Информационная война. Использование СМИ в информационных войнах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, анализ СМИ в информационных войнах, их использование и применение в качестве оружия в современных информационных войн.
Для достижения поставленной в работе цели определяются следующие задачи:
1.Определить сущность понятия «информационная война»
2. Выявить способы применение НКТ как средства ведения информационной войны
3. Изучить «линии фронта» информационной войны
4. Определить уровень познаний, у рядовых обывателей, к данной теме работы.

Содержание

Введение 1
Глава 1 Что такое информационная война 3
1.1 Понятие об информационной войне 3
1.2 Возникновение информационной войны 6
1.3 Основные подходы ведения информационной войны в разных странах 10
1.4 Информационное оружие и информационные войны 15
Вывод 21
Глава 2 Результаты социологического опроса 23
2.1 Анализ опроса 23
2.2 Оценка Российских СМИ в периоды их становления как инструмента демократии 26
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.97 Кб (Скачать)

    Франция рассматривает концепцию информационной войны, состоящей из двух главных элементов: военной и экономической (или гражданской). Военная концепция предполагает несколько ограниченную роль информационных операций. Их военная концепция видит место информационным действиям, имеющим место в значительной степени в контексте конфликтов малой интенсивности или в миротворческих операциях. В этом контексте, союзники не рассматриваются противниками.

    Напротив, экономическая или гражданская  концепция включает более широкий  диапазон потенциального применения информационных операций. Французское представление  принимает намного более широкое  и более глубокое представление  для конфликта в экономической  сфере. В этом случае, французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту учитывает тот, чтобы быть и союзником и противником одновременно. Французы даже имеют экономическую школу для информационной войны.

    Франция активно формирует структуры  по контролю ее граждан в киберпространстве. Есть информация о том, что французы создали собственную версию системы "Эшелон" (по сообщениям американской прессы система направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций). Frenchelon, так некоторые  назвали эту систему, по сообщениям используется для контроля и анализа  французских коммуникаций, особенно в районе Парижа.

    1.4 Информационное оружие и информационные войны

    Сейчас  много говорят об информационном оружии и новом лице войны. Основной тезис состоит в том, что войну  можно вести более профессионально  и "цивилизованно". Вместо того чтобы  вводить в стан противника танки, врага можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые коммуникации, направляя в желательное для нападающего русло развитие информационной сферы путем внедрения устаревших информационных технологий.

    С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим  развитием информационных технологий, значительное внимание уделяется новейшим видам так называемого “гуманного оружия” (“не смертельным видам оружия и технологий войн”). К ним относятся информационное, психотронное, экономическое, консциентальное оружие и пр. Особое место среди них занимает информационное оружие и технологии ведения информационной войны. Об их значимости свидетельствует то, что США создали информационные войска и уже третий год выпускаются подразделения кибервоинов. Сегодня в директивах Министерства обороны США подробно излагается порядок подготовки к информационным войнам. По своей результативности, информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения. Спектр действия информационного оружия может простираться от нанесения вреда психическому здоровью людей, до внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Пентагон на суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с использованием методов и технологии “не смертельного оружия”. 

          В вооруженных силах  НАТО, особенно США, значительное внимание уделяется роли “не смертельного оружия” и технологий, прежде всего информационному оружию и психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI века, которые существенно изменяют характер применения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил на ТВД (Театр Военных Действий) и геополитического и цивилизационного противоборства основных центров формирующегося многополярного мира.

    Отличие видов и технологий “не смертельного оружия” от обычного военного оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных на поражение противника. Информационная война, по сути, олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность, с заранее заданными параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и т.д.), удовлетворяющих требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил.

    В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия  Запада, осуществляемая по мировым  телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены  принимать специальные меры для  защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного  обмена по мировым открытым сетям, так  как на этой почве могут возникать  политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных  отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война  и информационное оружие в настоящее  время оказались в центре всеобщего  внимания.

    Информационным  оружием называются средства: уничтожения, искажения или хищения информационных массивов; преодоления систем защиты; ограничения допуска законных пользователей; дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

    Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать: «Логические бомбы» —  скрытые управляющие программы, которые по определенному сигналу или в установленное время приходят в действие, уничтожая или искажая информацию, воспрещая доступ к тем или иным важным фрагментам управляемого информационного ресурса либо дезорганизуя работу технических средств. В АСУ войсками и оружием подобное вмешательство даже в течение короткого времени может коренным образом повлиять на ход и исход боя, операции; - Компьютерные вирусы, представляющие собой специализированные программные продукты, которые способны воспроизводить «логические бомбы» (обладая при этом еще большей разрушающей силой) и внедрять их дистанционно в информационные сети противника. Кроме того, вирусы способны самостоятельно размножаться, то есть копировать себя на магнитных носителях; Программные продукты типа «троянский конь» — программы, внедрение которых позволяет осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информационному массиву противника для добывания разведданных; Нейтрализаторы тестовых программ, обеспечивающие сохранение естественных и искусственных недостатков программного обеспечения; Преднамеренно созданные, скрытые от обычного пользователя интерфейсы для входа в систему. Они, как правило, сознательно вводятся в программное обеспечение программистами-разработчиками с корыстными или диверсионно-подрывными целями; Малогабаритные устройства, способные генерировать электромагнитный импульс высокой мощности, обеспечивающий вывод из строя радиоэлектронной аппаратуры.

    Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной реализации, радикальность  воздействия, достаточный выбор  времени и места применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно опасным: оно  легко маскируется под средства защиты, например, интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без объявления войны.

    Информационная  инфраструктура общества - мишень информационного  оружия. Но в первую очередь новое  оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур государственного управления российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому, задача нейтрализации информационного оружия, и отражения угрозы его применения, должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.

    Как пример информационного оружия и  пример информационной войны (с участием России) можно увидеть из истории. Это холодная война, как одна из первых явных информационных войн. И война  в Грузии в 2008 году.

     Информационная  война лета 2008 года (Приложение 1) для России стала третьей войной ХХI века, о чем говорит не только максимальное использование СМИ Америки, Европы, Азии и Африки (Приложение 2). Россия проиграла информационную войну. На всех ее этапах. Пример уже есть. США выиграли войну у Республиканской армии в Ираке, а Израиль победил в Ливане у «Хизбаллы» (в военном плане), но информационную войну, в сущности, проиграли в целом. Поскольку информация шла только на «своего жителя», не обращая внимания на мировое сообщество. Можно полагать, что впервые за всю постсоветскую историю авторитет России упал более чем в 90% стран мира.

     В последние месяцы было совершенно очевидным, что Грузия активно готовит мировое общественное мнение к тому, что Россия – потенциальный агрессор: обсуждение падения «российской» ракеты с привлечением международных экспертов, скандал вокруг сбитого БПЛА ВС Грузии, арест российского вооружения у миротворцев, якобы запрещенного к использованию в зоне конфликта, и др.

     Михаил  Саакашвили в своих заявлениях во время военных действий в Южной  Осетии и после них все время  говорил о том, что все происходящее – дело рук России. Именно «агрессией России против мирного грузинского  народа» и объяснялось все  происходящее не только в самой Грузии, но и в СМИ по всему миру.

     Мировые информагентства не упускали шанса  показать разрушения в грузинском городе Гори и русские орудия. Визуальный ряд, составленный нужным образом, и грамотно написанные тексты позволяли создать в умах простых американцев нужную для Белого дома картинку. А президент Грузии, каждый раз выступая на фоне флага ЕС, обязательно говорил о том, что это – агрессия России не только против грузинского народа, но и против США, НАТО и ОБСЕ.

     Западные  СМИ передавали репортажи с акцентами  на российскую агрессию против «маленькой беззащитной Грузии». Актуализировался образ России как гегемона и захватчика. Любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной  Осетии пресекались. Достаточно вспомнить  нашумевшее интервью двух осетинок на канале Fox, где им просто не дали говорить, как только стало ясно, что они  будут благодарить Россию за защиту. Мир смотрел на конфликт глазами  Тбилиси.

     CNN показывала картинку российского  телеканала Russia Today с демонстрацией  горящего Цхинвала после его  обстрела грузинской артиллерией,  установками «Град» и его бомбардировки  авиацией, а диктор SNN объяснял, что  это – город Гори, уничтоженный  Российской армией. Потом, правда, через несколько часов объяснили,  что произошла ошибка, но кадры  из горящего города повторяли  часами, а про ошибку сказали  мимоходом и больше к этой  теме не возвращались.

     В сфере кибератак грузинская сторона  также напала первой. 8 августа, одновременно с обстрелом Цхинвала, хакерским кибератакам подвергалась значительная часть югоосетинских сайтов. Позже были совершены нападения и на российские СМИ, в частности, вещающий на английском языке телеканал Russia Today. В пропагандистской войне с Грузией – первом, воистину глобальном user-generated конфликте – российские киберпартизаны охотно встали на службу государства. Ответные шаги не заставили себя ждать: были взломаны сайты президента Саакашвили, парламента, правительства, МИД Грузии. Сайт президента Саакашвили подвергали DDos-атакам с 500 IP-адресов одновременно. После блокировки адресов атаки возобновляются с других IP, и так продолжалось с субботы. Сайты атакуют в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Смысл атак – полное отключение грузинских сайтов.

     Эта информационная война – первый воистину глобальный user-generated конфликт: профессиональные телерепортажи отошли на второй план, а ведущую роль играют блоги и  комментарии (самые вопиющие примеры  профессиональной телевизионной пропаганды нашли временное пристанище на YouTube).

     Анализ  материалов западных СМИ за период подготовки этой операции позволяет  сделать вывод, что теле- и радиокомпании, газеты и глобальная система Интернет активно участвовали в проведении информационной кампании против России. Главная цель этой кампании на стратегическом уровне заключалась в том, чтобы  побудить мировое общественное мнение как минимум не препятствовать вооруженному вторжению Грузии в Южную Осетию, как максимум – обеспечить широкую  общественную поддержку грузинского  руководства. Кроме того, необходимо было нейтрализовать влияние России, проводившей миротворческую операцию.

Вывод

    Анализ  показал, что многие страны мира сейчас создают у себя системы защиты от информационной агрессии и американской культурной экспансии. В той же Франции, к примеру, по телевидению разрешается показывать не более 50% иностранных фильмов, абсолютное большинство которых, как известно, американские. Наше государство пока не приняло никаких существенных мер по защите своих граждан.

    Учитывая  сложность и специфичность информационного  воздействия, для обеспечения безопасности Российской Федерации, стране жизненно необходим специальный координационный управляющий орган по контролю за созданием и применением информационного оружия. Необходимо также создание межведомственного Аналитического центра по разработке новейших информационно-психологических технологий на базе Академии ФСБ, МИ МВД при возможном патронаже Совета Безопасности РФ.

    Следует задуматься о формировании мощного  государственного холдинга масс-медиа, работающего в тесном контакте со специалистами из Аналитического центра.

    Для решения встающих проблем требуется  объединение усилий в научных  исследованиях проблем информационной войны, обеспечения информационной безопасности, а также подготовке кадров, как исследователей, так и журналистов "нового типа".

    Необходимо  приложить все усилия для того, чтобы в XXI веке достижения в области  информационных технологий служили  исключительно на благо человечества. Упустив момент сегодня, завтра мы рискуем  встать на порог очередного витка  гонки вооружений. В этом случае опасность развязывания глобальной информационной войны, объектом воздействия  в которой станет самое тонкое достижение эволюции - сознание человека, станет реальностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Информационная война. Использование СМИ в информационных войнах