Новатор и создатель направления в кинематографе «Догма 95» - Ларс фон Триер

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:10, контрольная работа

Описание работы

Ларс фон Триер один из немногих современных европейских режиссеров, который уже сейчас может примерить на себе звание "живого классика". Трудно, почти невозможно, представить себе последнее кинодесятилетие ХХ века без "Европы", "Идиотов", "Танцующей в темноте". Каждая новая работа этого датчанина неизменно вызывает фестивальный переполох, продолжительные дискуссии, а зачастую, и скандалы.

Работа содержит 1 файл

Кино и ТВ.docx

— 67.56 Кб (Скачать)

Министерство  культуры и массовых коммуникаций РФ

Санкт-Петербургский  Государственный университет культуры и искусства

Кафедра: социально-культурная деятельность 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«История  кино и телевидения»

Новатор и создатель направления в кинематографе «Догма 95» - Ларс фон Триер 
 
 

Выполнила: Воронина Е.А.

Группа: 237-з 

Проверила: Львова Е.Н 
 

Санкт-Петербург

2011г.

Ларс фон Триер  один из немногих современных европейских  режиссеров, который уже сейчас может  примерить на себе звание "живого классика". Трудно, почти невозможно, представить себе последнее кинодесятилетие ХХ века без "Европы", "Идиотов", "Танцующей в темноте". Каждая новая работа этого датчанина неизменно вызывает фестивальный переполох, продолжительные дискуссии, а зачастую, и скандалы.

Фон Триер, Ларс. Творческая биография.

Ларс фон Триер  родился 30 апреля 1956 года в Дании, в  Копенгагене.Окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. Приставку «Фон» к своему имени он добавил во время учебы в Датской киношколе. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchidegartneren. Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder), который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» (1984), получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991), но международную славу принёс телесериал «Королевство» (1994), настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия. Однако триумф ждал режиссёра после выхода на экраны драмы «Рассекая волны» (1996), высоко оценённой на Каннском кинофестивале. Ларс фон Триер — один из основателей самого провокационного движения в современном кинематографе «Догма 95», в рамках которого он поставил фильм «Идиоты» (1998), вызвавший скандал откровенными порносценами. В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму «Танцующая в темноте», в котором главные роли исполнили Катрин Денёв и исландская певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса.

В 2000 году Ларс фон  Триер предложил Йоргену Лету снять вместе пять римейков фильма «Совершенный человек», причём каждый раз фон Триер ставил перед Летом «препятствия» — различные запреты и ограничения, заставляя Лета переосмысливать сюжет и характеры персонажей фильма, снятого в 1967 году. В итоге получился документальный фильм о процессе кинопроизводства, снятый в традициях манифеста Догма 95.

В 1992 году Ларс фон  Триер запустил один из самых необычных  проектов в мировом кинематографе — фильм «Измерение». Этот то ли детектив, то ли триллер снимался по три-четыре минуты в год в разных городах Европы. Предполагалось, что он будет закончен в 2024 году. Однако со временем режиссёр охладел к этому творению и окончательно его забросил. Планируется, что незаконченный фильм будет выпущен на DVD ещё до премьеры «Меланхолии».

После трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной  трилогией, которая носит название «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль» (2003) с Николь Кидман в главной роли, а вторым — «Мандерлей» (2005), где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард. Оба фильма предельно стилизованы. Актёры играют в пустом павильоне, в котором нет других декораций, кроме разметки мелом по полу. Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон» (в некоторых источниках — «Васингтон»), где должны были играть Кидман и Ховард одновременно. Ларс фон Триер полгода работал над сценарием, однако результат его не удовлетворял, он впал в депрессию и по совету продюсера выбросил сценарий и взялся за съёмки комедии «Самый главный босс» (2006). К американской тематике Триер вернулся в фильме «Дорогая Венди» (2005), сценарий к которому он написал.

Ещё одним порождением  депрессии Ларса фон Триера стал фильм ужасов «Антихрист», премьера которого состоялась 18 мая 2009 года на Каннском кинофестивале.

«Два года назад я впал в депрессию. Для меня это был новый опыт. Всё, что только существует на свете, казалось пустым, бессмысленным. Работа не шла. Спустя полгода, просто чтобы поупражняться, я написал сценарий. Это занятие было чем-то вроде курса лечения, но одновременно и поиском — я хотел проверить, удастся ли мне снять ещё хотя бы один фильм. Сценарий был завершён и воплощён на пленке без особого энтузиазма, вполсилы — мои физические и умственные способности использовались примерно наполовину. Работа над сценарием продвигалась вовсе не так, как я работаю обычно. Дополнительные сцены вставлялись просто так, без причины. Образы строились без малейшей оглядки на логику или законы драматургии. Часто они происходили из снов, которые мне тогда снились, или сновидений, виденных мной прежде, в другие периоды жизни»                                                                                                        

                                                                                    Ларс фон Триер

Фильм вызвал бурное обсуждение, вызванное в основном садистскими порнографическими сценами в нём. Экуменическое жюри Каннского кинофестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество.

Следующей работой  режиссёра должна стать фантастическая психологическая драма «Меланхолия», съёмки которой проходили с 22 июля по 8 сентября 2010 в Европе. Главные роли в фильме должны исполнить Кирстен Данст и Александр Скарсгард, Шарлотта Генсбур сыграет сестру главной героини. Премьера «Меланхолии» назначена на следующий Каннский кинофестиваль. Уже сейчас картину закупили в более чем 20 странах, в том числе в Италии, Германии, Австрии и Швейцарии.

Манифест  «Догма 95»

«Догма 95» — это коллектив кинорежиссёров, созданный весной 1995 года в Копенгагене.

«Догма 95» имеет  целью оппонировать «определённым  тенденциям» в сегодняшнем кино.

«Догма 95» — это акция спасения!

В 1960 году были поставлены все точки над i. Кино умерло и взывало к воскресению. Цель была правильной, но средства никуда не годились. «Новая волна» оказалась всего лишь лёгкой рябью; волна омыла прибрежный песок и откатилась.

Под лозунгами  свободы и авторства родился  ряд значительных работ, но они не смогли радикально изменить обстановку. Эти работы были похожи на самих  режиссёров, которые пришли, чтобы  урвать себе кусок. Волна была не сильнее, чем люди, стоявшие за ней. Антибуржуазное кино превратилось в буржуазное, потому что основывалось на теориях буржуазного восприятия искусства. Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма и потому она была… фальшивой!

Согласно «Догме 95», кино — не личностное дело!

Сегодняшнее буйство  технологического натиска приведёт к экстремальной демократизации кино. Впервые кино может делать любой. Но чем более доступным  становится средство массовой коммуникации, тем более важную роль играет его  авангард. Не случайно термин «авангард» имеет военную коннотацию. Дисциплина — вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм — фильм упадочный по определению!

«Догма 95» выступает  против индивидуального фильма, выдвигая набор неоспоримых правил, известных  как обет целомудрия.

В 1960 году были поставлены все точки над i! Кино замордовали красотой до полусмерти и с тех пор успешно продолжали мордовать.

«Высшая» цель режиссёров-декадентов — обман публики. Неужто это и есть предмет нашей гордости? Неужто к этому-то итогу и подвели нас пресловутые «сто лет»? Внушать иллюзии с помощью эмоций? С помощью личностного свободного выбора художника — в пользу трюкачества?

Предсказуемость (иначе называемая драматургией) — вот золотой телец, вокруг которого мы пляшем. Если у персонажей есть своя внутренняя жизнь, сюжет считается слишком сложным и не принадлежащим «высокому искусству». Как никогда раньше приветствуются поверхностная игра и поверхностное кино.

Результат — оскудение. Иллюзия чувств, иллюзия любви.

Согласно «Догме 95», кино — это не иллюзия!

Натиск технологии приводит сегодня к возведению лакировки  в ранг Божественного. С помощью  новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном  объятии сенсационности. Благодаря  иллюзии кино может скрыть все.

«Догма 95» выступает  против иллюзии в кино, выдвигая набор неоспоримых правил, известных  как обет целомудрия.

Обет  целомудрия

Клянусь следовать  следующим правилам, выведенным и  утверждённым «Догмой 95».

  1. Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
  2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
  3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
  4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
  5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
  6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
  7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
  8. Жанровое кино запрещено.
  9. Формат фильма должен быть 35 мм.
  10. Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.

Отныне клянусь  в качестве режиссёра воздерживаться от проявлений личного вкуса! Клянусь  воздерживаться от создания «произведений», поскольку мгновение ценнее вечности. Моя высшая цель — выжать правду из моих персонажей и обстоятельств. Клянусь исполнять эти правила всеми доступными средствами, не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций.

Сим подтверждаю  мой обет целомудрия.

Копенгаген, понедельник 13 марта 1995 года 
От имени «Догмы 95» 
Ларс фон Триер 
Томас Винтерберг

  Новое направление датского кино или «Догма 95» в деле.

 
Проект  ДОГМА 95 явился центральным, наиболее радикальным событием европейского кинематографа конца века и единственным, которое может быть хотя бы приблизительно сопоставлено с сорокалетней давности "новой волной".
 
 
ДОГМА альтернативна всем основополагающим принципам постмодернизма и предлагает утомленным изысками кинематографистам  принять освежающий "обет целомудрия". ДОГМА отрицает культ авторства: даже имя режиссера не указывается  в титрах. Отказавшись от засилья  техники, спецэффектов и драматургических штампов "мейнстримовского" кино, ДОГМА в то же время решительно избавляется от авторского эгоцентризма и тщеславия. Так - в теории, в манифесте. На практике все оказалось сложнее.

Ларс  фон Триер до «Догмы»   
 
Первый манифест Ларс фон Триер написал еще в 1984 году - по поводу своего фильма "Элемент преступления", детектива о серии убийств детей, который напомнил критикам помесь Орсона Уэллса и Тарковского. По схожему рецепту фон Триером были произведены еще два коктейля - "Эпидемия" (1987) и "Европа" (1991). К ним тоже были написаны манифесты. В "3-м Манифесте" фон Триер называет себя "мастурбатором серебряного экрана", алхимиком, творящим из целлулоида богоподобный мир, который никогда, однако, не будет равен божественному. 
Фон Триера, создавшего уникальный изобразительный стиль (эффект "вытравленного" изображения, нередко переведенного на пленку с видео) тогда критиковали за формализм и эстетизм, увлечение техническими штучками, за отсутствие интересных характеров. В Канне тяжеловесная и пафосная датско-шведско-немецкая "Европа" провалилась, а фестиваль выиграли братья Коэны. Это был сигнал окончательной смерти идеалов европейского авторского кино под напором американского постмодернизма.Амбициозный фон Триер тяжело пережил неудачу и сделал из нее выводы. Поворотным пунктом стал телесериал
Королевство (1994), признанный "европейским ответом на "Твин Пикс". Фон Триера тут же занесли в список 50 режиссеров мира с максимальным коммерческим потенциалом. 
 
Склонный к чудачествам фон Триер ответил на это проектом съемок в Сибири (по сценарию Фридриха Горенштейна и по мотивам легенд гражданской войны), обнародовал свою фобию (страх перелетов и плаваний), и развернул автомобиль обратно по дороге в Канн-96, прислав туда лишь копию новой ленты (получившей Грaн При жюри) и свой снимок в шотландской юбке. Новая лента "
Рассекая волны" сразу и бесповоротно была признана шедевром, а фон Триер - новым Дрейером, новым Бергманом. Это был настоящий рывок в завтрашний кинематограф. Фон Триер не только гениально использовал для интимного сюжета ручную камеру, но, быть может, впервые после Феллини успешно соединил духовную проблематику с кичевой эстетикой. Не религия служит у него материалом для кино, а само кино оказывается чем-то вроде религиозного ритуала, хотя и за вычетом одного из компонентов религии - а именно: морали. 
 
Рождение «Догмы»

Спустя два  года после "Рассекая волны" фон  Триер опять появился в Канне - причем появился физически, что уже  само по себе стало сенсацией. Правда, не пришел на собственную пресс-конференцию  и укрывался от сторонних глаз в соседнем Антибе, куда пригнал специальный фургон. Когда синий микроавтобус с надписью "Идиоты" (точно на таком же ездят герои одноименного, представленного в конкурсе фильма) подрулил к лестнице фестивального Дворца, свершилось невероятное: величественный и неприступный Жиль Жакоб, художественный директор фестиваля, самолично спустился с лестницы, чтобы приветствовать режиссера этой картины Ларса фон Триера. Такого Жакоб не делал даже для самых ярких голливудских звезд. Правда, на этом почести и закончились: "Золотой пальмовой ветви" фон Триер так и не получил. 
В противоположность киношлягеру "Рассекая волны",
Идиоты лишены мелодраматических подпорок, а эксперименты, которые ведут герои, каждый "в поисках внутреннего идиота", разрушают все мыслимые табу, демонстрируют крайнюю степень психологической агрессии. Чтобы раскрепостить своих исполнителей и вдохновить их на сеанс группового секса, фон Триер в первый же день явился на съемочную площадку голым. В качестве лидера "нового левого", "радикального", "идиосинкразического" кино фон Триер создал кинокомпанию по производству порнофильмов, а также возглавил коллектив киноавторов "ДОГМА 95". Они подписали манифест, формулирующий правила, по которым намерены теперь делать кино. Разумеется, антибуржуазное, но не повторяющее плачевный, по их мнению, опыт "новых волн". Спустя сорок лет после дебютов Годара и Трюффо, спустя тридцать после того, как майские радикалы 68-го закрыли Каннский фестиваль, фон Триер эпатировал кинематографическую общественность в возрожденной цитадели буржуазности. 
 
Кинематограф не должен быть индивидуальным! - утверждается в "Догме" с восклицательным знаком. Сегодняшнее кино должно использовать "технологический ураган", делаться в цвете и на широком формате, но при этом не быть жанровым (никаких перестрелок), не уходить от актуальной жизни ни исторически, ни географически, воспроизводить реальность "здесь и теперь" на натуре, без фальшивых декораций и светофильтров, с помощью подвижной ручной камеры, и даже фамилии режиссера не должно стоять в титрах.Вторым "подписантом" манифеста стал младший соратник фон Триера Томас Винтерберг: его семейный гротеск
Торжество получил приз в Канне и потом на многих других фестивалях. Более радикальных "Идиотов" ждала менее благоприятная судьба: кучка приверженцев объявила фильм гениальным, но его не приняли на ура ни фестивали, ни прокат, ни нормальная публика. 
 
«Догма» после фон Триера 
 
ДОГМА стала невероятно модной. Всюду печатались списки ее новых проектов. Ни один уважающий себя фестиваль не обходился без "догматического" фильма. Плодились сенсации: классик американского авангарда Пол Морриси присоединился к ДОГМЕ! В рамках ДОГМЫ экранизирует стриндберговскую "Мадемуазель Жюли" культовый американец Майк Фиггис! 
 
Номера очередных ДОГМ стали путаться (кажется, четвертая и пятая ДОГМЫ получились неудачными, и Триер велел их выкинуть из общего концепта, хотя одну из них поставил его постоянный актер Жан-Марк Барр). Верно то, что ДОГМА стала интернациональной.Победа в Канне-99 бельгийской "Розетты" братьев Дарденнов, целиком снятой ручной камерой, могло произойти только под влиянием ДОГМЫ. Появление целого ряда арт-фильмов с элементами "порно" явно спровоцировано "Идиотами", где в самых шокирующих сценах героев дублировали порно-актеры. ДОГМА-6 под названием "Джулиен, мальчик-осел" режиссера Хэрмони Корина, тоже развивающего этику и эстетику "Идиотов", хотя с явным привкусом манеры американских Independents. 
ДОГМА стала модой, а потому начала восприниматься как банальность, чуть ли не как дурной тон. Хорошим тоном среди продвинутых молодых критиков считается теперь ругать ДОГМУ. Так было в свое время с "новой волной". Хотя разница между ними огромна: авторы "новой волны" бунтовали против буржуазно-клерикального "папиного кино"; инициаторы ДОГМЫ пытаются вернуть публике религиозную чистоту и ритуальность эмоций. Но и те, и другие обращают кинематограф к реальности, отвергают отрепетированную условность. Первым это сделал неореализм, потом "новая волна". ДОГМА уже в нашу постмодернистскую эпоху сыграла аналогичную роль. Она раскачала лодку в застоявшейся воде. И быстро стала сдавать свои позиции. ДОГМУ талантливо раскрутили по всему миру, наплодили ее почитателей и подражателей. Есть американский, французский, испанский, аргентинский, шведские, русский вариант "Догмы". По ее канонам сняты многочисленные "независимые" фильмы в обоих полушариях. Они придают новое дыхание реализму - с приставками в самом широком диапазоне от "соц-" до "порно-". Они создают ощущение возврата кинематографа от виртуальной к настоящей реальности. Но все это - очередная иллюзия, блестящая инсценировка, искусная манипуляция. ДОГМА, как выяснилось, беззастенчиво адаптируется к старым жанрам - таким, как социальная мелодрама ("Любовники" Жан-Марка Барра про обреченную любовь француженки и серба). ДОГМА без зазрения совести спекулирует на модных буржуазных темах (инцест в "Торжестве"). ДОГМА породила "Розовую тюрьму" -- образец феминистского порнофильма в триеровских декорациях и с трансплантированной психологией по Станиславскому. 
 
ДОГМА оказалась слишком всеядной и конформной, чтобы долго блюсти свой радикализм. Не случайно Триер уже заявил о приостановке проекта, который не просто выполнен - перевыполнен на двести процентов. В киномире началось брожение - и "догматики", всколыхнувшие застойное болото, сами могут уйти на покой. Что означает - порушить ДОГМУ и начать жить каждый своими интересами. 
Среди кинематографистов, близких к ДОГМЕ, только один сегодня достоин называться великим - это Ларс фон Триер. Неважно, выдумал он ДОГМУ из тщеславия, ревности к призам и голливудским бюджетам, эстетического чутья или хулиганского личного каприза. ДОГМА родилась. И стала жить без фон Триера. А он без нее. В 2000 году он представил в Канне мюзикл "Танцующая в темноте", опровергнувший все каноны ДОГМЫ. Дальнейшее хорошо известно.

Информация о работе Новатор и создатель направления в кинематографе «Догма 95» - Ларс фон Триер