Учение Платона о государстве и законах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение
оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и
в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в
философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической
философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах
абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является
философским основанием логицизма — крупного направления в современной
философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители,
как Фреге, Рассел и Уайтхед

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 5
2. КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА
«ГОСУДАРСТВО» 13
2.1. Характеристика сословий 13
2.2. Учение о совершенных и несовершенных формах государства 29
3. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА «ЗАКОНЫ» 38
3.1. Учение о смешанной форме государства 39
3.2. Учение о законах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 58

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 96.89 Кб (Скачать)

бы  разочаровавшись в возможности осуществления   на   практике   идеала,

изображенного  в  «Государстве»,  Платон  в  "Законах"  отступает   в   ряде

существенных положений  от требований, выдвинутых в первом произведении.  Это

была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал  к

действительности[101] 

                  3.1. Учение о смешанной форме  государства 

      «Создание  утопического государства в «Законах»  мыслится  как  реальный

процесс основания  города и  его  социально-политического  организма.  Платон

даже стремится  придать своему трактату в како-то степени реальный  характер,

указывая, что он сделан по случаю предстоящего  основания  критской  колонии

Магнезии»[102].

      Для   основания  города  прежде  всего необходимо  выбрать подходящую

местность, причем наиболее удобными  для  этого  являются  внутренние  части

суши, удаленные  от  моря.[103]  Количество  «народонаселения»  должно  быть

достаточно для  защиты и не настолько  велико,  чтобы  затруднить  сохранение

порядка. Контингент колонистов  устанавливается  в  5040  человек;  это,  по

мнению  Платона,  наиболее  подходящее   число   граждан   для   нормального

функционирования  города.(737С-735А).   Установленное   количество   граждан

должно всегда оставаться неизменным. Так, правители  принимают  меры,  чтобы

это количество никогда  не  увеличивалось  и  не  уменьшалось,  поощряя  или

воздерживая деторождение; в случае избытка населения,  лишние  выселяются  в

колонии.

      Наделение  граждан землей предполагается  таким  образом,  что  участки

должны быть по возможности  равными, поэтому там, где почва  хуже, они  должны

быть большими, а  где лучше - меньшими. Общее число  наделов — 5040  —  должно

соответствовать числу  граждан,  разделенных  на  12  фил  (737С-Е;  745В-С).

Каждый гражданин  получает  по  жребию  участок  земли,  разделенный  на  две

части: одна ближе  к городу, другая на окраине государства, для  того,  чтобы

каждый имел живейший интерес в защите границ. В  городе  колонисты  получали

ойкопедон  — участок под дом и гэпидон  —   прилегающую   площадь   под

хозяйственные пристройки,  а  также  приусадебный  участок  (741С;  ср.  739

Е)[104] Также распределялись дома: один в центре города, другой на  краю.  В

государстве частная собственность стесняется  всеми мерами.  Так,  участки

должны считаться  принадлежащими государству; отчуждение  их  не  допускается

(740В; 741В).

      Каждый  участок  составляет  переходящий   по  наследству  надел.  Между

детьми участок  не делится, а целиком переходит  к одному из  них,  другим  же

детям отдаются участки  бездетных семей.

      Дочери  вовсе не получают приданого,  и если они остаются  единственными

наследницами отцовского участка, то выдаются замуж  за  бедных,  ограничивая

таким образом недвижимое имущество граждан.

      Платон  не допускает  и  чрезмерного   увеличения  движимого.  Золото  и

серебро изгоняются из  государства, с целью устранения побуждений  к  тяжбам

и  неправедному  стяжанию.  «Должна  существовать  государственная   ходячая

монета, но не будет  дозволено  ни  ростовщичество,  ни  накопление  частной

собственности,  что  одинаково  предупредит  крайние  степени  богатства   и

бедности.[105] Низшею нормой служит доставшийся  по  жребию  участок  земли,

который  должен  быть  у  всякого,  даже  у  бездетного.  Высшая  же   норма

определяется  вчетверо  против  первоначального  участка.  И  затем  излишки

отбираются в пользу государства.

      В  связи с  различным  имущественным   положением  граждане  делятся   на

четыре класса, причем  подати  и  почести  распределяются  как  можно  более

ровным образом  внутри тех или иных классов; при  этом допускается из  низшего

класса в  высший  и наоборот  согласно  достатку.  Имущественный ценз  для

классов устанавливается  соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины (744 Б-С,  754  Д-

С).

      В  число граждан (5040) не входят  рабы и иностранцы, которые занимаются

земледелием, ремеслами  и  торговлей.  Наличие  рабства  является  одной  из

предпосылок платоновской конструкции второго  по  совершенству  государства.

Платон отмечает, что  «граждане  будут  снабжены  достаточным  по  мере  сил

количеством рабов» (778).

      Платон  в  «Законах»  выступает   за  потребительское  равенство   всех

сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для  господ,  ничем  не

должна быть больше остальных  двух  частей,  предназначенных  для  рабов,  а

равным образом  и для чужеземцев. Надо произвести разделение так,  чтобы  все

части были вполне равны  и в отношении качества» (848).

       Политическим правами обладают  только граждане, основным делом  которых

является поддержание  и соблюдение общегосударственного устройства.  Граждане

являются  равноправными,   но   принципы   равенства   трактуется   Платоном

аристократически. «Ибо для неравных, - отмечает Платон, -  равное  стало бы

неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера». Полноправные граждане  не

занимаются ни земледелием, ни торговлей, ни ремеслами.

      Лица, занятые физическим трудом,  исключаются   из  числа  граждан[106]

Ремесла  совершенно  воспрещаются  не   только   гражданам,   но   даже   их

слугам.[107]  Граждане  должны   посвящать   себя   государственной   жизни.

Ремесленники  сохраняют  личную  свободу,  но  прав  гражданства  не  имеют;

правительство распределяет  их по стране в соответствии  с  потребностями  в

их  труде.  Земледельческий труд  осуществляется  рабами.  Таким   образом,

граждане живут  за счет труда рабов и ремесленников.[108]

      Торговля  подвергнута  серьезным  ограничениям.  Между  гражданами  не

должно быть ни одного мелочного торговца. Это унизительное  занятие должно

было предоставляться  метекам  (гражданам  других  греческих  государств)  и

иностранцам.  Частным  людям  воспрещается  и  внешняя   торговля:   «только

правители могут  ввозить из-за границы вещи,  нужные  для  государства».[109]

При этом из-за границы  ввозятся только предметы, совершенно необходимые  для

государства и граждан. А. Клеванов подчеркивает, что: «Торговля и взаимные

отношения между  людьми, должны подлежать тщательному  надзору  правительства;

обман всякого рода должен быть строго наказан.[110] Путешествия  за  границу

дозволены лишь людям  зрелого возраста с целью  их  собственного  образования

или  для  государственных  целей.  По  возвращению  домой  граждане   должны

подвергаться испытанию, чтобы проверить: не принесли ли они  с собою  вредных

убеждений.

      Все  граждане в «Законах» Платона  составляют одно целое, «а  воспитание

для них указано  то, которое в трактате «Государство»  назначено  для  второго

сословия  -  воинов.  Воспитание   граждан   остается   главнейшей   задачей

государства, которую оно преследует  путем особых  учреждений,  и в этом

воспитании значительную  роль  играет  нравственное  образование характера,

упражнение воли[111]. Забота  государства  о  воспитании  из  детей  будущих

граждан  начинается  почти  от  самого  их  рождения;  и  дети,  как  только

позволяет  их  возраст,  определяются  в  школы.  Средства   первоначального

образования заключаются  в  музыке  и  гимнастике,  с  присоединением  самых

необходимых познаний из арифметики, геометрии и астрономии.

      Женщины  должны принимать участие в  воспитании мужчин, и даже в  военных

упражнениях.

      Быт  государства в «Законах»  пронизан  стремлением  повсюду  насаждать

единомыслие  и  коллективистские  начала.  Хотя   индивидуальная   семья   и

признается,  однако  все дело  воспитания   регламентировано   законами   и

находится в руках  многочисленных  должностных  лиц.  Женщины  равноправны  с

мужчинами, но на высшие должности в  государстве  они не  допускаются.  «Им

отводится особые отрасли  управления - воспитание,  обучение,  наблюдение  за

браками и т.д.»[112].

      Браки  должны быть строго регулированы,  так  как  цель  их  произвести

благородное и здоровое потомство.  Определен  возраст,  в  котором  граждане

должны вступать в брак; уклонение  от  брачных  уз  наказывается  штрафом  и

другими  средствами.  При  заключении   брачных   уз   необходимо   обращать

преимущественное  внимание  на  то,   чтобы   характеры   супругов   служили

дополнением друг другу.

      Правительством  должно быть  обращено  особое  внимание  на  то,  чтобы

соединялись браком граждане, предоставляющие наиболее благоприятные  условия

для деторождения; для  наблюдения  за  этим  должен  быть  особый  сановник.

Расторжение браков с разрешения правительства допущено в  случае  бесплодия,

совершенного несходства характеров,  и  тяжких  преступлений  против  детей.

Вступление во вторичный бра дозволяется, если от первого детей не  осталось;

при  наличии  таковых,  второй  брак  не  дозволяется.  Строго  наказывается

нарушение целомудрия (XI, 930Б-С)[113].

      В  «Законах» Платон выступает за  смешанный вид государственного  строя,

в котором сочетаются элементы двух основных форм государства -  монархии  и

демократии. Платон  отмечает,  что  персы  и  афиняне  довели  до  крайности

начала  (подчинение  и  свободу)  лежащие  в  основе  этих  форм  правления.

Правильная организация  государства, согласно Платону,  должна  сочетав  себе

оба этих начала для  достижения умеренности в вопросах  политической  свободы

и подчинения [114].

      Вышеуказанные   соображения  Платон  использует  в  ряде  случаев   при

формировании органов  и должностных лиц, предусматривая сочетание  выборов  с

последующей отсеивающей  жеребьевкой. «Выборы, производимые таким  образом,  -

считает Платон, - занимают середину между  монархическим  и демократическим

устройством: государственное  устройство вообще должно всегда  придерживаться

середины» (757).

      Организация   государственных  властей   в  «Законах»  Платона   довольно

сложная. Самым высшим органом в государстве являются стражи законов в  числе

Информация о работе Учение Платона о государстве и законах