьбе кланов и групп, приближенных к власти, за влияние, контроль над властными структурами, а в конечном итоге – за финансовое господство. Именно эти группы, сформировавшиеся в каждой из ветвей власти и сдерживают, и контролируют друг друга. Такая ситуация сложилась как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации – не вызывает удивление ситуация, когда команда главы Администрации региона и команда главы муниципалитета - «столицы» региона являются злейшими врагами, что негативно сказывается на развитии подведомственных им территорий.

В качестве примера механизма «сдерживающего» полноценную работу системы сдержек и противовесов можно привести нормы Конституции РФ (ч.4 ст.111,  ч.3 ст. 117) касающихся о возможности роспуска Государственной Думы – Государственная Дума имеет право отказаться утверждать кандидатуру Председателя Правительства, однако, после троекратного отказа это грозит ей роспуском. При этом в Конституции отсутствует норма, гласящая, что кандидатура Председателя Правительства, предлагаемая Президентом для утверждения, не должна повторяться. Получается, что Президент имеет право три раза предложить одно и то же лицо на должность Председателя Правительства, и в этом случае теряет смысл сама норма, позволяющая Государственной Думе отклонять неустраивающую её кандидатуру Председателя Правительства, фактически, Президент имеет возможность просто «продавить» нужную ему кандидатуру. А для Государственной Думы троекратный отказ утвердить это лицо на должность равносильна «самоубийству».

Точно также чреват для Государственной Думы вопрос о доверии Правительству – Президент может согласиться с решением Государственной Думы и отправить Правительство в отставку, а может и не согласиться и распустить саму Государственную Думу. Однако, в Конституции совершенно не прописана норма из каких соображений должен исходить Президент при принятии того или иного решения, что также дает лишние очки и без того сильной позиции Президента РФ. 

Однако, так или иначе, система работает, ведь как говорили ещё древние – «Разделяй и властвуй».



[1]  Постников А.Е. комментарии к ст. 10 Конституции РФ (http://www.az-design.ru/index.shtml?Projects&AZLibrCD&Law/Constn/KRF93/krf010)

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

[3] http://inosmi.ru/politic/20110613/170641215.html


Информация о работе Система сдержек и противовесов в российской системе власти