Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Работа содержит 1 файл

административное 2 семинар.docx

— 47.38 Кб (Скачать)

№7)) Значительной мере взаимоотношения государства и объединений граждан регулируют нормы административного права. Эти нормы определяют правовой статус объединений граждан, а именно: совокупность прав и обязанностей, реализуемых в правоотношениях, возникающих между объединениями граждан и субъектами исполнительной власти.

Прежде всего это касается вопросов легализации объединений  граждан. Иными словами, государство  официально признает объединение граждан  и оформляет его правовое положение. Официальное признание объединений  граждан осуществляется путем их регистрации или сообщение об учреждении. Для регистрации объединения  граждан его основатели подают заявление  об этом, а также определенные документы, перечень которых определен законодательством. Кроме того, общественные организации  могут легализировать свое учреждение путем письменного уведомления  об этом соответствующих государственных  органов.

Основополагающее значение в определении правового положения  объединения граждан имеет его  устав. Он должен содержать: название, цели и задачи объединения, условия  и порядок приема в члены объединения  и выхода из него; структуру, порядок  создания и деятельности уставных органов  объединения, права и обязанности  его членов; источники поступления  средств и порядок осуществления  видов деятельности, необходимых  для выполнения уставных задач; порядок  внесения изменений и дополнений в устав, порядок реорганизации  или ликвидации объединения; юридический  адрес.

Политические партии и  международные общественные организации  подлежат обязательной регистрации  Министерством юстиции Украины, а легализации общественных организаций  осуществляет соответственно Министерством  юстиции Украины, органы местной  государственной администрации, а  также исполнительные органы местного самоуправления. Отказ в регистрации  объединения граждан может быть обжаловано в судебном порядке.

Законом установлены и  определены требования к учредителям  объединений граждан. Так, политические партии могут создаваться только по инициативе совершеннолетних граждан  Украины, не ограничено судом в дееспособности и не находятся в местах лишения  свободы. Отношении общественных организаций, то их учредителями, кроме граждан  Украины, могут быть иностранные  граждане и лица без гражданства, которым исполнилось 18 лет. Учредителями молодежных и детских организаций  могут быть лица, достигшие 15-летнего  возраста.

 

Важным фактором, который  влияет на административно-правовой статус объединений граждан, является установление государством ограничений на создание и деятельность объединений граждан. Так, не подлежат легализации такие  объединения граждан, а деятельность легализованных объединений граждан  запрещают в судебном порядке, если их целью являются: изменение насильственным путем конституционного строя и  в любой противозаконной форме  нарушение суверенитета и территориальной  целостности государства, подрыв его  безопасности , незаконный захват государственной  власти, пропаганда войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой и религиозной  вражды, посягательство на права и  свободы человека, здоровье населения, создание военизированных формирований.

Государство не вмешивается  в деятельность объединений граждан, предоставляя им широкую автономию. Однако это не исключает осуществления  со стороны государства контроля за деятельностью объединений граждан. Так, органы, которые проводят легализацию  объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений  устава. Законом закреплено право представителей этих органов присутствовать на мероприятиях, которые проводят объединения граждан, требовать необходимые документы и получать в необходимых случаях объяснения.

Финансовые органы и органы налоговой администрации осуществляют контроль за источниками и размерами  прибыли и других финансовых поступлений, а также за правильностью уплаты объединениями граждан налогов. Со своей стороны, объединения граждан  должны представлять финансовым органам  декларацию о доходах и расходах.

Контроль за выполнением  объединениями граждан действующих  норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, санитарно-эпидемиологические и другие органы государственного надзора  и контроля.

За нарушение законодательства объединения граждан несут ответственность  в установленном законом порядке. К ним могут быть применены  предупреждение, штраф, временное прекращение  деятельности. В случаях, предусмотренных  законом, объединение граждан может  быть принудительно распущено (ликвидировано) на основании решения суда.

Для осуществления деятельности объединения граждан наделяют широкими правами. Они могут выступать  участниками общественных правоотношений, приобретать имущественные и  неимущественные права, участвовать  в разработке государственной политики и формировании органов власти, проводить  массовые мероприятия и т.д..

Основным законодательным  актом, определяющим правовое положение  религиозных организаций, а также  их взаимоотношения с государством, является Закон Украины «О свободе  совести и религиозных организациях». Сущность правового регулирования  взаимоотношений государства и  религиозных организаций заключается  в следующем: государство и его  органы не пользуются методами государственно-правового  контроля или принуждения при  определении гражданами своего отношения  к религии, не вмешиваются в религиозную  деятельность организаций верующих, если она не нарушает законов государства  и установленного порядка , не предоставляют  религиозным организациям материальной поддержки, не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. Вместе с тем, государство способствует установлению отношений взаимной религиозной  и мировоззренческой терпимости и уважения между людьми, охраняет законную деятельность религиозных  организаций и право верующих на отправление религиозных культов  и ритуальных обрядов, осуществляет государственный контроль за соблюдением  законодательства Украины о свободе  совести и религиозных организациях. В свою очередь, религиозные организации  лишены права вмешиваться в дела государства, участвовать в деятельности политических партий, выдвигать кандидатов в органы государственной власти. Эти организации занимаются вопросами, связанными с удовлетворением религиозных  потребностей граждан. При этом религиозные  организации имеют право на участие  в общественной жизни и использование  средств массовой информации наравне  с объединениями граждан.

№8))) При выяснении административно-правового статуса религиозных организаций необходимо обратиться к статье 35 Конституции Украины, Закона "О свободе совести и религиозных организациях", Положением о Государственном комитете по делам религии, Типового положения об управлении по делам религии Киевской городской государственной администрации, отдел по делам религии областной и Севастопольской городской государственной администрации и иметь в виду, что взаимоотношения государства и религиозных организаций строятся на принципах:

во-первых: государство и  его органы не пользуются методами государственно-правового контроля или принуждения при определении  гражданами своего отношения к религии, не вмешиваются в религиозную  деятельность организаций верующих, если они не нарушают законов государства  и установленного порядка, не предоставляют  религиозным организациям материальной поддержки, не поручают им выполнение каких-либо государственных функций;

во-вторых: государство способствует установлению отношений взаимной религиозной  и мировоззренческой терпимости и уважения между людьми, охраняет законную деятельность религиозных  организаций и право верующих на отправление религиозных культов  и ритуальных обрядов, осуществляет, государственный контроль за соблюдением  законодательства Украины о свободе  совести и религиозных организациях;

в-третьих: религиозные организации  лишены права вмешиваться в дела государства, участвовать в деятельности политических партий, выдвигать кандидатов в органы государственной власти; вместе с тем они имеют право  на участие в общественной жизни  и использование средств массовой информации наравне с объединениями  граждан.

Особое внимание следует  обратить на вопросы государственной  регистрации религиозных организаций, их административной ответственности (см. Закон "О свободе совести  и религиозных организациях").Глава 5 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

5.1.    Административно-правовой  статус Кабинета Министров Украины  как высшего органа в системе  органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти представляют собой определенную систему, в которой принято выделять структурные  звенья трех организационно-правовых уровней:

 

-  высший уровень - Кабинет  Министров Украины (в функциональном  взаимодействии с Президентом  Украины);

- центральный уровень  - министерства, государственные комитеты, иные центральные органы со  специальным статусом;

- местный или территориальный  уровень - Совет министров АРК,  областные, районные, Киевская и  Севастопольская городские государственные  администрации;

-  органы специальной  отраслевой и функциональной  компетенции: непосредственно подчиненные  центральным органам исполнительной  власти, а также пребывающие в  так называемом двойном подчинении, поскольку одновременно подчиняются  центральному и местному органам  исполнительной власти.

Органы исполнительной власти можно классифицировать на различные  виды, в зависимости от критерия классификации, а именно:

а)  от объема и характера  компетенции: общей компетенции (КМУ, СМ АРК, местные государственные  администрации), отраслевой компетенции (Министерство обороны, Министерство образования  и науки и др.)> специальной  компетенции (Министерство экономики, Министерство финансов и др.);

б)  от порядка решения  вопросов: единоначальные (министерство, комитет и др.) и коллегиальные (КМУ, СМ АРК и др.);

в) от предмета направленности компетенции: органы управления экономической  сферой, органы управления социально-культурной сферой, органы управления административно-политической сферой;

г)  от объема полномочий по территории: центральные (КМУ, министерства, комитеты) и местные (государственные  администрации);

д)  от характера полномочий: министерства; государственные комитеты (государственные службы), центральные  органы исполнительной власти со специальным  статусом.

По своему статусу Кабинет  Министров Украины является высшим органом в системе органов  исполнительной власти и, как Правительство, возглавляет эту систему. Он осуществляет исполнительную власть как непосредственно, так и через центральные и  местные органы исполнительной власти, направляя, координируя и контролируя  деятельность этих органов.

В состав Кабинета Министров  Украины входят: Премьер-министр, первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра и министры.

Премьер-министр является главой Кабинета Министров Украины, который руководит работой Кабинета Министров и нацеливает ее на выполнение программы деятельности Кабинета Министров,

утвержденной Верховной  Радой Украины. Он назначается Президентом  Украины по согласованию с Верховной  Радой Украины.

Состав Кабинета Министров  формируется Президентом Украины  при определенном участии Верховной  Рады Украины в срок, не превышающий 60 дней, после прекращения полномочий предыдущего правительства.

Вновь созданный Кабинет  Министров не позднее чем за 30 дней подает Верховной Раде Украины  для утверждения программу деятельности на весь срок своих полномочий. К  программе прилагается схема  структуры Кабинета Министров Украины  с информацией о его персональном составе. Программа считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство  от конституционного состава Верховной  Рады Украины.

Кабинет Министров создается  на срок полномочий Президента Украины, то есть на 5 лет. Однако любой член Кабинета Министров может быть уволен Президентом  с должности в любой момент. Вместе с тем, каждый член Кабинета Министров имеет право по политическим или личным мотивам заявить Президенту Украины о своей отставке.

Главной задачей Кабинета Министров Украины является: обеспечение  государственного суверенитета и экономической  самостоятельности Украины, реализация прав и свобод человека и гражданина, создание благоприятных условий  для свободного и гармоничного развития личности; выполнение Конституции и  законов Украины, актов Президента Украины о формировании и осуществлении  внутренней и внешней политики; забота о безопасной для жизни и здоровья людей окружающей среде, экологической  безопасности и рациональном использование  природных ресурсов; применение мер  по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности Украины, общественного  порядка, борьбе с преступностью.

Деятельность Правительства  основывается на принципах:

а)  разделения государственной  власти, которое означает, что Кабинет  Министров осуществляет исполнительную власть в определенных Конституцией Украины границах независимо от органов  законодательной и судебной власти, кроме случаев, предусмотренных  Конституцией Украины;

б) верховенства права, то есть Кабинет Министров в своей  дея-

тельности соблюдает требования утверждения и гарантирования прав и свобод человека, ответственности  государства перед гражданами за обеспечение им достойных условий  жизни;

в)  законности, состоящий  в том, что Кабинет Министров  осуществляет полномочия на основе и  во исполнение Конституции Украины, законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины;

г)  коллегиальности, поскольку  Кабинет Министров является коллегиальным  органом, который принимает решения  после свободного демократического обсуждения вопросов на своих заседаниях;

д) научности, то есть Кабинет  Министров в своей деятельности опирается на научное и социологическое  обоснование осуществляемой им политики, активно использует новые достижения научных исследований;

е)  гласности, то есть правительство  информирует общественность о своей  деятельности.

Кабинет Министров Украины  имеет очень широкий объем  функций и полномочий по осуществлению  исполнительной власти. Принимая за основу наиболее типичный перечень сфер и  отраслей общественной жизни, можно  выделить такие основные их виды.

1. В сфере экономики,  финансов, науки и технологий:

- осуществление прогнозирования  и антимонопольного регулирования  экономики Украины, содействие  развитию предпринимательства на  принципах равенства перед законом  всех форм собственности;

Информация о работе Субъекты административного права