Управление юстицией

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Будучи одним из центральных компонентов общественной жизни, юстиция концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной юридической науки и практики. Разрешение основополагающих вопросов по теме «Управление юстицией» обладает несомненной актуальностью.

Содержание

Введение
1. Министерство юстиции РФ и его компетенция
2. Федеральная служба судебных приставов
3.Управление в области исполнения уголовного наказания
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

управление юстицией.docx

— 31.61 Кб (Скачать)

Драницын Е.В

3 курс 1группа

 

 

 

Управление юстицией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Содержание

 

Введение

1. Министерство юстиции  РФ и его компетенция 

2. Федеральная служба  судебных приставов

3.Управление в области  исполнения уголовного наказания

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

Введение

 

Будучи одним из центральных  компонентов общественной жизни, юстиция  концентрирует на себе пристальное  внимание представителей современной  юридической науки и практики. Разрешение основополагающих вопросов по теме «Управление юстицией» обладает несомненной актуальностью.

Актуальность темы. Реализация провозглашенного Конституцией Российской Федерации приоритета прав и свобод личности потребовала создания эффективного механизма их защиты, что определило одно из важнейших направлений государственно-правовых преобразований - реформирование юстиции. Проводимая в условиях трансформации  экономической и политической систем реформа юстиции не могла быть сведена к оптимизации и адаптации  существующей системы применительно  к новым условиям - изменение основных принципов, определяющих взаимоотношения  государства и личности, требовали  радикальной ее перестройки. юстиция федеральная служба пристав

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является обоснование теоретико-правовых основ  государственного управления и анализ отдельных практических аспектов управления юстицией как его функционального  элемента, а также внесение предложений  по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере  юстиции.

Основные задачи исследования, вытекающие из указанной цели, могут  быть сформулированы следующим образом:- анализ сущности и правовой природы  государственного управления в новых  политико-правовых условиях взаимодействия государства и личности в преломлении  к проблемам управления юстицией;- анализ юстиции как объективно существующего  государственно-правового явления  на предмет выявления ее систем образующих критериев как объекта государственного управления;

- обоснование концептуальных  основ правового механизма государственного  управления юстицией;- анализ форм  управления юстицией в их системной  взаимосвязи;- анализ эффективности  государственного управления юстицией  по отдельным функциональным  направлениям и выработка предложений  по совершенствованию действующего  законодательства.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, возникающих  в связи с государственным  руководством в сфере юстиции.

Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере  юстиции, а также тенденции и  перспективы их развития в современных  политико-правовых условиях.

Базовым методом исследования явился метод диалектического материализма. Были использованы несколько групп  более частных методов:1) формально-логические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия;2) Базовым методом диссертационного исследования явился метод диалектического  материализма.

Были использованы несколько  групп более частных методов:

1) формально-логические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение,  индукция и дедукция, аналогия;

2) частно-научные методы  в области государственно-правовых  исследований: конкретно-социологический  (социологические опросы, интервьюирование, исследование опубликованных статистических  данных), метод догматического толкования (системное, историческое, грамматическое, логическое толкование).

-научные методы в области  государственно-правовых исследований: конкретно-социологический (социологические  опросы, интервьюирование, исследование  опубликованных статистических  данных), метод догматического толкования (системное, историческое, грамматическое, логическое толкование).

 

 

 

1. Министерство юстиции  РФ и его компетенция

 

В системе федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации органы юстиции приобретают  широкий круг полномочий, усиливающих  непосредственную правоохранительную деятельность. Среди них центральное  место отводится Минюсту. Минюст России является центральным органом  федеральной исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной  политики в сфере юстиции.

В последнее время, в связи  с проводимой политикой государства  направленной на укрепление власти и  перераспределением в связи с  этим функций министерств и ведомств, Минюст значительно реформировался.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313) , Министерство юстиции  Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  сфере деятельности, а также в  сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения  установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов  и актов других органов, регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций  и политических партий.

То есть необходимо правильно  понимать, что Минюст в настоящее  время не занимается регистрациями (кроме регистрации правовых актов) и исполнением судебных решений  и уголовных наказаний. Он только вырабатывает политику в данной области. А сами указанные функции переданы соответствующим ведомствам, которые  не входят в состав Минюста, но ему  подведомственны.

В соответствии с действующим  постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177, и указанным Положением так называемой «установленной сферой деятельности», в данном случае, для Минюста является достаточно широкий круг обязанностей. Он выглядит примерно следующим образом:

1)участие в правовом  обеспечении нормотворческой деятельности  Президента и Правительства РФ;

2)организационно-правовое  обеспечение судебной реформы;

3)государственная регистрация  нормативных актов центральных  органов федеральной исполнительной  власти;

4)регистрация уставов  общественных и религиозных объединений;

5)организация и развитие  системы юридических услуг;

6)обеспечение кадрами  органов, учреждений и организаций  юстиции, повышение их квалификации;

7)обеспечение организации  деятельности судебных приставов  и судебных приставов-исполнителей;

8)участие в международно-правовой  охране прав и законных интересов  граждан;

9)обеспечение организации  деятельности органов и учреждений  исполнения наказания. 

Министерство юстиции  Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции  республик в составе РФ, органы юстиции в субъектах Федерации, управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями. Минюст России в целях реализации возложенных на него задач:

        1. осуществляет работу по систематизации законодательства;
        2. ведет банк нормативных актов РФ и общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства РФ;организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, органов, учреждений и организаций юстиции; обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы; организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам; приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий и постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных приставов-исполнителей;
        3. организует работу по ведению судебной статистики; способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц;
        4. открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
        5. устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате;
        6. сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;
        7. обеспечивает кадрами органы, учреждения и организации юстиции, их профессиональную учебу, подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;
        8. взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;
        9. участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;
        10. организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
        11. организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств-участников СНГ;
        12. анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности.

 

2. Федеральная служба  судебных приставов

 

В соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации в  составе Министерства юстиции создана  служба судебных приставов.

В соответствии с Федеральным  законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. на них возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка  деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей  юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов  и актов других органов, предусмотренных  федеральным законом об исполнительном производстве. Наряду с традиционными  для ранее работавших судебных исполнителей исполнительными документами (исполнительные листы по судебным решениям судов  общей юрисдикции) теперь реализуются  решения иностранных судов и  арбитражей, международного коммерческого  арбитража и иных третейских судов, межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и др. Введена  процедура поэтапного движения исполнительного  производства, включая стадии возбуждения  исполнительного производства, направление  исполнительного документа, совершения исполнительных действий, отсрочка, приостановление, рассрочка, отложение исполнительных действий, прекращение, окончание исполнительного  производства (ст.9-28).

В зависимости от исполняемых  обязанностей судебные приставы подразделяются на:

1) судебных приставов,  обеспечивающих установленный порядок  деятельности судов; 

2) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и  акты других органов. 

Законом о судебных приставах  определены их основные обязанности  и права.

Главной обязанностью судебных приставов-исполнителей является контроль за выполнением решения суда. Также  приставы имеют право вмешаться  в решение, если оно не выполняется. Исполнительное производство возбуждается в том случае, если ответчик отказывается выполнить решение суда. Как в  административных, так и в уголовных  делах они могут следить за процедурой наложения ареста на счета  или имущество, а также за процедурой конфискации. Помимо этого судебные приставы обеспечивают безопасность судопроизводства в судах всех инстанций. Недавно  их полномочия были расширены. К ним  добавили функции по розыску должников  и их имущества, производство дознания и составление протоколов об административных нарушениях.

В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов  федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является самостоятельным  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка  деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России, не смотря на самостоятельность, подведомственна  Минюсту России. В соответствии с п.6 указанного выше Положения, ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации: 

установленный порядок деятельности судов;

осуществление исполнительного  производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного  исполнения и иных мер на основании  соответствующего исполнительного  документа;

проведение оценки и учета  арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии  с законодательством Российской  Федерации: 

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации  как кредитора в делах о  банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью  территориальных органов, осуществляет  контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности  территориальных органов и разрабатывает  меры по ее совершенствованию; 

5) создает и ведет в  установленном порядке банки  данных о возбуждении исполнительного  производства, обеспечивает методологическое  единообразие и согласованное  функционирование информационных  систем в установленной сфере  деятельности;

6) обобщает практику применения  законодательства Российской Федерации  в установленной сфере деятельности  и вносит в Минюст России  предложения по его совершенствованию; 

7) проводит в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке конкурсы и заключает  государственные контракты на  размещение заказов на поставку  товаров, выполнение работ, оказание  услуг для нужд ФССП России, а также на проведение научно-исследовательских  работ для государственных нужд  в установленной сфере деятельности;

8) осуществляет функции  главного распорядителя средств  федерального бюджета, предусмотренных  на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

Информация о работе Управление юстицией