Радиовещание в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.
Основные задачи:
- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;
- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).
При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)
Этап развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)
Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970)
Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»
(1970-1985)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие отечественного радио в период "перестройки и гласности"
(1985-1991)
Современные тенденции функционирования отечественного радиовещания
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Радиовещание (курсовая).doc

— 243.50 Кб (Скачать)

    В передаче А. Калачёва "Доктор Блюз" - музыка классиков блюза (Джимми Рида, Фэтса Домино, Питера Грина, "Миссисипи" Фреда Макдауэлла и Альберта Коллинза) в исполнении нынешнего поколения артистов. Особо хочется выделить передачу Виктора Татарского «Встреча с песней», которую любят несколько поколений радиослушателей, более 35 лет. Впервые передача продолжительностью в один час появилась на волнах Всесоюзного радио 31 января 1967 года. Потом она достойно выдержала многие перестроечные испытания и, став короче на десять минут, всё же сохранилась в эфире – теперь уже "Радио России". Ведет её, как всегда, Виктор Татарский, который на вопрос, предполагал ли он, что передаче суждена долгая жизнь, ответил так: «Я ничего не загадывал. Шёл потихоньку, как говорят французы, "шаг за шагом – далеко уйдёшь". Он часто повторяет, что "Встреча" – не "концерт по заявкам". Важна история, связанная с песней, ставшей чем-то дорогим в судьбе человека. Подчас в письмах радиослушателей звучат настоящие исповеди о несложившейся жизни, беспросветной бедности, страшном одиночестве... Однако то, что по-настоящему страшно, в эфир не идёт, ибо нельзя напрягать миллионы людей. На такие письма В. Татарский отвечает лично. Когда автор читает письмо, он уже знаком с ситуацией. И не просто рассказывает о ней, а реагирует. Как человек, имеющий определённый жизненный опыт. Он не является судьёй и уж тем более не дает никаких советов. Просто пытается вывести пишущего ему человека из тяжёлого состояния. Иногда слова меньше значат, чем пауза, которая может возникнуть совершенно неожиданно. Как говорит В. Татарский, «к моменту записи передачи знаешь, что скажешь, и не знаешь – как. Вот это "как" и должно родиться у микрофона. "Встреча с песней" – не спектакль, поставленный режиссёром, это в чистом виде импровизация».

     В 1991 году на «Радио Россия» появилась программа «В нашу гавань заходили корабли» и сразу полюбилась народу. Репертуар передачи – песни, которые пели вечерами на кухне вместе с соседями. Эти песни появились по большей части из народа, несомненно, все они имеют своих авторов, но в связи с тем, что эти песни ушли в народ, они «улучшались». Эти песни наш народ с гордостью может называть своими.  "В нашу гавань заходили корабли…» – передача для всех тех, кто любит песни, шутки, хорошую компанию, общение, одним словом, для жизнелюбивых и жизнедеятельных людей. В программе звучат песни дворовые, студенческие, вагонные, неофициальные, военные, мещанские, купеческие, тюремные, песни политзаключенных, беспризорных, жестокий романс. В 2000 году передача стала лауреатам телевизионной премии ТЭФИ.

   Программе «Радио России» «Хождение за три моря» в 2004 году исполнилось десять лет. "Хождение за три моря" – это 20 минут народной музыки - традиционной и современной. Объединенный выпуск программ Дмитрия Ухова/Афанасия Никитина «Хождение за три моря/Вся музыка мира» был назван в числе лучших программ 2000-го года среди стран-участниц Европейского радиовещательного союза в конкурсе мировой музыки радиостанции «Немецкая волна».

      Радио «Маяк», - еще в советские времена являлся своеобразным брэндом для определенного сегмента радиоаудитории. По сегодняшний день Радио «Маяк» осталось верно, своей первоначальной информационно-музыкальной направленности, с которой оно и создавалось в 60-е годы. Пятиминутные новостные выпуски каждые полчаса, музыкальные программы, прямые концертные трансляции, утренние юмористические передачи, специальные репортажи, радиооткрытки и радиофильмы, как новые формы вещания, созданные "Маяком", быстро завоевали популярность новой государственной общесоюзной радиостанции. Новости, музыка, концерты по заявкам, аналитические передачи, программы культурологического характера, интерактивные проекты, музыкально-развлекательные программы, и другие составляют 19 часов 15 минут его ежедневного вещания.

    Основную часть культурного вещания составляют музыкальные передачи, посвященные различным жанрам музыки, в большинстве своем, познавательного характера. Так в передаче «Пять минут ретро» коллекционер и пропагандист старых пластинок Игорь Макаров предлагает совершить экскурсии в мир музыки прошлых лет:   голоса больших мастеров отечественной и зарубежной эстрады, завораживающие танцевальные ретро-ритмы в исполнении биг-бендов 30-50-х годов... А в программе музыка с Андреем Максимовым» ведется диалог с теми, для кого создание песен – дело жизни. Известный джазовый музыкант и композитор, лауреат многих международных джазовых фестивалей Г. Гаранян знакомит слушателей с различными стилями и направлениями джаза и заводит свою любимую музыку в программе «Джаз-клуб Георгия Гараняна». О легендах мирового рока рассказывает передача «Лестница в небо». Андрей Макаревич приглашает радиослушателей в эфир в передаче «Машина моего времени», где воскрешает первые впечатления и эмоции слушателей от музыки таких исполнителей как «Битлз», Элла Фитцджеральд, квартет «Аккорд», группа «Скоморохи» и др. В «Ночной жизни» Ольга Галицкая приглашает в студию артистическую богему - модных артистов и музыкантов, работающих в ночных клубах. Ночной эфир позволяет более откровенно говорить не только о творческой, но и о личной жизни. А в программе «Неформат» продюсер, режиссёр, автор и композитор Сергей Миров отвечает на вопросы: Сколько исполнителей в нашей стране пишут неформатную музыку? Где их услышать? Хорошо это или плохо?

    Авторы всех этих передач, рассказывающие, в том числе и о классической музыке, стараются делать это живо и нестандартно. Вообще на «Маяке» изначально задан быстрый ритм и темп вещания – большинство передач  занимают немного времени в эфире. Информационный характер радио «Маяк» также нашел яркое отражение в программах о культуре – об этом говорит присутствие в сетке вещания новостей культуры, таких передач, как «Культурный вопрос» и «Культурный ответ».

     Государственное радио «Голос России», также входящее в структуру ВГТРК, вещает на страны ближнего и дальнего зарубежья на русском и 31 иностранных языках. Его цель – обеспечить информационную и духовную связь с Родиной российских граждан, обучающихся, работающих и отдыхающих за рубежом, а также знакомить русских и русскоговорящих эмигрантов с тем, что происходит на их «исторической родине», в том числе в сфере культуры. Кроме того, важнейшая миссия радио «Голос России» - информирование иностранной аудитории о России, ее месте в мире и путях развития, создание позитивного имиджа страны на международной арене и завоевание все большего количества друзей России в зарубежных странах. Вещание «Голоса России» определяется эксклюзивным характером подачи информации о России. Слушатели рассматривают радиостанцию как наиболее удобный бесцензурный и демократичный канал получения интересующих их сведений о жизни страны. Для аудитории во многих странах «Голос России» является единственным оперативным СМИ, предоставляющим им достоверную информацию о происходящем в России. 

   Наиболее полно культурное вещание представлено, естественно, в русскоязычной версии «Голоса России». Здесь общекультурные (охватывающие все виды культуры или посвященные культуре в целом, ее философским и мировоззренческим проблемам) передачи занимают ведущее место, как и музыкальные программы (по 4 постоянные рубрики).

    Музыкальные передачи «Голоса России» (в отличие от Радио России и «Маяка») посвящены больше классической музыке и имеют в основном образовательно–познавательный характер. Это связано, прежде всего, с большим интересом за границей именно к классической музыке. А также с тем, что российские композиторы и исполнители имеют мировую известность и добились всемирного признания и успеха именно в классических музыкальных жанрах.

     Кроме того, на «Голосе России» идут литературные передачи, «неспецифически» культурные программы («От сердца к сердцу» «Театральная среда», «Русский устный»). Помимо тематических передач и постоянных рубрик на «Голосе России» много культурных передач, что называется «вне расписания» - это небольшие, продолжительностью от 5 до 10 минут передачи в основном, в жанрах радиорепортажа или радиоинтервью о наиболее значительных событиях культурной жизни России, о культурной истории или о культурных деятелях прошлого и настоящего.

    Большим прорывом в развитии культурного радиовещания в нашей стране стало создание нового государственного радио в структуре ВГТРК – Радио «Культура», целиком посвятившего свое эфирное время культурной сфере. Такие радиостанции есть во всех развитых странах. На канале, конечно, есть общеполитические и экономические новости. «…Остальные новости посвящены анонсированию культурных событий, в программах канала много музыкальных передач, - рассказывает генеральный директор канала С.В. Давыдов. – Форматная музыка радиостанции – популярная классическая музыка, джаз, этническая музыка. Наконец в эфире звучат спектакли радиотеатра, литературные чтения, ток-шоу с обсуждением острых проблем в культурном процессе, лучшие образцы просветительских, образовательных и художественных программ». 4Пробное вещание новая радиостанция начала в 2004 году в Нижнем Новгороде и Оренбурге, а 1 ноября 2004 года радио «Культура» заговорило и в Москве на частоте 91,6 FM. К настоящему времени радио «Культура» вещает также в Сургуте, Тюмени, Иркутске и Санкт-Петербурге. В сетке передач радио «Культура» сейчас можно насчитать около 55 различных программ.

   Наибольшее место среди них занимают программы по общекультурной тематике и музыкальные передачи. Тех и других насчитывается по 15,то есть они занимают по 27% всего объема культурного вещания.

      Совершенно особое место в  программной сетке вещания занимает передача «Лаборатория», посвященная музыке и литературе одновременно. Передача в жанрах радио беседы, радиоочерка и интервью в прямом эфире об альтернативной культуре с акустическим выступлениями. Гости в студии – музыканты играют вживую, поэты на ходу сочиняют стихи, писатели читают прозу, а зрители голосуют. Ведущий – Михаил Антонов, выходит ежедневно в 22.00, продолжительность – 60 минут. Наряду с музыкальными, большое место в сетке вещания радио «Культура» занимают общекультурные передачи: «Вопрос ребром» - передача в жанре ток-шоу, прямой эфир в студии с политиками, общественными деятелями, представителями министерств по вопросам культурного развития в стране. Кроме того, острые и животрепещущие проблемы культуры обсуждают лидеры культурного процесса – художники, литераторы, режиссеры, актеры, продюсеры, государственные и муниципальные чиновники, культурологи, социологи и экономисты. Аудитория в студии дискутирует с участниками, радиослушатели задают вопросы в прямом эфире через эфирный пейджер. Раз в месяц в программе отражается очередное заседание Комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты Российской Федерации. Ведущий – главный редактор журнала «Искусство кино», социолог культуры Даниил Дондурей (первый ведущий – Игорь Игрицкий).

      На радио «Культура», в отличие от всех других государственных радиоканалов, довольно много литературных передач – 11, они занимают 20% всего вещания. Прежде всего, это рубрика «Словесность. Тексты», включающая два раздела: в «Хрестоматии» лучшие актёры прошлого и настоящего читают классические произведения русской литературы, звучат уникальные архивные записи, в разделе «От автора» свои произведения читают современные российские писатели. В эфир выходят еженедельный радиоальманах «Литературное обозрение», передачи «Литературная ярмарка», «Поэзия на радио «Культура», «Шоу толстяков» (обзор журналов), «Книжка за книжкой», «Стихи по заявкам»…

      В предшествующей выпускам новостей рубрике «Поэзия на радио «Культура» звучат стихи самых разных авторов – от Пушкина и Тютчева до Давида Самойлова и Иосифа Бродского. Ещё более широка поэтическая «полифония» еженедельной передачи «Стихи по заявкам», где в прямом эфире почётный гость студии вначале читает свои любимые стихи, а затем ведущие выполняют заявки радиослушателей. В рамках программы в последнее время среди прочих звучали поэтические строки Лермонтова и Бодлера, В. Каменского и Э. Дикинсон, митрополита Филарета и Р. Рождественского, извлечения из японской средневековой поэзии («Исэ моногатари») и «Стих о душе грешной» из «Голубиной книги»… С интересом (о чём свидетельствуют звонки радиослушателей) воспринимается программа «Литературная ярмарка». Действительно, где ещё можно услышать в прямом эфире почти часовую передачу, в которой современный писатель читает свои произведения, а также задать ему вопросы? В последнее время гостями передачи были поэты О. Николаева и В. Степанцов, свой роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» читал В. Аксёнов. А кроме них – Ю. Кублановский, С. Гандлевский, О. Чухонцев, О. Седакова, Е. Рейн, В. Салимон, Ст. Львовский, Е. Фанайлова. А в разделе «От автора» передачи «Словесность. Тексты» участвовали Т. Толстая, Л. Улицкая, Л. Юзефович, Ю. Мамлеев, А. Слаповский, А. Геласимов.  
   Как видим, в жанровом и тематическом планах передачи о культуре и художественное радиовещание на радио «Культура» наиболее разнообразны. Можно сказать, что совершен «прорыв» в информационных и информационно-аналитических программах о культуре. Радио «Культура» в наиболее полной степени справляется с информированием радиослушателей о культурных событиях в стране. Есть, конечно, и проблемы роста – не хватает историко-культурных, страноведческо-культурных, художественных и учебных передач. Практически отсутствуют программы о культуре для детей. И самое главное – пока недостаточная (всего 7, хотя и крупных, городов) зона вещания, а ведь такое радио особенно нужно не только в крупных городах, но и в райцентрах, и в сельской глубинке.

Информация о работе Радиовещание в России: история и современность