Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Работа содержит 1 файл

административное 2 семинар.docx

— 47.38 Кб (Скачать)

во-первых, конституционное  признание и гарантирование местного самоуправления в стране;   

во-вторых, гарантированную  государством способность местного самоуправления в результате собственных  действий получать права и нести  обязанности;   

в-третьих, самостоятельно решать, какие права и обязанности  осуществлять общиной или ее органами (т.е. органами местного самоуправления), а какие - поручить или делегировать другим органам, организациям, учреждениям.    

В зависимости от характера, содержания, субъектного состава  общественных отношений, возникающих  при реализации право-и дееспособности общества, она или органы местного самоуправления получают соответствующий  статус, закрепленный нормами различных  отраслей права - конституционного, административного, гражданского, земельного, экологического, финансового или отдельной комплексной отрасли права - муниципального.   

Правовое положение органов  местного самоуправления как субъектов  административного права характеризуется  их административно-правовым статусом. Это означает, что органы местного самоуправления имеют определенную нормами административного права  компетенцию - предметы ведения, права  и обязанности (полномочия), несут  ответственность за действия или  бездействие в пределах собственной  или делегированной компетенции, выполняют  публичные, исполнительно-распорядительные, разрешительно регистрационные, контрольные  функции, участвуют в административных правоотношениях регулятивного  или охранительного характера.   

Как известно, предметами ведения  органов местного самоуправления является, по закону о местном самоуправлении, вопросы местного значения.   

Прежде административная правосубъектность оказывается  у органов местного самоуправления при осуществлении функций, которые  выполняются на основании делегированных им полномочий. Об этом говорится в  п. 5 ст. С Всемирной декларации местного самоуправления, п. 5 ст. 4 Европейской  хартии о местном самоуправлении и имеет отражение в Конституции  Украины (часть 3 ст. 143), законах Украины  о местном самоуправлении и о  местных государственных администрациях.    

Конституция Украины предусматривает  возможность предоставления органам  местного самоуправления полномочий органов  исполнительной власти (часть третья ст. 143) и делегирование полномочий районных и областных советов  местным государственным администрациям (часть четвертая ст. 118). Закон  о местном самоуправлении содержит перечень восьмидесяти таких полномочий и около семидесяти - собственных  отношении органов местного самоуправления.    

Итак, отдельной группой  полномочий органов местного самоуправления как субъектов административного  права являются их собственные полномочия, благодаря которым эти органы выполняют свои задачи и функции. Среди этих полномочий выделяются следующие.    

Разрешительно регистрационные  полномочия. Органы местного самоуправления предоставляют разрешение (и отменяют его), в частности, на специальное  использование природных ресурсов районного или областного значения, на строительство объектов градостроительства, на размещение рекламы, им предоставлено  право, например, регистрации объединений  совладельцев многоквартирных домов, жилищно- строительных и гаражных кооперативов.    

Важные функции органы местного самоуправления выполняют, когда  осуществляют распорядительные полномочия в отношении любых субъектов  на соответствующей территории. В  частности, административная правосубъектность  органов местного самоуправления связана  с подчиненностью, когда складываются субординационные отношения, например, между органами местного самоуправления и предприятиями, организациями  и учреждениями коммунальной собственности  или отношения по координации. Примером может быть координация органами местного самоуправления деятельности субъектов градостроительства по комплексной  застройки населенных пунктов, утверждение  местных градостроительных программ, генеральных планов населенных пунктов (ст. 12 Закона Украины "Об основах  градостроительства").   

К содержанию административно-правового  статуса органов местного самоуправления следует отнести полномочия по: планов и программ строительства и реконструкции  объектов, имеющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, признаны памятниками природы, истории  или культуры, которые охраняются законом, подготовки предложений о  передаче или продаже в коммунальную собственность предприятий, организаций, учреждений, принадлежащих к другим формам собственности; участия в  подготовке общегосударственных и  региональных программ охраны окружающей среды.   

Местное самоуправление предполагает осуществление контроля. Внутренний контроль органов местного самоуправления должен регулироваться законодательством  о местном самоуправлении (муниципальным  правом). Внешний контроль имеет  административно-правовую природу  независимо от отраслевого законодательства.    

Так, органы местного самоуправления осуществляют контроль за местными администрациями  в части полномочий, делегированных им советами, а также в выполнении решений советов по этим вопросам по состоянию благоустройства производственных территорий, организации озеленения, охраны насаждений и водоемов, создание мест отдыха граждан, деятельности стоянок  автомобильного транспорта и т.д..   

Наряду с конкретными  правами административно-правовой характер имеют и обязанности  органов местного самоуправления. В  частности, общей обязанностью органов  местного самоуправления и их должностных  лиц является обязанность действовать  только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены  Конституцией и законами Украины (часть 2 ст. 19 Конституции Украины, ст. 24.3. Закона о местное самоуправление).   

Определенные обязанности  устанавливаются текущим законодательством  и уставами территориальных общин. Так, Закон о местном самоуправлении предусматривает обязанность органов  и должностных лиц действовать  в интересах территориальной  громады, сочетая их с интересами государства, отчитываться комитет  о своей деятельности, управлять  объектами коммунальной собственности  так, чтобы не "ослаблять экономических  основ местного самоуправления" , не "уменьшать объем и не ухудшать условия предоставления услуг населению" и др..   

Административно-правовой статус органов местного самоуправления гарантируется  государством, охраняется государственными органами, которые могут принять  меры по защите прав органов местного самоуправления, например, при обращении  этих органов в Кабинет Министров, Президента Украины.

№6))) В содержании правосубъектности  предприятий, учреждений, организаций (далее предприятий) определенное место  отведено административной правосубъектности. ее специфика заключается в том, что в административно-правовых отношениях предприятие участвует, как правило, в лице своего руководителя или других субъектов управления данного предприятия.   

Согласно действующему законодательству Украины субъектами управления предприятием могут выступать:   

- Собственник имущества  предприятия: частное лицо, общие  сборы кооператива, трудового  коллектива как коллектива собственников,  акционерного общества, иного хозяйственного  общества и т.п.;   

- Уполномоченный собственником  орган - правление кооператива,  предприятия, основанного на собственности  трудового коллектива; совет акционерного  общества (наблюдательный совет), директор  и правление других хозяйственных  обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, органы управления  государственным имуществом, органы  управления коммунальным имуществом;    

- Администрация (орган  управления), возглавляемая руководителем  предприятия;   

- Органы, реализующие полномочия  трудового коллектива. Кроме указанных,  субъектом управления предприятием  могут быть органы, которым право  управления предприятием предоставлено  собственником или уполномоченным  им органом в порядке делегирования.  Но при условии, что на существование  такого органа управления будет  прямая ссылка в уставе предприятия  относительно того, что он будет  представлять одновременно интересы  как собственника, так и трудового  коллектива.   

Администрация предприятия - это специфическая часть трудового  коллектива, осуществляющего управление в процессе профессиональной деятельности. ее природа двойная: с одной стороны, через нее обеспечивается участие  предприятия как субъекта права  в различного рода правоотношениях, с другой - это орган управления предприятием, наделен властными  полномочиями по трудового коллектива как управляемого объекта и возглавляется  ее руководителем.   

Административно-правовой статус руководителя предприятия включает:    

1) определение его места  и роли в системе управления  предприятием, характеризующие организационно-правовые  способы замещения должности,  подчинения, способы реализации  единоначалия, соотношение единоначалия  руководителя с самоуправлением  трудового коллектива;   

2) определение содержания  компетенции руководителя. Необходимость  ее использования как элемента  административно-правового статуса  предприятия обусловлена ​​тем,  что это понятие присуще только  деятельности органов управления  и должностных лиц. В общих  (относительно разных форм собственности)  чертах компетенция руководителя  предприятия определяется государством  с помощью правовых норм, регулирующих  отношения: между уполномоченными  государством органами и руководителем  предприятия, между руководителем  предприятия и объектами управления, между руководителем предприятия  и другими органами управления  предприятием;   

3) обязанность руководителя  нести административную ответственность  (в чем выражается так называемая  административная деликтоспособность) в предусмотренных законом случаях  за ненадлежащее исполнение полномочий  или преувеличения их объема  Место руководителя предприятия  в системе управления характеризует  и его подчиненность.   

Подчиненность руководителя предприятия - это его отношения  с другой стороной, которая является собственником имущества предприятия (уполномоченным им органом), или компетентными  органами. Подчиненность всегда сопровождается подотчетностью и ответственностью.    

Подотчетность руководителя предусматривает его обязанность  отчитываться перед собственником  имущества предприятия за всю  деятельность или за определенную ее часть и право собственника имущества предприятия требовать такого отчета, давать юридически значимую оценку деятельности подотчетного должностного лица, а также указывать на недостатки и приписывать их устранения. Ответственность руководителя предприятия перед собственником предусматривает право последнего применять меры дисциплинарного и имущественного воздействия.   

Взаимоотношения руководителя предприятия и трудового коллектива имеют противоречивый характер. Выступая - как наемный работник - членом трудового  коллектива, руководитель одновременно является представителем интересов  собственника имущества предприятия, обязанным сделать все необходимое  для их реализации.   

Важное значение для организации  управления предприятием имеют принципы единоначалия и коллегиальности.   

Единоначалие заключается  в единоличном распорядительности и персональной ответственности  руководителя за результаты работы предприятия. Способами ее реализации являются:   

а) право руководителя предприятия  самостоятельно - путем назначения на должность или освобождения от нее - формировать руководство администрации;    

б) установление обязательности управленческих решений руководителя предприятия для всех работников;    

в) право единоличного осуществления  текущего управления предприятием. При  этом собственник имущества не имеет  права вмешиваться в такую  ​​деятельность руководителя предприятия.    

Если в единоначалия заложены природные свойства любого управления, то коллегиальность - это необходимость  сочетать единоначалие с самоуправлением  трудового коллектива.   

Единоначалие руководителя предприятия реализуется прежде всего через его компетенцию. Элементами компетенции руководителя предприятия выступают:   

1) общие право и обязанность  осуществлять управленческие функции  в отношении определенных управляемых  объектов - административно-управленческого  персонала и в целом трудового  коллектива;   

2) конкретные права и  обязанности руководства соответствующим  предприятием;   

3) право выдавать так  называемые локальные акты управления, которые являются обязательными  для выполнения в пределах  данного предприятия. Компетенция  руководителя предприятия реализуется  во всех как внутренних, так  и внешних сферах деятельности  предприятия: производственной деятельности; социального развития и решение  кадровых вопросов; материально-технического  обеспечения, реализации продукции,  работ и услуг; финансовой деятельности; внешнеэкономической деятельности, природоохранной деятельности. Понятно,  что преимущественное объем административно-правовых  отношений с участием руководителя  предприятия формируется в деятельности  государственных и коммунальных  предприятий (учреждений, организаций), имеющих более взаимосвязей соответствии  с органами исполнительной власти  и органами местного самоуправления.

Информация о работе Субъекты административного права