Сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить как осуществляется исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях судебными приставами.
Задачи работы:
рассмотреть сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях
проанализировать исполнение административных постановлений службой судебных приставов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях 5
1.1. Общая характеристика производства по делу об АП 5
1.2. Постановление по делу как нормативный документ 14
1.3. Общий порядок вынесения постановления по делу об АП 15
Глава 2. Исполнение АП ССП 23
2.1.Правовое регулирование АП ССП 32
2.2. Особенности порядка исполнения административных постановлений о конфискации орудия или предмета, являющегося предметом административного правонарушения 42
2.3 Особенности порядка исполнения административных постановлений об административном приостановлении деятельности. 47
Заключение 50
Список использованных источников 53

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     Конституция РФ объявила человека, его права  и свободы высшей ценностью. Поэтому  общество нуждается в более быстром  реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права  граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ. При этом установлен запрет на продление данного срока.

     Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект уполномоченный рассматривать дело должен установить наличие всех условий необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.

     На  стадии анализа обстоятельств и  собранных материалов дела, изучаются и проверяются доказательства. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

     Объяснения  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой  сведения, имеющие отношение к  делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

     В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает  необходимость в использовании  специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что заключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.9

     Однако заключение эксперта, как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении, не может быть произвольно проигнорировано и, в силу этого, несогласие с заключением должно быть мотивировано.

     Существуют  и вещественные доказательства. Вещественными доказательствами являются объекты материального мира. Орудиями совершения правонарушения являются предметы, с помощью которых оно было совершено (например, при нарушении правил пользования объектами животного мира - охотничье оружие, рыболовная сеть и др.). Предметами совершения правонарушения являются объекты, на которых непосредственно было направлено правонарушение (например, выловленная рыба, убитое животное). Вещественные доказательства должны приобщаться к делу об административном правонарушении. Фотографирование или иная фиксация вещественных доказательств необходимы в тех случаях, когда приобщение или сохранение их в неизменном виде являются невозможными либо нецелесообразными.

     Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Для фиксации способа и обстоятельств совершения правонарушений нередко возникает необходимость использования специальных технических средств. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. Этот порядок распространяется на те федеральные органы исполнительной власти, которые имеют свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации. При необходимости получения каких-либо сведений, необходимых для осуществления производства по делу об административном правонарушении, орган или должностное лицо, в производстве которых находится данное дело вправе направить определение об истребовании сведений.

     В отличие от запроса, предусмотренного ст. 26.9 КоАП РФ и направляемого в территориальные органы органов исполнительной власти, определение об истребовании сведений может быть направлено в любую организацию, независимо от форм собственности. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

     Статья 29.8 КоАП РФ обязывает составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

     1) о назначении  административного наказания;

     2) о прекращении  производства по делу об административном правонарушении.

     Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится  в случае:

     1) наличия хотя  бы одного из обстоятельств,  исключающих производство по  делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП  РФ;

     2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;

     3) прекращения производства  по делу и передачи материалов  дела прокурору, в орган предварительного  следствия или в орган дознания  в случае, если в действиях  (бездействии) содержатся признаки  преступления.

     По результатам  рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

     1) о передаче дела  судье, в орган, должностному  лицу, уполномоченным назначать  административные наказания иного  вида или размера либо применять  иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     2) о передаче дела  на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение  дела не относится к компетенции  рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

     Таким образом, сделаем вывод.

     Содержание  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  позволяет выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение постановления  по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование постановления.

     Возбуждение дела об административном правонарушении – начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях  данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно – протокола об административном правонарушении (ст. 28.2).

     На  стадии возбуждения дела в необходимых  случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1). Их цель – пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1) являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие такие данные.

     Составлению протокола может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного  должностным лицом, уполномоченным составлять протокол. Административное расследование проводится, если осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат; его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.

     Рассмотрение  дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчётливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего – вопрос об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К этим органам и должностным лицам относятся: лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Естественно, что участником является судья или орган (должностное лицо), уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а так же должностное лицо, возбудившее данное дело.

     Дальнейший  этап работы – выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а  именно: было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинён ли правонарушением имущественный ущерб; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.

     Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на статью нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

     Исполнение  постановлений о наложении административных наказаний – заключительная обязательная стадия производства. Обжалование постановлений считают факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях.

 

       Глава 2. Исполнение АП ССП

     2.1.Правовое  регулирование АП  ССП

     Пленумом  Верховного Суда Российской Федерации 24.03.05 принято постановление № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  (далее - Постановление).

     В соответствии с пунктом 36 Постановления  при приведении принятого судебного  акта в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 31.9 КоАП РФ  постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было при" ведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

     С учетом данной нормы, а также положений статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»  исполнительные документы предъявляются к исполнению в законодательно установленный срок, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению. Таким образом, даже если срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.10

     При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного  наказания необходимо иметь в  виду, что частями второй - четвертой  статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока  прерывается либо приостанавливается.

     Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ  подлежит прекращению  по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью первой статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение еще не производилось либо было произведено не полностью.

Информация о работе Сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях