Информационная война. Использование СМИ в информационных войнах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, анализ СМИ в информационных войнах, их использование и применение в качестве оружия в современных информационных войн.
Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи:
1.Определить сущность понятия «информационная война»
2. Выявить способы применение НКТ как средства ведения информационной войны
3. Изучить «линии фронта» информационной войны
4. Определить уровень познаний, у рядовых обывателей, к данной теме работы.

Содержание

Введение 1
Глава 1 Что такое информационная война 3
1.1 Понятие об информационной войне 3
1.2 Возникновение информационной войны 6
1.3 Основные подходы ведения информационной войны в разных странах 10
1.4 Информационное оружие и информационные войны 15
Вывод 21
Глава 2 Результаты социологического опроса 23
2.1 Анализ опроса 23
2.2 Оценка Российских СМИ в периоды их становления как инструмента демократии 26
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.97 Кб (Скачать)

    Введение

    Актуальность  исследований в области информационных войн (ИВ), многогранность форм и методов  этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня  любая страна мира нуждается в  создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической  войны (ИПВ). Не секрет, что в наше время многие государства рассматривают  информационную войну как эффективный  инструмент реализации внешней политики.

    Информационно-психологическая  война позволяет оказывать интенсивное  воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в  любой стране или регионе.

    Совокупность  проблем в данной области объясняется  несоответствием между объективной  потребностью в создании такой системы  и низкой степенью готовности современного общества оказывать активное сопротивление  любым попыткам манипулирования  общественным сознанием. Дело в том, что в массовом сознании граждан  еще не совсем сформировалось понимание  той угрозы, которую могут нести  современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно-психологическом  воздействии. Особенно если использовать их в политических целях.

    Еще одним нерешенным противоречием  ИПВ является то, что при информационном противоборстве используются те же новейшие коммуникационные технологии (НКТ) и базовые элементы, и способы коммуникации, что и в других социальных процессах. Таким образом, целенаправленное информационно-психологическое воздействие НКТ на человека является разновидностью социальных отношений, в чем, по нашему мнению, таится особая опасность. ИВ приобретает все более скрытые формы.

    Существует  также еще одна проблема, мотивирующая наше исследование. Речь идет о несоответствии темпов развития специальных технологий информационно-психологической агрессии и технологий психологической защиты сознания, системы ценностей и  психического здоровья общества.

    Объект исследования информационные потоки, представляющие современные информационные войны.

    Предмет исследования новейшие коммуникационные технологии, используемые в качестве средства ведения информационных войн в современном обществе.

    Цель исследования, анализ СМИ в информационных войнах, их использование и применение в качестве оружия в современных информационных войн.

    Если  увеличиться опасность информационных войн в будущем, то возможно тем самым заменит в какой-то степени реальный террор.

    Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи
1.Определить сущность понятия «информационная война»    
2. Выявить способы применение НКТ как средства ведения информационной войны 
3. Изучить «линии фронта» информационной войны

4. Определить  уровень познаний, у рядовых обывателей, к данной теме работы.

    Научная новизна исследования в том, что за три периода становления СМИ (I. Тоталитарный период (до 1985 г.); II. Период максимальной свободы (начала 1990-х гг.); III. Период "управляемой демократии" (начала 2000-х гг.)), площадь воздействия СМИ существенно увеличилась в третьем периоде.

     Основные  методы исследования работы – анализ, опрос, сопоставление литературных источников, синтез.

 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Информационная война

    1.1 Понятие об информационной войне

    Информационная  война это:

    -  это  любое  действие  по  использованию, разрушению, искажению  вражеской информации и ее  функций; защите информации против  подобных действий; и использованию собственных военных информационных функций.

    - это любая контратака против  информационной функции, независимо от применяемых средств. Бомбардировка  АТС - операция информационной войны. То же самое можно  сказать  и  про вывод из строя программного обеспечения компьютера АТС.

    - только  средство,  а  не   конечная цель, аналогично тому, как бомбардировка -  средство,  а не  цель. Информационную  войну можно использовать   как средство   для проведения стратегической атаки или противодействия.

    - всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная всевозрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики.        

    Составные части информационной войны:

  1. психологические  операции  - использование  информации  для воздействия на аргументацию солдат врага;

    2) электронная война - не  позволяет  врагу  получить  точную информацию;

    3) дезинформация - предоставляет врагу  ложную  информацию  о       силах противника и намерениях;

    4) физическое разрушение - может быть  частью  информационной войны, если имеет целью воздействие  на  элементы  информационных систем;

    5) меры безопасности - стремление избежать  того,  чтобы враг узнал о возможностях противника и намерениях;

    6) прямые информационные атаки  - прямое искажение  информации  без видимого изменения сущности, в которой она находится.

    Существует  два  способа  повлиять  на информационные   функции   врага - косвенно   или   напрямую. Проиллюстрируем разницу между ними на примере.

    Пусть  нашей  целью  является  заставить  врага  думать,  что авиаполк находится  там, где он совсем не находится, и  действовать на основании  этой  информации  таким  образом,  чтобы  это  было выгодно нам.

    Косвенная   информационная   атака:   используя    инженерные средства,  мы  можем  построить   макеты   самолетов   и   ложные аэродромные сооружения, и имитировать деятельность  по  работе  с ними. Мы полагаемся на то, что противник будет  наблюдать  ложный аэродром и считать его  настоящим.  Только  тогда  эта  информация станет той, которую должен иметь противник по нашему мнению.

    Прямая  информационная атака: если  мы  создаем  информацию  о ложном  авиаполке  в  хранилище  информации  у   противника,   то результат будет  точно такой же. Но средства, задействованные  для получения этого результата, будут разительно отличаться.

    Другим  примером  прямой  информационной  атаки  может   быть изменение  информации  во  вражеской  базе  данных  об  имеющихся коммуникациях  в ходе боевых действий (внесение ложной информации о том,  что мосты разрушены)  для изоляции  отдельных вражеских частей. Этого же можно добиться бомбардировкой мостов. И в том, и в другом случае вражеские аналитики, принимая решение на  основе имеющейся у них информации,  примут  одно  и то  же  решение - производить переброску войск через другие коммуникации.

    Существуют  три цели информационной войны:

    1) контролировать информационное пространство, чтобы  мы  могли использовать его, защищая при этом  наши  военные  информационные функции от вражеских действий (контринформация).

    2) использовать   контроль   над   информацией    для    ведения информационных атак на врага

    3) повысить  общую  эффективность  вооруженных  сил  с  помощью повсеместного использования военных информационных функций.

    Приведем  наглядный пример применения информационной атаки при

выполнении  ВВС стратегической атаки.

    Предположим,   что   мы   хотим   ограничить   стратегические возможности врага по переброске войск  путем  уменьшения  запасов топлива.  Сначала  мы  должны  выявить  нефтеперегонные   заводы, которые будут наиболее подходящими целями при этой  атаке.  Потом нужно установить, какие заводы производят больше  всего  топлива. Для каждого завода нам  надо  выявить  местоположение  перегонных емкостей. Мы организуем атаку и, при значительной  экономии  сил, выводим заводы из строя, взрывая их только перегонные емкости,  и оставляя все остальное оборудование нетронутым. Это  классический пример стратегической атаки.

    Теперь  посмотрим,  как  надо  добиться   той   же   цели   в информационной  войне.  Все  современные  нефтеперегонные  заводы имеют  большие   автоматизированные   системы   управления.   Эти информационные   функции   являются   потенциальной    целью    в информационной войне. На ранней  стадии  конфликта  мы  выполнили разведывательную  информационную  операцию  по  проникновению   и анализу  системы  управления  нефтеперегонным  заводом.  В   ходе анализа   мы   обнаружили   несколько   уязвимых   информационных зависимостей,  дающих  нам   средства   воздействия   на   работу нефтеперегонного завода в  нужное  нам  время.  Позднее,  в  ходе конфликта, в ходе одной из  операций  по  блокированию  вражеской группировки мы использовали одно  из  уязвимых  мест.  Мы  просто остановили   эти   заводы.   Это,   тоже   классический    пример стратегической атаки.

    Поле  действия информационных войн охватывает следующие области: инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства – телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.; промышленный шпионаж – хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т. п.; взлом и использование личных паролей VIР-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации; электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных коммуникаций; всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.

    1.2 Возникновение информационной войны

    Сегодня много говорится об "информационной войне". Однако вряд ли кто сможет точно ответить, что это такое. Более того, даже специалисты не смогут ответить на вопрос о том, когда  же все-таки родилось само словосочетание "информационная война", когда  впервые был поставлен вопрос о том, чтобы рассматривать информацию в качестве оружия? Далее, если выяснить эту информацию и дать ответы на поставленные вопросы, то, несомненно, сразу встанет целый ряд подобных вопросов, например, что есть информационная война? Какими средствами она ведется  и, что ставится целью этой войны? Считать ли нападения хакеров  военными действиями, если да, то какие  средства ответа будут адекватными? Ниже мы попробуем дать ответы на эти  и, возможно, другие вопросы по затронутой теме. Итак.

    Первоначально некто Томас Рона использовал  термин "информационная война" в  отчете, подготовленным им в 1976 году для  компании Boeing, и названный "Системы  оружия и информационная война". Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина "информационная война".

    Публикация  отчета Т. Рона послужила началом  активной кампании в средствах массовой информации. Сама постановка проблемы весьма заинтересовала американских военных, которым свойственно заниматься "секретными материалами". Военно-воздушные силы США начали активно обсуждать этот предмет уже с 1980 года. К тому времени было достигнуто единое понимание того, что информация может быть как целью, так и оружием.

    В связи с появлением новых задач, после окончания "холодной войны" термин "информационная война" был введен в документы Министерства обороны США. Он стало активно упоминаться в прессе после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 году, где новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же этот термин впервые введен в директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года.

    Спустя  несколько лет, в феврале 1996 года, Министерство обороны США ввело  в действие "Доктрину борьбы с  системами контроля и управления". Эта публикация излагала принципы борьбы с системами контроля и управления как применение информационной войны в военных действиях. Публикация определяет борьбу с системами контроля и управления как: "…объединенное использование приемов и методов безопасности, военного обмана, психологических операций, радиоэлектронной борьбы и физического разрушения объектов системы управления, поддержанных разведкой, для недопущения сбора информации, оказания влияния или уничтожения способностей противника по контролю и управлению над полем боя, при одновременной защите своих сил и сил союзников, а также препятствование противнику делать тоже самое…". В этом документе была определена организационная структура, порядок планирования, обучения и управления ходом операции. Наиболее важным является то, что эта публикация определила понятие и доктрину войны с системами контроля и управления. Это было впервые, когда Министерство обороны США, определил возможности и доктрину информационной войны.

Информация о работе Информационная война. Использование СМИ в информационных войнах