Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: комплексный анализ системы рекрутирования политической элиты Казахстана.
Задачи исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- рассмотрение концепций политической элиты, конкретизация термина «политическая элита»;
- изучение существующих систем рекрутирования элит;

Содержание

1 Теоретические основы анализа политических элит в контексте проблем элитообразования
1.1 Возникновение понятия элита. Теории элит
1.2 Система рекрутирования элит
2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КАЗАХСТАНА
2.1 Этапы развития политической элиты Казахстана
2.2 Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

 

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования т.е. отбора.

Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства  элиты, включающий в себя критерии, порядок и круг лиц, осуществляющих отбор. В наиболее общем виде представления о системах рекрутирования в форме демократической и аристократической тенденций были сформулированы еще Г. Моска.

В современном мире существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (см. приложение 2).

Система гильдий предполагает закрытый и неконкурентный характер отбора, который осуществляется достаточно узким кругом лиц (селекторатом), медленное  продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность вышестоящему начальнику. Обновление элиты происходит медленно и нерегулярно. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) политических системах. Крайним выражением системы гильдий стал номенклатурный способ формирования элиты в бывшем СССР. Элита подбиралась сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии.

Таким образом, для системы гильдий характерны:

 

1. Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх;

2. Высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.;

4. Подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5. Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих - наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации [15, с. 189].

Однако к числу сильных сторон данной системы относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

При антрепренерской  системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и из различных по своему положению групп. Присутствует тенденция регулярного обновления элиты. Критерии отбора ориентируются, в первую очередь, на личные качества кандидата, его умение привлечь к себе внимание людей, способность доказывать свою компетентность.

Антрепренерская система  рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

1. Открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

3. Широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

4. Высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5. Изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее идеями и программами [15, с. 193].

Эта система больше ценит  выдающихся людей. Она открыта для  молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и  непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Однако, как антрепренерская система, так и система гильдий в чистом виде встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Использование каждой из систем может  иметь неоднозначные последствия  как для самой элиты, так и  общества в целом. Так, система гильдий, с одной стороны, формирует однородную элиту, обеспечивает предсказуемость и преемственность политического курса, а с другой, ее длительное использование приводит к отрыву элиты от общества, к ее старению и бюрократизации, а в конечном итоге - к вырождению господствующей группы и потери ею способностей к управлению обществом. Антрепренерский способ рекрутирования элиты, характерный для современных демократических обществ, обеспечивает динамизм и гибкость элиты, более полную легитимацию ее власти. Но и у этой системы есть свои недостатки.

Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти (см. приложение 3).

К таковым относят:

1. Политические партии. Особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тетчер, Ф. Миттеран, Г. Коль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах.

2. Бюрократический аппарат. Значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств, как Япония и Швеция.

3. Церковь и околоцерковные религиозные организации. Этот канал рекрутирования более характерен для исламских стран и стран с сильным влиянием католицизма.

4. Профсоюзы. Профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах многих стран. Бывший президент США Р. Рейган и бывший президент Польши Л. Валенса «вошли» в «большую политику» как лидеры профсоюзных движений.

5. Экономические институты, сфера бизнеса.

6. Армия. Влияние этого фактора особенно велико в странах Латинской Америки, Африки и Азии. Три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы. В современной России присутствует тенденция увеличения количества бывших военных во властных структурах регионального уровня.

7. Система образования играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое. Система образования практически во всех регионах мира является влиятельным каналом продвижения к вершинам политической иерархии. Однако в ряде стран (прежде всего Великобритании и Франции) роль системы образования в рекрутировании элиты столь велика, что можно говорить о значительном пересечении системы образования и политического рекрутирования. Не случайно герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая фраза о том, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона, а выражение «школьные галстуки» в английском языке звучит так же, как «школьные связи».

Таким образом, каналы рекрутирования – это институциональные пути продвижения к вершинам политической иерархии. К числу основных институциональных каналов исследователи относят государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политической системы, спецификой политического режима и т.д.

 

2. Политическая элита Казахстана

2.1 Этапы развития политической элиты Казахстана

 

Становление суверенного  Казахстана привело к формированию новой политической элиты, которая  постепенно пришла на смену старой партийно-хозяйственной номенклатуре. Этот сложный и противоречивый процесс протекал параллельно процессу национально-государственного строительства и становления политической структуры общества. В своем развитии политическая элита Казахстана прошла несколько этапов:

1 этап: 1991 - 1994 гг.

Господствующее положение в правящей элите страны вплоть до середины 90-х годов занимала партийно-хозяйственная номенклатура, которая являлась носителем идей планово-управляемой экономики и государственного монополизма.

Академик Абдумалик  Нысанбаев в своей работе «Эволюция политической системы Казахстана» пишет следующее: «41,6% политической элиты Казахстана работали в органах КПСС, 19,0% до партийной работы являлись комсомольскими функционерами. 22,2% депутатов Сената Парламента и 34,4% депутатов Мажилиса Парламента имели опыт советского парламентаризма. Не имеющие партийно-номенклатурного опыта в независимом Казахстане составляют четверть элиты (25,9%)» [16. с. 269]. Надо отметить, что в 1995 году в Администрации президента Казахстана работало 51,6% бывших ответственных работников Коммунистической партии.

Характерными признаками этой элиты были строгая иерархичность, принадлежность к числу прежней  советской партийной и управленческой номенклатуры, низкий уровень конкурентности. Это была закрытая элита. Для того чтобы войти в нее, надо было обладать такими критериями, как стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. Ее отличительной чертой являлась монополия на владение собственностью и право распоряжаться ею и всеми стратегическими ресурсами.

 «Старожилами» из  числа первого эшелона элиты  независимого Казахстана, сохранившими  свое представительство в нынешней  правящей элите Казахстана можно  отметить Нуртая Абыкаева, Акежана Кажегельдина, Имангали Тасмагамбетова, Ахметжана Есимова, Алтынбека Сарсенбаева, Касымжомарта Токаева, Нурлана Балгимбаева, Заманбека Нуркадилова, Сарыбая Калмурзаева и др.

О начале процесса селекции национальной элиты свидетельствовал также факт того, что после отставки правительства Сергея Терещенко и Акежана Кажегельдина из состава правящей элиты были исключены такие фамилии как В.Соболев, Т.Мамашев, Е.Мамбетказиев, Б.Тутенов, П.Крепак, С.Медведев, В.Кармаков, В.Горячковский, Н.Макиевский и многие другие, являвшиеся типичными представителями советской партийно-хозяйственной номенклатуры.

Таким образом, данный этап характеризуется доминирование советской партийно-хозяйственной номенклатуры и групп давления, дисбалансом политических сил из-за разногласий в путях реформирования политической и экономической сфер.

2 этап: 1995 - 2001 гг.

Данный этап формирования казахстанской политической элиты характеризуется тем, что в ряды правящей элиты влились «менеджеры» в соответствии с требованиями периода активных рыночных реформ, воспитанники программы «Болашак» и кадры из комсомольского актива.

Cмешение качественно  разнородных элит придало динамику  начавшемуся процессу трений  и конфронтации между старой  номенклатурой и новой политической  элитой.

 В это время в управленческую элиту влился очень узкий слой технократов, большая часть из которых была еще деполитизированными менеджерами-управленцами. Они хорошо знали азы рыночной экономики, бюджетной и финансово-денежной политики, механизмов способа приватизации. В числе первой волны технократов можно обозначить Ораза Жандосова, Сауата Мынбаева, Мухтара Аблязова, Жанат Ертлесову, Зейнуллу Какимжанова, Нурлана Капарова, Умирзака Шукеева, Берика Имашева, Галымжана Жакиянова, Еркина Калиева и т.д.

 Тем не менее,  позиции партийно-хозяйственной номенклатуры по-прежнему оставались достаточно сильными и обеспечивались ее несменными представителями в лице Ахметжана Есимова, Александра Павлова, Касымжомарта Токаева, Каирбека Сулейменова, Владимира Школьника, Фарита Галимова, Оралбая Абдыкаримова, Сарыбая Калмурзаева, Заманбека Нуркадилова.

Таким образом, для второго  этапа формирования казахстанской  политической элиты характерно появление  в рядах правящей элиты новой  политической силы в лице воспитанников  Болашака и менеджеров-управленцев. На фоне данных событий идет процесс концентрации президентских полномочий, который обеспечил форсированное реформирование экономической и социальной сфер. Параллельно этому процессу шло образование преимущественно пропрезидентских партий.

3 этап: 2001 - 2003  гг.

Новый этап в развитии политической элиты пришелся на 2001 год. В этом году возникли два оппозиционных  образования: партия «Ак Жол» и общественно-политическое движение «Демократический выбор Казахстана».

Информация о работе Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту