PR - технологии в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования – изучение современного состояния, проблем и тенденций развития технологий Public Relations в системе государственной службы. С учетом изложенного, в магистерской работе реализуются следующие основные задачи:
1) Изучить теоретические аспекты Public Relations в государственных структурах:
- основные элементы системы коммуникаций,
- закономерности возникновения PR как системы, принципы Public Relations,
- эволюцию PR в органах власти,
- цели и функции связей с общественностью в системе государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. PUBLIC RELATIONS В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………..

7
I.1. Public relations – элементы, определения………………………………………
7
I.2. Закономерности возникновения PR как системы. Принципы PR–деятельности……………………………………………..…………………………..

13
I.3. Возникновение и основные этапы эволюции PR в органах государственной власти………………………………………….……………………………………...

18
I.4. Цели и функции PR в органах государственного управления………………..
22
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ……………………………………………..

29
II.1. Public Relations в системе государственного управления (опыт стран Запада и Российской Федерации)…………………………………………………..

29
II.2. Особенности методов работы государственных служб по связям с общественностью…………………………………………………………………….

44
II.3. Пиар-кампания как элемент Public Relations в органах государственной власти…………………………………………………………………………………

49
ГЛАВА III. РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ PR…………………………..

63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...
83
БИБЛИОГРАФИЯ……….……………………………………………………………….
86

Работа содержит 1 файл

Pr -технологии в системе государственного управления.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

Если от общих принципов пиар-деятельности перейти в более узкую сферу государственного управления, можно выделить следующие принципы20:

  1. Открытость власти перед обществом.

Один из основных принципов, обязательный для соблюдения. Предполагает обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений.

  1. Право на информацию.

Предусматривает обеспечение  равного права на информацию для  общественности (в том числе –  СМИ). Следует отметить, что Конституция Республики Молдова21, провозглашающая демократические принципы, гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Однако при условии, что запрос информации не наносит ущерб мерам, направленным на защиту чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан или создает угрозу национальной безопасности. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Молдова возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

  1. Социальная ориентация.

Обеспечение приоритета при осуществлении государственной  поддержки информационным проектам социальной направленности. Данный принцип наиболее актуален для работы государственных пресс-служб, которые должны придавать особое значение для освещения посредством СМИ проектов имеющих большое социальное значение, осуществляемых правительством. Например, строительство коммунального жилья.

  1. Законность.

Формирование системы, обеспечивающей политическую и идеологическую свободу мысли и слова, независимость  средств массовой информации. Без законности нет правового государства: во время проведения избирательных кампаний данный принцип становится завлекательным лозунгом политической и экономической элиты22.

  1. Системность.

Информационная политика опирается на принцип системности  в отношениях администрации со всеми  СМИ. В данном случае подразумевается регулярное проведение встреч с руководителями СМИ, где все совместно обсуждаются интересующие вопросы, проблемы…

Исходя из предложенного  понимания принципов PR (специфических для сферы государственного управления и общих для всех специалистов по связям с общественностью, независимо от области их деятельности), следует понимать и этику профессии. Несмотря на то, что для аппарата многих организаций (бизнес-структур, органов власти) службы по связям с общественностью – новые образования, уже сложились своеобразные этические нормы функционирования данных подразделений. Как правило, специалисты в своей профессиональной деятельности опираются на положения многочисленных этических кодексов Public Relations (Афинский кодекс, Римская хартия международной ассоциации PR, Лиссабонский кодекс, Российский кодекс и прочие), которые, во-первых, закрепляют понимание этики в пиаре и, во-вторых, активно демонстрируют его общественности.

Так, например, известный  Афинский кодекс (Международный этический  кодекс Public Relations), многократно воспроизведенный в различных учебных пособиях, гласит, что следует воздерживаться от «использования мошеннических методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию и, таким образом, не может держать ответ за действия, предпринятые на основе этих устремлений23», то есть от всякого рода манипулятивных тактик по отношению к общественности.

«Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение или его представителей» сказано в одной из статей Европейского кодекса профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс)….

Сходные положения можно  найти и в других этических  кодексах. Общим между ними является и то, что все устремления являются не только благородными, но и выгодными. Например, для общественности, которая имеет возможность свободно получать достоверную информацию в необходимом для удовлетворения своих интересов объеме. Кроме того, этические нормы обеспечивают целостность и возможность цивилизованного развития пиар-сообщества (прямая выгода для специалистов по связям с общественностью).

Этическими  же принципами («моральными императивами24» - по формулировке украинского практика PR Валентина Королько) непосредственно профессиональной деятельности Public Relations как коммуникационной деятельности можно считать:

  • Налаживание и поддержку коммуникативных взаимоотношений со всеми группами общественности, на которые оказывает влияние то или иное действие организации.
  • Совершенствование этих коммуникативных отношений, то есть все большее превращение их в конструктивный диалог.

Иными словами, для оптимизации  процесса коммуникативных отношений  необходимо идти путем определения  правил, их разъяснения и изменения  таким образом, чтобы уровень  понимания согласованности правил коммуникации между организацией и общественностью становился все выше.

 

 

Выводы:

Система коммуникации (система PR) как организаций вообще, так и органов государственного управления в частности опирается в своем становлении на закономерности политического, экономического и коммуникационного характера, и в своей деятельности – на ряд принципов:

  • общего плана,
  • специфических для органов власти,
  • этических.

Все принципы в системе Public Relations взаимосвязаны между собой. Для успешной деятельности специалистам по связям с общественностью необходимо их комплексное применение на практике. В результате достигается системность управления, а также гармоничность и комплексность общественной жизни в целом и отдельных ее сфер и областей.

 

 

 

I.3. Возникновение и основные этапы эволюции PR в органах государственной власти

Определившись с основными  составляющими Public Relations, основными закономерностями, приведшими к возникновению PR как системы, и принципами, которыми руководствуются пиар-менеджеры в своей профессиональной деятельности, рассмотрим эволюцию связей с общественностью в контексте истории и подчеркнем их развитие в органах государственной власти. Это поможет нам глубже понять их состояние и тенденции в современном обществе25.

Первое употребление термина Public Relations связано с государственными структурами. Американский президент Томас Джефферсон использовал это выражение в своем послании к Конгрессу США еще в 1807 году, в котором настаивал на необходимости усилий общественно-политических институтов для создания особого климата доверия и консенсуса в национальном масштабе.

Однако если оглянуться, можно заметить, что связи с  общественностью появились гораздо  ранее. Хотя, правильнее сказать, что PR ниоткуда не появлялся и никуда не исчезал – он, как атмосфера, всегда жил и сосуществовал с человеком там, где функционировало общество. В доисторическую эпоху охотник возвращался в стойбище с охоты, бросал дубину у порога и с ходу рассказывал соплеменникам, какие героические поступки ему пришлось приложить, чтобы добыть лежащего у ног слушателей дохленького на вид зверя. Если он путался в своем рассказе или забывал с чего вообще начал, на него прочно ставили клеймо – лжец, и сходились на том, что зверя он принес никчемного. Народ не обманешь! Но если рассказ был захватывающим, жесты рассказчика в свете костра заставляли содрогаться, а лес как живой пугал каждым шорохом, всем казалось, что перед ними настоящий герой, да и добычу он принес небывалых размеров. При этом факты неизменны – вот охотник, вот его добыча. Но результаты абсолютно разные, что неизбежно отражалось на расстановке политических сил в данном конкретном племени. В случае успешного пиара юношу могли избрать вождем, при ином варианте – прибить26.

И так на протяжении эпох – формы пиара имели свойство совершенствоваться и меняться, однако суть его всегда оставалась неизменной – привлечь на свою сторону людей и сделать их лояльными своей идее.

Исторический анализ показывает, что связи с общественностью  вобрали в себя разнообразные  формы и методы, доказавшие свою эффективность на протяжении многих веков. В древности государство широко использовало различные способы влияния на общественность при подготовке к войнам. Юлий Цезарь перед военными походами обеспечивал поддержку римлян с помощью распространения специально подготовленных обращений и театрализованных представлений. Древние государства активно использовали разнообразные формы монументального искусства, монеты и литературу для популяризации событий и людей. Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и древние памятники письменности использовались для распространения религиозных верований, которые, в свою очередь, помогали прославлять правителей, полководцев и вождей, преподнося их как богов или подобных богам.

Многое из того, что  использует современное государство в сфере связей с общественностью, заимствовано из практики древних цивилизаций. Первая государственная служба по связям с общественностью при правительстве США (Комитет по общественной информации), созданная во время Первой мировой войны, использовала опыт Юлия Цезаря, чтобы пробудить патриотизм американцев, которые не вполне понимали, зачем американские солдаты должны гибнуть на полях сражений далекой Европы.

В заокеанской Европе первопроходцем-пиарщиком от государства  был Наполеон Бонапарт. Он активно использовал прессу (основное на то время средство связи с общественностью) с целью формирования необходимого общественного мнения как внутри империи, так и за ее пределами. Справедливо полагая, что четыре газеты могут причинить больший ущерб, чем стотысячная армия, Наполеон следовал следующим правилам:

  1. Замалчивание своих неудач и возвеличивание побед.
  2. Постоянный повтор особо выгодных тезисов.
  3. Карикатурное высмеивание неприятеля.
  4. Фальсификация фактов.

Разумеется, данные правила  не претендуют на роль принципов в деятельности современных связей с общественностью. Мы рассматриваем их как проформу современной публичной деятельности.

Можно определенно сказать, что на начальном этапе PR-деятельность была, главным образом, политически ориентирована, поскольку в большинстве случаев именно для политиков требовалось привлечение широкой общественности на свою сторону. Основными же субъектами пиара выступали правительства и прочие государственные учреждения.

XIX век охарактеризовался смещением PR-акцентов в сторону регулирования социально-экономических отношений. Связи с общественностью обретают заметное значение в построении отношений с профсоюзами, решении производственных задач, в конкурентной борьбе и поддержке различных форм экономической активности. Этот период знаменуется созданием и развитием массовой прессы. Широкое распространение прессы вызвало появление доселе неизвестной, необычной профессии – пресс-агент. По сути – это прообраз будущих PR-менов (они организовывали работу с прессой и реализовывали на практике первые действия в области системной и целенаправленной работы с общественностью).

Начало XX века сформировало еще один акцент в области пиара – это время принято называть эпохой жаренных фактов (публичные скандалы, связанные с именами коррумпированных чиновников и монополий).

В целом же первая половина XX века (1900-1950 года) – это время всего массового (производство, сбыт, коммуникации). Рост значимости PR обусловлен самим процессом формирования деловой среды, которая по мере своего развития становилась все более зависимой от общества, его мнения и поведения в отношении бизнеса. PR сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях появились должности вице-президентов по коммуникациям; статус PR как корпоративной функции управления общественным мнением укрепляется.

В это же время (20-40-е  годы XX века) наблюдается активное становление Public Relations как профессии и научной дисциплины. В американской концепции связей с общественностью доминирует принцип продвижения корпоративного интереса.

Особое влияние на развитие PR оказали войны, особенно Вторая мировая война, которая послужила главным стимулом быстрого развития пиара в США и некоторых странах Западной Европы. Так, после Второй мировой войны во французских государственных структурах и частных компаниях появились первые службы «внешних отношений».

В тот же период в Европе начали формироваться собственные научные школы PR27. В Германии концепция Public Relations трактовала связи с общественностью как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей. Основные задачи Public Relations состояли в том, чтобы помочь отдельным субъектам ориентироваться в обществе, получать правильную информацию и формировать собственное мнение. Представители французской школы PR тоже стремились выработать свои принципы и пиар-технологии и весьма осторожно относились к американской модели Public Relations.

Информация о работе PR - технологии в системе государственного управления