Сравнительный анализ прохождения государственной гражданской и государственной военной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является сравнительный анализ функционирования государственной гражданской и военной службы.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- ознакомится с понятием государственной службы;
- рассмотреть понятие и виды государственного служащего;
- раскрыть понятие – государственная гражданская служба;
- раскрыть понятие – государственная военная служба;
- проанализировать общее между государственной гражданской и государственной военной службами
- проанализировать отличия государственной гражданской службы от государственной военной службы

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственная служба………………………………………………5
1.1. Понятие государственной службы…………………………………………5
1.2. Государственный служащий: понятие, виды……………………………...5
Глава 2. Виды государственной службы……………………………………….6
2.1. Понятие Государственная гражданская служба…………………………..6
2.2. Государственная военная служба…………………………………………9
Глава 3. Сравнительный анализ прохождения государственной гражданской и государственной военной службы…………………………………………..17
3.1. Общее между государственной гражданской и государственной военной службами…………………………………………………………………………17
3.2. Отличия государственной гражданской службы от государственной военной службы………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемых источников……………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Кур.гражд. и воен. служба.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности  в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, что обусловливает наличие специального (особого) правового статуса – общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

     Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

     Каждый  военнослужащий имеет должностные  обязанности, которые определяют объем  и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

     В то же время военнослужащие, находящиеся  на боевом дежурстве (боевой службе), в  суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах, выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей и носит, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.

     Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, которые обязаны беспрекословно их выполнять; подчиняться лишь строго определенным лицам – начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).

     Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

     К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные  ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, так как в соответствии со ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

     Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно связаны с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой – образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

     Став  военнослужащим, гражданин включается в сложный организм, который можно  представить в виде схемы, состоящей  из трех элементов: занимаемая воинская должность (1); наличие конкретного воинского звания (2); соответствующих штату (3) воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

     Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно – учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

     Должностью  определяется характер выполняемых  служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

     Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении воинской службы различных категорий военнослужащих и т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности).

     Таким образом, воинская должность есть учрежденная  в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

     Должностные полномочия представляют собой часть  компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа – это система его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе – в сфере обороны и безопасности).

     Каждый  военнослужащий имеет должностные  обязанности, которые определяют объем  и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

     Военнослужащий  может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при  его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 Закона «О воинской обязанности и военной службе»). Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, При этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник – полковник)4.

     Принципы  военной службы

     1.Военная  служба осуществляется в соответствии  с основными принципами построения  и функционирования системы государственной  службы Российской Федерации  (далее - государственная служба).

     2.Принципами  военной службы являются:

     - верность Российской Федерации;

     - единоначалие и субординация на военной службе;

     - соблюдение воинской дисциплины;

     - непрерывность военной службы и постоянная готовность к защите Российской Федерации;

     - обязательный профессиональный отбор при равном доступе к военной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами военнослужащего;

     - взаимосвязь прав, свобод, запретов, ограничений, обязанностей, ответственности и государственных гарантий военнослужащих;

     - государственная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

     3.Принципы  военной службы реализуются при  соблюдении следующих условий:

     - военнослужащий в своей служебной деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации; никто, кроме лиц, уполномоченных федеральным конституционным и федеральным законами, не вправе вмешиваться в его служебную деятельность;

     - ограничение прав и свобод военнослужащего, как человека и гражданина, допускается в соответствии с федеральным конституционным и федеральным законами в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

     - военнослужащий исполняет служебные обязанности вне зависимости от угрозы его жизни или здоровью;

     - в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах не допускаются создание и деятельность политических партий и религиозных объединений, их структурных подразделений; служебная деятельность военнослужащего не может осуществляться в интересах профессиональных союзов, политических партий, иных общественных и религиозных объединений5. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Сравнительный анализ прохождения  государственной гражданской и  государственной военной службы 

3.1. Общее между государственной гражданской и государственной военной службами 

     Взаимосвязь военной службы и государственной  гражданской службы обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

     - соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных гарантий и компенсаций при прохождении военной службы и государственной службы иных видов;

     - установления ограничений и обязательств при прохождении военной службы и государственной службы иных видов;

     - соотносительности воинских званий классным чинам, дипломатическим рангам, специальным званиям федеральной государственной службы иных видов;

     - учета стажа государственной службы иных видов при исчислении общей продолжительности военной службы и наоборот;

     - соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу6. 

3.2. Отличия  государственной гражданской службы от  государственной военной службы 

     Военная служба – особый вид государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку.  

Информация о работе Сравнительный анализ прохождения государственной гражданской и государственной военной службы