Радиовещание в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.
Основные задачи:
- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;
- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).
При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)
Этап развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)
Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970)
Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»
(1970-1985)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие отечественного радио в период "перестройки и гласности"
(1985-1991)
Современные тенденции функционирования отечественного радиовещания
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Радиовещание (курсовая).doc

— 243.50 Кб (Скачать)

      Сравнительный анализ музыкального  вещания показывает, что как на современном государственном радио, и на советском радио эти передачи занимали весьма значительное место, составляя от 50 до 60% всех культурных передач. Основное отличие – в тематике. Если в советское время наблюдался явный перевес классической музыки и недостаток внимания так называемым «легким» жанрам (джазу, блюзу, рок-музыке, популярной эстрадной музыке, мюзиклам и т.д.), то сегодня даже на государственном радио явно преобладает «легкая» музыка и передачи о ней в ущерб классике – особенно это касается Радио России и «Маяка». Но если «Маяк» в принципе не изменяет своей философии и направленности как информационно-музыкального канала, заданной еще при его создании в 1964 году, то для главного и самого доступного государственного радио страны недостаток классической музыки – существенное упущение. На радио «Культура» передачи о музыке и классической, и «легких» жанров почти идеально сбалансированы, а на «Голосе России» классическая музыка даже преобладает. Но следует учесть, что аудитория этих радиостанций внутри страны гораздо более узкая. «Голос России» вещает, в основном, на зарубежные страны, а радио «Культура» пока вещает только в семи крупных городах.

     К позитивным моментам следует  отнести то, что среди передач о «легких»

жанрах  преобладают, если не образовательные в полном смысле этого слова, то познавательные интересные передачи (чего совсем не было в советские времена), здесь можно отметить такие программы, как «Павел Слободкин рассказывает…», «В нашу гавань заходили корабли», «Высокое напряжение», «Когда не хватает джаза», «Аэростат с Борисом Гребенщиковым», «Экзотика», «Доктор Блюз» (Радио России), «Белая полоса», «Гнездо глухаря», «Джаз-клуб Георгия Гараняна», «История популярной  музыки», «Лестница в небо», «Про этно» и «Чего старенького» (радиостанция «Маяк»). Однако просветительских, образовательных передач о классической музыке на этих радио практически совсем нет (кроме передачи «Кумиры оперной сцены» на Радио России и нерегулярных тематических программ (например, посвященных 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича) на «Маяке»). В советские времена таких

программ, причем очень высокого качества, было множество. Совсем нет

просветительских  и образовательных передач о  классической музыке ни на одном современном  государственном радио, даже на радио «Культура», для детей, а ведь в советские времена этому уделялось большое внимание, стоит только вспомнить передачи «Музыкальные вечера для юношества», «В стране музыкальных волшебников» (для самых маленьких) и многие другие.

Однако по сравнению с советским радио.

      На сегодняшних каналах часть жанров получила в эфире гораздо более скромное место, чем раньше, а часть исчезла совсем. Так, стало гораздо меньше радиотрансляций концертов. Теперь трансляции опер бывают лишь на Радио России, но нерегулярно. Совсем исчезли радиотрансляции оперетт и мюзиклов, а также специально поставленные музыкальные радиоспектакли о жизни и  творчестве великих композиторов, просветительские и образовательные радиолекции о музыке. Вместе с тем, развитие новых жанров дало толчок и в немалой степени обусловило появление на современном радио двух новых тематических направлений – это общекультурные программы и, как мы их назвали, «неспецифические» культурные программы.

     Массовое появление на радио  общекультурных и «неспецифически» культурных программ (напомним, в советское время их не было совсем) связано, с одной стороны, с общим позитивным процессом демократизации, большей гласностью и открытостью. Стало возможным вести острые дискуссии о судьбах культуры в обществе. Это обусловило и появление новых жанров на радио (прямого эфира, ток-шоу, огромный рост числа интервью и информационных программ).

    Язык текстов, звучащих в передачах о культуре на Государственном радио

России  сочетает в себе ряд характеристик, которые позволяют говорить об их новой функции в масс-медийном пространстве. Во-первых, он соответствует общим языковым тенденциям в системе масс-медиа текстов, так как функционирует на речевом поле информационно-коммуникативного пространства. Во-вторых, тем не менее, тематика передач о культуре на Государственном радио способствует более внимательному отношению журналистов к языку своих текстов, что повышает их грамотность. На фоне других сегментов радиовещания передачи о культуре на Государственном радио представляют собой вполне устойчивый языковой и речевой континуум, являясь в то же время образцом использования новых языковых и речевых явлений в журналистской радийной практике.

     Следует подчеркнуть, что стиль радиопередач о культуре на государственном радио России подвергается общим воздействиям на стиль СМИ, вследствие чего меняется стилистика, но язык, благодаря особой культурологической тематике бесед и радиопубликаций, остается более грамотным, правильным, на более высоком уровне культуры речи, чем в радиопередачах другой тематики.

     Сочетание новаторства и стандарта  в языке радиопередач о культуре  на

российском  государственном радио формируется  следующим образом: под

воздействием  общей ситуации в развитии радиовещания (общие тенденции в языке СМИ и специфика существования радиотекстов) поиск новых образных языковых средств проявляется на лексическом и словообразующем уровнях, а стандартизация охватывает фонетико-орфоэпический и синтаксический уровни структуры языка.

     Таким образом, оригинальными сверхзадачами радиопередач о культуре на государственном радио России являются:

- просвещение, воспитание, образование аудитории;

- способствование  осознанию слушателями русского  языка как духовной,

нравственной  и культурной ценности народа; приобщения их к ценностям

национальной  и мировой культуры;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей слушателей, их навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличение словарного запаса слушателей; расширения круга используемых ими языковых и речевых средств;

- совершенствование коммуникативных способностей слушателей; развитие их готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- стремление слушателей к самообразованию и их активное участие в

производственной, культурной и общественной жизни государства.

    С учетом сложившегося положения в сфере радиовещания и объективно

актуализирующейся потребности его изменения в  сторону усиления позитивного воздействия  на формирование подлинно гражданского российского общества, представляется особенно важным и перспективным увеличение культурной составляющей в программах радиовещания.

Развитие  цивилизации в целом и национальных сообществ в частности – есть развитие, трансформация и взаимодействие культур, на основе возрастающей социальной коммуникации и межкультурного обмена.

    Радиовещание, представляя собой один из основных каналов социальной

коммуникации, является в то же время и одним из основных компонентов культуры общества, носителем и распространителем его ценностей, традиций и обычаев. Поэтому, увеличение культурной составляющей в программах радиовещания представляется особенно важным, как с позиции гармонизации общественных отношений в российском обществе, так и с позиции выстраивания паритетных отношений в области межкультурного обмена в условиях глобализации социальной коммуникации. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         История радиовещания свидетельствует:  радио постоянно находится в движении, в развитии. Этот процесс тесно связан с политической жизнью общества, совершенствованием техники, с творческими поисками журналистов, с теми конкретными задачами, которые решало радио на разных этапах своего существования.

     Эти три важнейших фактора оказывают существенное воздействие  на эволюцию современного радио. Причем взаимодействие этих факторов обусловлено тем, что в определенные периоды то один из них, то другой доминирует.

     Изменение политической системы общества открыло  вектор кардинального изменения  содержания и форм вещания. В этом русле активно стали развиваться  авторские программы, ставшие заметным явлением в современном эфире.

     Совершенствование техники, появление новых возможностей использования звукозаписи, цифровых технологий монтажа, структурирования программ не зависит напрямую от политических обстоятельств. Но использование этих технологий, более совершенного оборудования в значительной степени обусловлено общественно-социальными обстоятельствами функционирования радиоорганизаций. Финансирование, определяющее закупку оборудования, обучение, подготовку кадров, как технических, так и творческих, лежит в сфере интересов властных органов, банковских группировок, заинтересованных в использовании СМИ в политической борьбе.

     Электроника за последнее столетие продемонстрировала необычайную, можно сказать стремительную, поступь в своем саморазвитии. Не случайно вторая половина ХХ века проходила под «знаменем» электронной революции. Новые технологии радиовещания позволят России в сравнительно короткий срок преодолеть отставание от ведущих мировых стран без повторения тех ошибок, которые совершали зарубежные радиовещательные организации внедряя, цифровые технологии.

     На встрече Президента России Владимира Путина и Президента Франции Жака Ширака в 2005 году было принято решение осуществлять сотрудничество России и Франции во внедрении новых цифровых технологий в телерадиовещании. (Правительство России решило принять европейский стандарт вещания Распоряжением от 25.05.04 г. № 706-р «О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB».) В кратчайшие сроки должны быть созданы предпосылки для вхождения российского радиовещания в мировое информационное пространство на равных условиях с передовыми странами.

    Расширение сети Интернет в информационном поле России также будет оказывать свое воздействие на поведение аудитории: предпочтение в способах использования источников информации, возможности выбирать программы для прослушивания из сайтов Интернета.

    Все более активную роль в эфире будут играть авторские программы, охватывающие самые разные слои населения. Стоит отметить, что вовлечение слушателей в непосредственную работу в эфире будет и дальше активно влиять на отношения с аудиторией. Немаловажную роль будет по-прежнему играть конкуренция с телевидением.

      Радиовещание на всех этапах развития с самого своего зарождения и становления показало высокую мобильность в реакциях на меняющиеся условия и обстоятельства. Такова природа радио. Современное радио обладает этими качествами в полной мере. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Беляев С., Коробицын В.  Радиостанции   России: государственное и

      независимое вещание. М., 1995.

2.     Болотова Л.Д. Некоторые тенденции развития современного

           отечественного радиовещания// Средства массовой информации

      современном мире. СПб., 1999.

     3.     Болотова Л. Д. Радиовещание в период перестройки (1985-1991 //

          Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. –2007. - №3.

4.     История советской радиожурналистики: Документы. Тексты.

    Воспоминания/ Сост. Т.М. Горяева. М., 1991.

5.     Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской

    России. М., 1996.

6.    Ляшенко Б.П. Радио без тайн.- М.: Искусство, 1991.

7.    Мастерство эфирного выступления / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова,

    В.И. Новикова и др. – М.: Аспект Пресс, 2003.

8.    Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

9.    Отечественное радио в современных условиях. М., 1998.

10.  Радиожурналистика: Учебник / Ред. А.А. Шерель. – М.: МГУ, 2000.

11.  Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация.

Информация о работе Радиовещание в России: история и современность