Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей применения правовых актов управления в деятельности органов государственного управления.
Задачи курсов работы состоят в рассмотрении следующих вопросов:
понятие и виды форм реализации исполнительной власти;
понятие и сущность методов государственного управления;
юридическое значение правовых актов управления;
требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти 5
2. Сущность методов государственного управления 8
3. Юридическое значение правовых актов управления 12
4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Правовые акты управления.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Применение  методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

     Характерные черты методов государственного управления:

  • выражают связь субъекта или объекта;
  • обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия;
  • обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения);
  • обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные). 

       Виды  методов государственного управления:

       Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. 
Меры:

  • разъяснение;
  • обоснование;
  • обсуждение; 
  • поощрение.

       По  характеру воздействия:

       1.Прямое  воздействие – административные  методы управления:

  • одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых;
  • обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей;
  • возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений.

       2.Косвенное  воздействие. Цели достигаются  по средствам воздействия на  интересы управляемой стороны,  т.е создаются такие условия,  когда управляемая сторона сама  без властного воздействия выбирает  вариант поведения.

       Социально психологические методы управляющего воздействия: 
Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.

       Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.

  • внесудебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа;
  • направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Юридическое значение правовых актов управления 

     Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает  законы; судебная власть - акты правосудия; Конституционный Суд - заключения; органы прокуратуры - акты прокурорского надзора; исполнительная власть - акты государственного управления.

     Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и  обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым  государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.

     Акты  управления являются правовыми, так  как с их помощью достигается  правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.5

     Правовые  акты управления в своем большинстве  имеют юридическое значение, то есть они обязательны к исполнению каждым, кому адресованы (авторитарны), имеют силу актов государства, и их исполнение обеспечиваются государством. Поэтому можно сказать, что правовые акты управления - это и юридические акты. Юридическое значение правовых актов управления различно. В зависимости от этого их можно разделить на несколько групп:

  1. Акты, издание которых влечет возникновение, изменение или прекращение административных правовых отношений. В этом случае они выступают как юридические факты. Например, приказ ректора вуза о назначении на должность начальника отдела кадров.
  2. Акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Это акты нормаустановительного характера, например, Положение о нотариате и нотариальной деятельности.
  3. Акты, служащие основанием для издания других правовых и не правовых актов управления. Такие акты, как правило, являются разновидностью нормаустановительных.
  4. Акты, выступающие как условие действительности других актов (гражданско-правовых, трудовых). Например, разрешение милиции на изготовление печати для организации служит условием для заключения договора между организацией и предприятием на изготовление печати.
  5. Отдельные акты могут играть роль доказательств при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах государственного управления. Эти акты во многом схожи с правовыми актами.6

     Таким образом, правовые акты управления - это:

  1. юридические акты;
  2. исполнительные решения;
  3. авторитарные решения;
  4. подзаконные официальные решения;
  5. односторонние веления;
  6. умышленные волевые действия администрации;
  7. форма управленческой деятельности;
  8. важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа;
  9. видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения;
  10. организующие решения.

     Под правовыми актами управления следует  понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.

     Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при  классификации. Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:

  1. по юридическим свойствам;
  2. по органам, их издающим;
  3. по времени действия;
  4. по порядку издания;
  5. по кругу субъектов, на которые распространяется.

     Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные).

     Нормативные акты обладают как общими признаками, присущих для любых правовых актов  управления, так и специальными, отличающими их от других правовых актов управления.

     Посредством правовых актов управления как нормативного, так и индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме. Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

     Подзаконность акта исполнительной власти означает, что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме и порядку издания установленным требованиям.

     Официальность акта исполнительной власти состоит  в том, что решение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полномочий. Отсюда – властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность.

     С точки зрения содержания, акт исполнительной власти – это управленческое решение, касающееся задач и функций исполнительной и распорядительной деятельности. Субъекты управления принимают такие акты в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами.

     К числу рассматриваемых актов  относятся только правовые акты управления, а именно акты, издание которых  влечет юридические последствия  в виде установления (изменения, отмены) правовых норм или установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти. В этом заключается отличие правовых от неправовых форм осуществления исполнительной власти (организационных действий и материально-технических операций).

     Акты  исполнительной власти издаются ее субъектами и выражают их односторонне-властные решения, отличаясь, таким образом, например, от договоров, являющихся результатом соглашения сторон правоотношения. Односторонние действия выражают волю лишь одной стороны – органа исполнительной власти. Эта воля распространяется, естественно, лишь на подчиненные, подведомственные или подконтрольные (поднадзорные) данному органу управления объекты. Момент властности в актах управления выражен в наибольшей степени, что находит отражение в таких терминах, как «обязать», «запретить», «приказываю».

     Акты  исполнительной власти отличаются от других правовых документов, как по внешнему оформлению, так и но наименованию и процедуре принятия.

     Издаются  они, как правило, в качестве письменного  документа. Однако возможен и устный вариант, например, в виде команд в системе военного управления. В определенных случаях используются условные знаки, изображения, например, запрещающие движение транспорта или предупреждающие о какой-либо угрозе техногенного характера.

     Виды  правовых актов управления классифицируются: по юридическим свойствам; по органам, издающим акты, и их компетенции; по наименованию актов; по территории и сроку их действия (см. схему 2).

     Схема 2 – Виды правовых актов исполнительной власти

     По  юридическим свойствам правовые акты, как уже отмечалось, подразделяются на нормативные и индивидуальные. 

     4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления 

       Важнейшими  требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.

       Законность  актов означает, что:

  • всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа;
  • предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти;
  • при издании акта должны применяться лишь те его формы и наименования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа (соблюдение единых реквизитов);
  • должен соблюдаться установленный порядок подготовки, принятия и издания актов.

       В соответствующих случаях правовой акт управления должен основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения  и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

       Статья 76 Конституции требует, чтобы законы и иные нормативные акты субъектов  Федерации не противоречили федеральным  законам. При наличии противоречий действует федеральный закон или нормативный акт федеральных органов исполнительной власти. Во всех иных случаях действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации.

       Акт управления не должен ограничивать или  нарушать права и законные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений.

       Целесообразность  правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов. Поэтому  акты управления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамотными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь.

Информация о работе Требования, предъявляемые к правовым актам управления