Таможенные органы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Работа содержит 1 файл

Таможенные органы в Российской Федерации.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
    1. ЕДИНАЯ  СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

     Единую  систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

     Эта система имеет четыре звена: ГТК  России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не являются юридическими лицами и, следовательно, не обладают правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве самостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в ст. 8 ТК РФ.

     Взаимоотношения в системе таможенных органов  основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

     Таможенные  органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов  подчеркнуто также наличием у  них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

     Деятельность  таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

     1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНОВ

         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

     Деятельность  таможенных органов как органов  исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

     Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

     Классификация функций управления в научной  и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

     Объектом  управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

     Субъектами  управления в сфере таможенного  дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят:

     • Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

     • региональные таможенные управления Российской Федерации;

     • таможни Российской Федерации;

     • таможенные посты Российской Федерации.

     Единство  системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

     Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

     Основные  функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:

     • участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

     • защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России;

     • содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

     • применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

     • осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

     • ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

     • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

     • борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

     • выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.

     К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

     Перечень  функций таможенных органов конкретизирован и детализирован в Положении о ГТК России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации

     Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами. 

 

        Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ. 

      §1. Правовой статус должностных  лиц таможенных органов  РФ. 

      1.1 Понятие государственного  таможенного служащего.

     Законодательное определение этого понятия отсутствует, но определять его нужно опираясь именно на федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах». Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено специальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах» понятие государственного таможенного служащего трактуется как «сотрудник таможенного органа».

     Определение позволяет выделить следующие признаки государственного таможенного служащего:

     1) принадлежность к российскому гражданству;

     2) замещение должности в таможенных органах и организациях таможенной службы;

     3) выполнение обязанностей, определяемых занимаемой должностью;

     4) получение за выполнение этих обязанностей денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета;

     5) наличие присвоенного в установленном законом порядке специального звания.

     Лица, занимающие должности в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не характеризующиеся хотя бы одним из указанных выше признаков, государственными таможенными служащими не являются. 

     1.2. Должности и специальные  звания таможенных  органов.

     Под должностью следует понимать обособленную и закрепленную в официальных документах (штатных расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа (организации таможенной службы), предоставленной лицу — государственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным служащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.

     Система должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку, подразделяясь  на следующие четыре группы:

     1) младший состав,

     2) средний начальствующий состав,

     3) старший начальствующий состав,

     4) высший начальствующий состав.

     Перечни должностей государственных таможенных служащих младшего состава, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания, а также квалификационные требования к сотрудникам, занимающим указанные должности, утверждаются Председателем ГТК России. Перечень должностей государственных таможенных служащих высшего начальствующего состава и соответствующие им специальные звания утверждаются Президентом РФ.

     В соответствии с Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» государственным таможенным служащим могут быть присвоены следующие специальные звания:

     • младшему составу — прапорщик таможенной службы; старший прапорщик таможенной службы;

     • среднему начальствующему составу — младший лейтенант таможенной службы; лейтенант таможенной службы; старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

     • старшему начальствующему составу — майор таможенной службы; подполковник таможенной службы; полковник таможенной службы;

     • высшему начальствующему составу — генерал-майор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной службы; генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы.

Информация о работе Таможенные органы в Российской Федерации