Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей применения правовых актов управления в деятельности органов государственного управления.
Задачи курсов работы состоят в рассмотрении следующих вопросов:
понятие и виды форм реализации исполнительной власти;
понятие и сущность методов государственного управления;
юридическое значение правовых актов управления;
требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти 5
2. Сущность методов государственного управления 8
3. Юридическое значение правовых актов управления 12
4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Правовые акты управления.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

     Введение 3

     1. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти 5

     2. Сущность методов государственного управления 8

     3. Юридическое значение правовых актов управления 12

     4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления 17

     Заключение 21

     Список  использованной литературы 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В научной литературе управление подразделяется на виды по различным основаниям. В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют: управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений: управление экономическим и соответственно политическим, социальным и духовным развитием общества; от объектов управления: экономическое (хозяйственное) управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью; от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений: управление обществом, управление государством, управление отраслями, сферами народного хозяйства, управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами.

     Новые условия жизни нашего общества порождают  проблемы в области функционирования органов исполнительной власти. Свойственная их социальной роли правоприменительная деятельность нуждается в теоретическом осмыслении и научном анализе.

     Правоприменительной деятельности органов государственного управления свойственны характерные черты, существенные признаки и функции, определяющие правоприменительную деятельность любого органа государственной власти. Но наряду с ними этой деятельности присущи свои специфические черты, вытекающие из содержания государственного управления.

     Важная  особенность правоприменительной  деятельности органов исполнительной власти состоит в том, что она является содержательной частью государственного управления, в процессе которого тесно переплетаются и правовые формы воздействия, и непосредственные организационные действия.

     Процесс применения норм права охватывает все  направления деятельности органов исполнительной власти, которые активно влияют на ход развития общественных отношений. Оперативность как самостоятельный признак отличает правоприменительную деятельность исполнительного органа от применения норм права судами.

     Все вышесказанное и определяет актуальность темы курсовой работы.

     Объектом  исследования курсовой работы являются органы государственного управления.

     Предметом исследования курсовой работы является правоприменительная практика в  деятельности органов государственного управления.

     Цель  курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей применения правовых актов управления в деятельности органов государственного управления.

     Задачи  курсов работы состоят в рассмотрении следующих вопросов:

  • понятие и виды форм реализации исполнительной власти; 
  • понятие и сущность методов государственного управления; 
  • юридическое значение правовых актов управления;
  • требования, предъявляемые к правовым актам управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятие и виды форм реализации исполнительной власти 

     Каждый  вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений.1

     Исполнительная  и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов  и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизацион-ных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления.2

     Формы управления различаются:

     в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) – на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутри-организационных вопросов);

     по  способу выражения – на словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);

     по  характеру вызываемых последствий  – на правовые и неправовые. 

 

     Схема 1 - Формы осуществления исполнительной власти 

     Правовые  формы связаны с изданием таких  правовых актов управления, которые  влекут возникновение, изменение или  прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение.

     Основными и наиболее значимыми правовыми  формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому последние акты и называются индивидуальными.3

     Но  органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права (в частности, на вождение транспортных средств).

     Неправовые  формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны  с изданием правовых актов и совершением  юридически значимых действий, – они  не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними.4

     Одной из неправовых форм является осуществление  организационных действий, которые  составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров.

     Другой  неправовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических  действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок.

     Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти.

     Конечно, деление всех форм управления по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания. 

     2. Сущность методов государственного управления 

     В работе А.А. Дегтярева «Основы политической теории» дается классификация методов государственного управления. Во-первых, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывающих новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население.

     На  современном же этапе инструменты  насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к  примеру, в фашистской Германии и  СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века. Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

     В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются, прежде всего, в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан. В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов.

     Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых  результатов, то последнее может  усилить социальные программы и  перебросить на их осуществление определенные ресурсы.

     Пятым основным средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в «мягких» формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть, прежде всего, на «голову» людей, в отличие от грубой силы, действующей на их «тело». На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь. Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны «масс-медиа».

     Средства  телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными  и эффективными инструментами манипулирования  народными массами, играя в особенности заметную роль в структуре демократических режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-политических организаций).

     Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации. В любом случае методы государственного управления подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-экономических и политических отношений в период проведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использования всей совокупности ресурсов, обеспечивающих модернизацию политико- управленческой деятельности.

     Методы  государственного управления - это совокупность технологий, приемов и процедур, с помощью которых государство регулирует соотношение и распределение общественных ресурсов и упорядочивает публичную жизнь.

     Методы  государственного управления – это способ осуществления его функций. Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

     Методы  государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

Информация о работе Требования, предъявляемые к правовым актам управления