Сущность и виды административного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание сущности такого метода государственного управления, как административное принуждение. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: изучение различных точек зрения на проблему определения понятия административного принуждения; описание характерных особенностей административного принуждения; изучение законодательного регулирования административного принуждения; рассмотрение различных видов административного принуждения и их особенностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Административное принуждение, как метод государственного управления…..4
1.1 Понятие и сущность административного принуждения…………………4-7
1.2 Особенности административного принуждения………………………...7-10
1.3 Законодательное регулирование административного принуждения…10-14
2 Виды административного принуждения и их правовая характеристика…...15-16
2.1 Административно-предупредительные меры……………………….….16-19
2.2 Меры административного пресечения………………………………….19-24
2.3 Меры взыскания………………………………………………………….24-28
Заключение……………………………………………………………………….29-30
Список используемой литературы…………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

 

1.3 Законодательное регулирование административного принуждения

Законодательство об административном принуждении выполняет важнейшие функции профилактики правонарушений, наказания за их совершение, возмещения имущественного ущерба, причиненного административными правонарушениями. Очевидной является в настоящее время тенденция к расширению действия механизма применения административного принуждения и административной ответственности.

Нормативная база административного права за последние годы в Российской Федерации значительно обновилась и расширилась. Исследовательский интерес, проявляемый в последнее время в правовой науке к проблемам принудительных средств воздействия государства на общественные отношения вообще и проблемам административного принуждения в частности, а также, развитие институтов ответственности в административном, налоговом, таможенном праве обусловлены целым рядом причин. Основными из которых являются следующие:

1) экономические - стремление государства построить рыночную экономику, потребность государственного регулирования рыночных отношений в определенных пределах конкретными правовыми средствами;

2) политические - необходимость обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан; создание и поддержание режима законности в деятельности всех ветвей государственной власти; обеспечение защиты государства, поддержание общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка;

3) правовые - создание в России нового и реформирование старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления и устанавливающего меры административного принуждения, [8]

В каждом обществе государство должно являться гарантом защиты общечеловеческих ценностей, интересов, прав и свобод его граждан. Свои задачи и функции государство выполняет посредством различных методов и инструментов. Необходимыми являются и такие методы регулирования, которые основываются на реализации принуждения, принудительных механизмов.

Институт административного принуждения является одной из важнейших частей административного права Российской Федерации. С изменением всего административного права изменяются и составляющие его правовые институты и наоборот.

Институт административного принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере — функционирования исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления.

Административное принуждение как научная проблема достаточно глубоко изучено нашими учеными. Однако можно встретить и некоторые спорные вопросы и предложения авторов. Например, вместо понятия административного принуждения предлагается термин «административно-правовое принуждение», так как административное принуждение намного шире административно-правового. Оно нередко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством. [9]

Административное принуждение связывается, как правило, с двумя понятиями более общего уровня: 1) государственным принуждением и 2) правовыми актами управления.

Безусловно, метод административного принуждения является разновидностью административных методов воздействия, реализуемых государством. Несмотря на тенденцию по сокращению сферы реализации административных и расширения области применения экономических методов, метод административного принуждения остается (и в будущем он будет также развиваться) одним из важнейших в правоприменительной деятельности государства. Следует отметить, что аналогичное место административные средства регулирования занимают в зарубежных правовых системах. И повсюду в методах административного принуждения выражаются подлежащие государственным органам полномочия юридически-властного характера,

При изучении указанных проблем следует иметь в виду, что до настоящего времени в российском законодательстве отсутствует понятие административного принуждения; даже в общей форме не определена система органов, уполномоченных устанавливать те или иные меры принуждения, их компетенция, механизм применения, гарантии соблюдения законности.

Основными нормативными актами, регламентирующими порядок применения мер административного принуждения, являются законы: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Таможенный кодекс Российской Федерации от 25.04.2003 № 61-ФЗ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе РФ», Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции», Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О безопасности дорожного движения, Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 08.04.2008) «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и другие.

Изменение российского законодательства о принудительной деятельности государственных органов происходит сегодня быстрее, чем когда бы то ни было. Однако этот процесс сопровождают многочисленные противоречия: нормативные установления одних законов бывают противоречащими другим законам; формулировки, содержащиеся в законодательстве, часто бывают нечеткими и некорректными; принимается и действует множество ведомственных, подзаконных актов (инструкции, положения и т.д.), изданных зачастую без надлежащей юридической подготовки. В таком огромном числе нормативно правовых актов трудно разобраться не то, что конкретному правоприменителю, но и юристу, занимающемуся научными исследованиями проблем принуждения. Все сказанное затрудняет процесс реализации законодательства о принудительных средствах воздействия государства на общественные отношения, и по-прежнему с главными трудностями сталкиваются практические работники указанной сферы. [10]

Но, несмотря на такую динамику развития законодательства, необходимого теоретического осмысления проблем принуждения и выработки единых устоявшихся подходов к пониманию и сущности принудительных средств воздействия государства на общественные отношения до сих пор в науке не произошло.

Таким образом, можно подвести следующие итоги: административное принуждение является самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Административное принуждение осуществляется органами государственного управления в рамках административно процессуальных норм в порядке, установленном нормами административного права. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

 

 

 

 

 

 

2 Виды административного принуждения и их правовая характеристика

 

Меры административного принуждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений, либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. Содержание и порядок применения мер административного принуждения определяются нормами административного права.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает среди них: «меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания. Меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий, восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.» [11]

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация «не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).» [12] На основании этого И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:
административно-процессуальные, административно-предупредительные и административно-правовые санкции.

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения.

Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания и иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: административного пресечения, административного взыскания и административного предупреждения.

Подробно рассмотрим каждую меру административного принуждения.

 

2.1 Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

Особенности админиистраттивно-предупредупредитальных мер:

- Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности;

- Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения;

- Как правило, административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения;

- Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.

К административно-предупредительным  мерам относят[13]:

-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- личный досмотр и досмотр вещей;

- введения карантина;

- прекращения движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

- уничтожение недоброкачественных продуктов питания;

- ограничение права водопользования и т.п.

Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например досмотр).

Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей. Он проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни, и т.д.) как правило в присутствии двух понятых  и досматриваемого одного и того же пола, однако закон  разрешает досмотр и без досматриваемого в случаях не терпящих отлагательства. О досмотре, закон обязывает составить протокол, либо соответствующую надпись .[14]

Остановимся более подробно на такой предупредительной мере как надзор за лицами освободившихся из мест лишения свободы. Эта мера возложена на Органы Внутренних Дел (ОВД) Законом о Милиции[15], и регламентируется Указом Президиума Верховного Суда СССР от 26.07.1966 года.

Контроль осуществляется с целью наблюдения за поведением  лиц  ранее судимых и оказание на них необходимого воспитательного воздействия с целью предупреждения  совершение ими новых правонарушений.

Административный надзор может применятся в отношении следующих лиц :

- особо опасные рецидивисты;

- судимых за тяжкие преступления;

- судимых два и более раз, либо условно досрочно освобождённых и вновь совершивших преступление если их поведение свидетельствует о упорном нежелании встать на путь исправления;

Информация о работе Сущность и виды административного принуждения