Радиовещание в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.
Основные задачи:
- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;
- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).
При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)
Этап развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)
Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970)
Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»
(1970-1985)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие отечественного радио в период "перестройки и гласности"
(1985-1991)
Современные тенденции функционирования отечественного радиовещания
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Радиовещание (курсовая).doc

— 243.50 Кб (Скачать)

    По  социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить  на:

    – общественно-политические;

    – просветительские;

    – развлекательные.

    Разумеется, в структуре конкретной передачи эти три направления часто  существовали во взаимном проникновении, соотносясь как части целого.

    По  форме радиосообщения этого исторического  периода представляется возможным  разделить на:

    – радиособрания;

    – радиопереклички;

    – радиолекции;

    – радиоконцерты.

    Событийные  трансляции имели ярко выраженную агитационную направленность, имитируя вовлечение масс слушателей в сферу важнейших событий политической, экономической и культурной жизни страны. А радиособрания и радиопереклички, появившиеся в эфире в конце 1924 – начале 1925 года, привлекали возможностью установления эмоционального контакта информационного канала и аудитории. Еще один род программ, появление которого относится также к начальному периоду массового вещания, – передачи радиотеатра. Официальная дата рождения отечественного радиотеатра – 25 декабря 1925 года. В этот вечер станция им. Коминтерна передала первую советскую радиопьесу "Вечер у Марии Волконской", подготовленную к 100-летию восстания декабристов на Сенатской площади. Уже через год на радио начались репетиции инсценировки повести Б. Лавренева «Ветер» (вышла в эфир в 1927 году). В этом спектакле была разработана и реализована (разумеется, театральными, имитационными средствами) многослойная звуковая партитура. С этого момента начинается новый период в развитии радиовещания – очень быстрое освоение выразительных эстетических и технических возможностей радиоискусства.

    С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз.

    В 1928 году был создан Рабоче-крестьянский университет по радио. Рабочий радиоуниверситет давал определенные знания по русскому языку, математике и обществоведению, знания и умения по административно-хозяйственному делу, сведения по профессиональному движению и профессиональной работе. Каждый слушатель, выполнивший контрольные и зачетные задания, получал удостоверение об окончании университета. Для проведения занятий в университетах по радио были привлечены лучшие силы страны – крупные ученые и педагоги.

      В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930). Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

    В начале 30-х годов в составе  радиокомитета организуется редакция "Актуальная передача", позднее  реорганизованная в редакцию "Последние  известия". На нее была возложена  обязанность поддерживать высокий уровень агитационно-пропагандистской обработки населения. Сектор внестудийных передач, организованный в это время также в структуре ВРК, обеспечивал наиболее сенсационные репортажи для выпуска "Последних известий": из Арктики – о ходе операции по спасению челюскинцев (группы полярников, оказавшихся на льдине после катастрофы ледокола "Челюскин"), из-под земли – со строительства метро. Начиная с 1930 года в СССР проводились опыты звукозаписи оптическим способом. Отныне в эфир шли не только прямые, но и записанные на кинопленку передачи. В августе 1931 года на улицах Москвы появились афиши, возвещавшие о том, что впервые в нашей стране будет звучать документальный радиофильм "Реконструкция железнодорожного транспорта". Радиофильм – это форма, рожденная новыми техническими возможностями радио.

     В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности.

         Постепенно на радио складываются свои художественные коллективы, в частности хоровой коллектив Центрального радио под руководством A. B. Свешникова (1928), Большой симфонический оркестр (1930). Формы музыкального просвещения остались прежними: в эфир шли цикловые, комплексные, этнографические передачи, развлекательные концерты; однако значительно расширились его тематика и диапазон, более глубокими стали сами задачи эстетической пропаганды.

    Начало 30-х годов – старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информационно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьников – "Пионерская зорька" (под названием "Утренняя зорька" выходила с 1 октября 1934 года); просветительские программы, которые, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; и радиотеатр, в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.

     В 1933 Совнарком утвердил «Положение о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР»; в составе комитета учреждались управления радиофикации, центрального вещания, местного вещания. В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радиовещания заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.

         К сожалению, рассказывая о  реальной жизни страны, радио  в этот период истории часто  говорило неправду или, по крайней  мере, умалчивало о том, что  происходило в действительности. Характеризуя 30-е годы в истории отечественного радио, исследователи чаще всего отмечают развитие опыта внестудийных программ в передачах с Уралмаша, со строительства Сталинградского тракторного завода, Магнитогорского комбината и многих других мест не менее успешного социалистического строительства, включая Беломоро-Балтийский канал. Но всюду стержнем эфирного материала был прием «театральной» организации действительности.  Вот так в эфире возводилась стена, отделяющая подлинную жизнь от скорректированной стремлением получше выполнить партийные директивы и желанием не огорчать слушателя.

        С начала Великой Отечественной войны возникла необходимость эвакуации многих радиовещательных станций из западных районов страны в восточные.

    К 1943 году объем работы радиостанций не только достиг довоенного уровня, но и превысил его. Чтобы обеспечить качество слышимости передач советского Центрального радиовещания на территориях, оккупированных фашистами, в 1942 году было начато проектирование и строительство новой радиовещательной станции огромной мощности – в 1200 кВт.

    В годы войны огромную роль сыграли  радиотрансляционные узлы в тылу и в прифронтовой полосе. Они позволяли  миллионам советских людей принимать  радиопередачи, оперативно получать информацию о положении на фронте. Проводное радиовещание выполняло также крайне важную функцию быстрого оповещения населения о налетах вражеской авиации, о приближающейся военной опасности. Огромное значение имела радиофикация казарм, лазаретов, общежитий и бомбоубежищ.

    Первый  военный выпуск "Последних известий" вышел в эфир через 45 минут после  передачи правительственного сообщения  о нападении фашистов на нашу страну. В самые напряженные для страны дни с обращением к народу у  микрофона "Последних известий" выступали партийные и общественные деятели.

         Совершенно по-иному, чем в мирное время, строилась вещательная сетка: место многих традиционных довоенных рубрик заняли фронтовые передачи, сводки и сообщения. Радиокомитет находился на военном положении. Основу программ информационного и общественно-политического вещания в годы войны составляли материалы Совинформбюро. В годы Великой Отечественной войны передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В эфире постоянно звучали передачи ярко выраженного публицистического характера, уже само название которых было боевым кличем, обращенным к соотечественникам: "Никакой пощады предателям!", "Проклятие и смерть оккупантам!", "Поднимем еще выше знамя всенародной партизанской войны!" Наряду с передачами, посвященными боевым действиям армии и флота, постоянно готовились передачи о самоотверженном труде советских людей в тылу. Радио активно помогало распространению патриотических, героических и лирических песен военного времени; именно оно дало путевку в жизнь таким песням, как "Священная война", "На позицию девушка...", "В лесу прифронтовом", "Шумел сурово Брянский лес...", "Эх, дороги..." и др.

     С 5 августа 1943 года по радио стали передаваться приказы Главнокомандующего, в которых отмечались победы советских войск. После чтения приказов звучали артиллерийские салюты.

     Большую роль в годы Великой Отечественной войны играло московское вещание на зарубежные страны. Война поставила перед радиопропагандой на зарубежные страны совершенно новые задачи. Важнейшей функцией иновещания стала контрпропаганда. Значительную роль во всей работе советского радио сыграли многие видные иностранные общественные деятели, писатели, ученые. Многие из них принимали непосредственное участие в организации вещания, были постоянными комментаторами и обозревателями Московского радио.

        9 мая 1945 года по радио от  имени партии и правительства  выступил И.В. Сталин с обращением  к народу в связи с победой  над гитлеровской Германией. В  тот же день в 22 часа все  радиостанции Советского Союза транслировали торжественный салют в Москве в честь воинов героической Красной Армии и Военно-Морского Флота, одержавших победу над немецко-фашистскими захватчиками. 24 июня 1945 года с Красной площади транслировался репортаж о Параде Победы над гитлеровской Германией.

    В послевоенное время радио, как и  перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась  задача объяснить народу, что трудности  восстановления народного хозяйства  потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы последние.

    Пропагандистская  машина, ориентированная на манипулирование  общественным сознанием в условиях тоталитарного государства, была запущена на полную мощность. Еще больше усиливается цензура (теперь ее легче осуществлять и технически), из эфира практически исчезают так называемые "прямые передачи", почти все программы (за исключением новостных выпусков "Последних известий") идут в звукозаписи.

    Развитие  радиовещания и телевидения в  послевоенные годы требовало совершенствования организации и структуры этих средств коммуникации. В июле 1949 года единый для страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения – Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. В марте 1953 года вместе с проведенной реорганизацией системы центральных учреждений и ведомств взамен двух комитетов были созданы Главное управление радиоинформации и Главное управление радиовещания в составе только что образованного Министерства культуры СССР.

Информация о работе Радиовещание в России: история и современность