Признание третейских судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:10, биография

Описание работы

Казахстан присоединился ко всем инвестиционным и арбитражным конвенциям. Для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений по инвестиционным спорам наибольшее значение имеют:

Работа содержит 1 файл

Признание и исполнение решений иностранных третейских и государственных судов (2).doc

— 137.00 Кб (Скачать)


Признание и исполнение решений иностранных третейских и государственных судов по инвестиционным спорам: опыт Казахстана

 

Участие Казахстана в международных договорах, связанных с инвестициями

 

Казахстан присоединился ко всем инвестиционным и арбитражным конвенциям. Для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений по инвестиционным спорам наибольшее значение имеют:

- Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, к которой Казахстан присоединился Указом Президента РК от 4 октября 1995 г. (далее - Нью-Йоркская конвенция);

- Вашингтонская Конвенция об урегулировании  инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18  июня 1965 г. (далее - Конвенция ICSID).

С присоединением Казахстана к этой Конвенции происходили какие-то странные вещи. Все началось с Закона РК от 26 июня 1992 г.  «О членстве РК в Международном валютном фонде (МВФ), Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Международной  финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров». Этим Законом Президент РК был уполномочен принять членство РК  в этих организациях и подписать оригиналы статей, в том числе Конвенцию ICSID.

Конвенция ICSID была подписана Казахстаном 23 июля 1992 г., но дальше идет непонятный провал. В то время мы пытались выяснить в компетентных органах, присоединился ли Казахстан к Конвенции ICSID, но смогли узнать только в самом ICSID, что не присоединился. Наконец, 21 сентября 2000 г. прошла процедура  ратификации, и 21 октября 2000г. Конвенция вступила в силу для Казахстана.

Но на этом злоключения не закончились. Конвенция ICSID была опубликована в Бюллетене международных договоров Республики Казахстан, 2004, № 11, который является официальным изданием в качестве приложения к «Собранию актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан». И в этом издании указано, что Конвенция вступила в силу для Казахстана 20 июля 2004г. То есть мы имеем две даты с разрывом почти в 4 года, и какая из них правильная, мы не знаем.

Интересен вопрос, как решается вопрос об исполнении арбитражных и судебных решений в двухсторонних Конвенциях о взаимном поощрении и защите инвестиций (далее - Конвенции), участником которых является Казахстан[1]?

Во всех Конвенциях  предусматривается порядок разрешения споров между государством и инвестором (причем, как правило, один из арбитражных органов обязательно ICSID). Но, к сожалению, вомногих из них ничего не говорится о принудительном исполнении арбитражных решений (например, с Индией, Узбекистаном, Нидерландами, Францией, Чехией, Кыргызской Республикой, Грузией, Азербайджаном, Малайзией, Кореей, Ираном, Израилем, Великобританией, Венгрией, Монголией, Украиной).

В ряде Конвенций закреплена стандартная формула: «Арбитражное решение должно быть окончательным и обязательным для обеих сторон спора. Обе стороны должны обеспечить принудительное исполнение решения» (с Латвией, Кувейтом, Таджикистаном, Словакией, Польшей, США).

Другие Конвенции содержат более определенную позицию. Уточняется, что Договаривающая Сторона должна привести арбитражное решение в исполнение в соответствии со своим законодательством (с Россией, Болгарией, Турцией, Вьетнамом, Катаром, Пакистаном, Болгарией, Швейцарией, Египтом, Китаем, Испанией, Германией).

Такая же формула закреплена в Соглашении о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах – членах Евразийского экономического сообщества от 12 декабря 2008 г. (Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Таджикистан).

В некоторых Конвенциях к этому добавляется, что решение должно быть приведено в исполнение в соответствии с национальным законодательством Стороны, на территории которой решение исполняется компетентным органом Стороны с даты, указанной в решении (например, с Филиппинами, Канадой, Финляндией, Иорданией, Хорватией).

Более подробное положение содержится в Конвенции, заключенной Казахстаном со Швейцарией:

«Решение арбитражного суда имеет для сторон обязательную силу, обжалованию не подлежит, и быть решением иным, чем те, которые предусмотрены Вашингтонской Конвенцией, не может. Приведение решения суда в исполнение производится по законодательству, регулирующему исполнение суда той страны, где решение должно быть выполнено».

В Конвенции, заключенной со Швейцарией, содержится  интересное положение:

«Стороны не привлекают к решению спора дипломатические каналы, за исключением случаев, когда другая сторона не выполняет или неправильно выполняет решение арбитражного суда».

Таким образом, не во всех Конвенциях закрепляется обязанность государства исполнять решение арбитража по инвестиционному спору. Но в принципе это не меняет ситуацию. К инвестиционным спорам применяются общие положения Нью-Йоркской конвенции, в частности, ст. III: «Каждое Договаривающее Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с  процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений…».

Государство через нормы международных договоров – двусторонние Конвенции и Нью-Йоркскую конвенцию – принимает на себя публично-правовое обязательство по признанию и исполнению вынесенного арбитражного решения. Неисполнение принимающим государством решения иностранного арбитражного суда  провоцирует возникновение межгосударственного спора в связи с нарушением нормы международного публичного права[2].

Кроме того, в ряде Конвенций закрепляется следующее положение:

«Сторона, которая является Стороной в спор, не должна никогда ни при каких условиях в течение процедур, затрагивающих инвестиционные споры, утверждать как защиту ее неприкосновенности, тот факт, что инвестор получил компенсацию согласно страховому контракту, покрывающюю весь понесенный ущерб или потери либо их часть (например, с Румынией, Арменией, Пакистаном, Грецией, Болгарией, Израилем, Монголией, Польшей, Литвой, Германией, США).

Очень важное положение  содержится в Соглашении между государством Кувейт и РК о поощрении и взаимной защите инвестиций от 31 августа 1997г.:

«В ходе любого разбирательства, судебного, арбитражного либо иного или при принудительном исполнении любого решения или определения относительно инвестиционного спора между Договаривающимся Государством и инвестором другого Договаривающего Государства, Договаривающееся Государство не использует в качестве защиты свою суверенную  неприкосновенность».

 

Порядок исполнения иностранных судебных и арбитражных решений в Казахстане

 

В соответствии со ст. III Нью-Йоркской Конвенции «Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с  процессуальными нормами той территории, где испрашивается исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях».

В п. 3 ст. 54 Конвенции ICSID закреплено, что «порядок исполнения арбитражного решения определяется законами об исполнении судебных  решений, действующими в государстве, на территории которого такое исполнение испрашивается».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 425 ГПК РК решения иностранных судов и арбитражей признаются и исполняются в Республике Казахстан (далее РК), если это предусмотрено законом или международным договором РК, на началах взаимности. Условия и порядок признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяются законом, если международным договором РК не установлено иное. Порядок же принудительного исполнения арбитражного решения, выдача исполнительного листа и основания к отказу в его выдаче устанавливаются статьями 425-1-425-3 ГПК РК.

Статья 80 Закона РК от 30 июня 1998г. «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» устанавливает, что порядок исполнения в РК решений международных и иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами, ратифицированными Казахстаном, и настоящим Законом.

Глава 8 Закона РК «О международном коммерческом арбитраже» также регулирует порядок признания и приведения в исполнение в РК арбитражных решений, а также основания отказа в таком признании и исполнении.

Порядок признания иностранных судебных и арбитражных решений, подлежащих в последующем принудительному исполнению на территории Казахстана, регламентируется также Инструкцией «О порядке оказания судами и учреждениями юстиции Республики Казахстан правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к таким учреждениям иностранных государств», утвержденной приказом Министерства юстиции РК от 8 января 1998 г. № 13298, Временной инструкцией «О порядке оказания судами Республики Казахстан правовой помощи и о порядке обращения за правовой  помощью к судам иностранных государств», утвержденной распоряжением Председателя Верховного суда РК от 23 августа 2006 года № 170.

Ходатайство заинтересованных лиц о признании и исполнении решения иностранного суда на территории РК направляются в Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК. Поручения же судов и других компетентных учреждений иностранных государств, поступившие непосредственно в суды, подлежат исполнению с уведомлением об этом Комитета.

Ходатайства об исполнении судебных решений и приравненных к ним актов учреждений юстиции государств, с которыми Казахстан заключил договоры о правовой помощи, рассматриваются областными судами по месту жительства должника в порядке, предусмотренном действующим законодательством и договорами. В тех случаях, когда должник не имеет места жительства в Казахстане или его местонахождение неизвестно, ходатайство рассматривается по месту нахождения его имущества.

Кроме того, необходимо отметить положения Нормативного постановления Верховного суда РК «О судебном решении»[3], в котором указывается, что ре­шения иностранных судов, согласно ст. 425 ГПК РК, могут быть предъявлены к принудительному исполнению в Казахстане в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, если это предусмотрено законом или международным договором РК. Приведение в исполнение такого решения производится по ходатайству заинтересованной стороны определением суда РК в соответствии с правилами о подсудности, определенной ГПК РК по мес­ту исполнения решения.

Из главы 3 ГПК РК, устанавливающей правила подсудности, следует, что такие ходатайства подлежат рассмотрению районными и приравненными к ним судами. Если же одной из сторон является международная или иностран­ная организация, то ходатайство подлежит рассмотрению в областном (при­равненном к нему) суде.

Однако до сих пор рассмотрение ходатайств о признании и исполнении иностранных судебных решений осуществляется по сложившейся практике только областными судами.

Суд рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудитель­ного исполнения решения, ограничивается установлением обстоятельств, при которых возможно принудительное исполнение решения (п. 30 нормативного постановления Верховного суда РК от 11 июля 2003 г. «О судебном решении»).

Ходатайства об исполнении решений по инвестиционным спорам, в частности решений ICSID, ответчиком в которых выступает государство, подлежат рассмотрению в городском суде г. Астаны

Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения иностранного судебного решения производится в открытом судебном засе­дании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства.

После вынесения определения его копия направляется сторонам не по­зднее пяти дней со дня вынесения определения (ст.ст. 241,254 ГПК РК). Взыс­катель и должник имеют право обжаловать определение суда в порядке и сроки, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

На основании определения областного суда об удовлетворении ходатай­ства выдается исполнительный лист, который выдается взыскателю либо по его письменному заявлению направляется судом для исполнения в соответ­ствующий орган исполнительного производства по территориальности.

Действия по принудительному исполнению решения иностранного суда производятся судебным исполнителем в соответствии с национальным зако­нодательством об исполнительном производстве.

Суд вправе отказать в принудительном исполнении решения суда при представлении другой стороной, в отношении которой испрашивается разреше­ние на принудительное исполнение решения суда, доказательств:

- разрешения спора некомпетентным судом;

- рассмотрения дела в отсутствии стороны, не извещенной о процессе;

-   истечения трехгодичного срока давности предъявления решения к принудительному исполнению;

-   наличия ранее вступившего в законную силу решения между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию (п. 30 Нормативного постановления Верховного суда РК «О судебном решении»).

Признание и исполнение решений иностранных арбитражей на территории Казахстана осуществляется в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года.

Согласно ст. 4 Нью-Йоркской конвенции сторона, испрашивающая призна­ние и приведение в исполнение решения арбитража, при подаче такой просьбы представляет:

а)              должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового;

б)              подлинное соглашение, упомянутое в ст. 2, или должным образом заверенную копню такового.

Если арбитражное решение или соглашение изложены не на официальном языке той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этого решения, сторона, которая просит о признании и приведении в испол­нение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком или дипло­матическим или консульским учреждением.

Информация о работе Признание третейских судов