Шпаргалка по "Масс-медиа и рекламы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Масс-медиа и рекламы".

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.27 Кб (Скачать)

 

Приступая к редактированию текста, важно отчетливо осознать, какие цели перед вами ставятся. Правка может быть как чисто стилистической (т.е. не затрагивающей содержания), так и смысловой. В первом случае от редактора требуется, прежде всего, безупречная грамотность, тонкое чувство  слова. Во втором - наряду с этим основательное  знание существа вопроса, владение фактическим  материалом. Есть, однако, и общие  принципы. Обобщенная схема работы редактора выглядит так:

  • восприятие - критика - коррективы;
  • проверка фактического материала;
  • выявление композиционных недочетов;
  • выявление стилистических ошибок и погрешностей;
  • выявление орфографических и пунктуационных ошибок.

Важно помнить о том, что  первый этап редактирования - восприятие текста - имеет чрезвычайно большое  значение. Только неопытный сотрудник, прочитав первые несколько строк  документа, берется за карандаш и  начинает вносить исправления. Прежде чем что-либо изменить, следует ознакомиться с документом в целом. При этом можно делать пометки на полях  или выписки (особенно если это текст  большого объема). Часть вопросов обычно удается снять по ходу чтения. Кроме  того, только при целостном восприятии редактор оказывается в состоянии  оценить композицию текста, обнаружить       противоречия, логические ошибки, несоразмерность  частей и т.п.

Удобнее всего, проанализировав  текст, начать читать его с начала, постепенно и последовательно устраняя отмеченные недостатки.

После того как вы внимательно  прочли документ, оценили его, отметили ошибки и моменты, вызывающие сомнение, вам предстоит решить наиболее сложный  и деликатный вопрос, всегда встающий перед редактором. Это вопрос о  допустимой степени вмешательства  в текст. Своеобразие редакторской работы заключается в том, что  исправления вносятся в чужой  текст. В конце концов, под документом должна появиться подпись другого  лица. Следовательно, вы берете на себя дополнительную ответственность: вы имеете право изменить форму, но не содержание; иначе получится, что вы навязываете  адресату свои мысли от чужого имени.

Одна из главных «заповедей редактора» может быть сформулирована так: не прибавляй и не убавляй. Каким  бы ни было воздействие на текст - смысл  высказывания должен оставаться прежним. В случае же, если требуется изменить содержание, это должно быть непременно согласовано с автором.

Далеко не всегда вопрос о допустимых пределах вмешательства  в текст решается просто. В первую очередь это относится к проблеме словесных повторов.

Прежде чем осуществить  правку, следует уточнить, кому адресован  текст.

Обобщая, можно определить наиболее важные принципы редакторской правки:

  • сохранение содержания документа неизменным;
  • возможность доказать, что вмешательство в текст необходимо;
  • целостность и последовательность (все недостатки отмечаются и исправляются сразу, поскольку одно изменение может повлечь за собой другое);
  • четкость и аккуратность.

Последнее кажется очевидным. Тем не менее, нередки случаи, когда  редактор производит правку от руки, и  некоторые слова оказываются  «нечитаемыми». В дальнейшем тот, кто  набирает текст на компьютере, может  невольно внести в документ новую  ошибку.

Совершенно недопустимо, закончив редакторскую работу, оставлять  на полях знаки вопроса или  другие пометки.

Редакторские функции  считаются выполненными после того, как все сомнения разрешены и  на полях документа остались только пометки, предназначенные для внесения исправлений

9.Текст как предмет работы  редактора. Основные свойства  текста.

Авторский текст как предмет работы редактора. Основные характеристики текста.

 

Надо знать, что в теории редактирования термин «текст» специально не расшифровывался и употреблялся в ограниченном смысле, ему предпочитали термин «авторская рукопись» или  «текстовой оригинал». Текст в понимании  редактора всегда ограничен рамками  литературного произведения, конкретен  и завершён. То есть в нём нельзя в любой момент поставить точку.

Редактирование самым  непосредственным образом заинтересовано в решении задач, выдвинутых теорией  текста: 1) исследование смысловой стороны  текста в процессе его порождения, восприятия и понимания; 2) наблюдение над текстом как единицей коммуникации; 3) изучение проблемы информативности  текста, создание методик кодирования  и декодирования информации, которую  несёт текст.

Теорией текста выявлены его  основные характеристики, из которых  для редактирования первостепенное значение имеют целостность, связность, закреплённость в определённой знаковой системе, информативность. Первоочередная задача редактора – выявить смысловую  нить, которая проходит через весь текст и обеспечивает его целостность. Два направления оценки целостности  текста: анализ его как ограниченного  единства, а также выявление полноты  и точности составляющих его аргументов. Стремясь к целому, никогда не забывать о частях, и, работая над частями, всё время видеть целое – так  формулируют эту задачу опытные  языкастые рыженькие редакторы. Целостность текста при редакторской правке требует сохранения смыслового тождества при переходе от одной  степени компрессии речевого высказывания к другой, более глубокой, устойчивости по отношению к побочным, посторонним  влияниям. Связность текста – условие  целостности. Чтобы понять текст, недостаточно уяснить значение изолированной  фразы: каждая фраза включает в себя значение предыдущей. Оценке текста, любому, даже самому незначительному, изменению  должен предшествовать анализ, идущий от связей внешних к связям глубинным, постижение и уточнение их смысла. Короче говоря, чтоб дыр не было, чтоб одно поясняло другое, говоришь: рыжая, а язык - в уме. Закреплённость –  важнейшее качество письменно речи – даёт ей известные преимущества пере речью устной. Суть этой характеристики в том, что у письменной речи есть некоторые возможности, при помощи которых можно отобразить на бумаге сказанное ртом, простите языком. Имеются  в виду: абзацный отступ, табличная  форма, прописные и строчные буквы, сочетание графических приёмов  оформления текста (подчёркивание, курсив) и авторского комментария, знаки  препинания. Очень важно передать обстановку, например, интервью, интонацию  говорящего. Короче, флаг в руки. Информативность  – важнейшая характеристика текста журналистского произведения. Существует текстовая информация, а также  подтекстовая, которая порождает  дополнительные, зачастую трудно уловимые смыслы. Информация делится в зависимости  от распределения в тексте: ключевая, уточняющая, дополнительная, повторная  и нулевая. Если в вашем тексте есть первые две, то вы гений. Если где-то появились остальные, то вы не сдавали  экзамен и не знаете, что дополнительная разрушает связность и образовывает смысловые дыры, повторная капает на мозги читателю, а нулевая –  для тех, кто не может кратко связать  два куска текста.

Газетно-журнальный текст как предмет  работы редактора

 

Результативность  редактирования во многом зависит от того, насколько редактор знает природу  текста. Текст – это сложный, литературный, лингвистический, социальный и психологический  феномен. Редактор должен разбираться  в создании и проблемах (от замысла  до воплощения). 
Текст – от лат. связь, ткань. Традиционно его толкуют трояко: 
- результат речетворческой деятельности 
- письменный источник 
- речевое произведение 
Для редактора понятие «текст» связано с конкретным смыслом. Текст СМИ (газетно-журнальный, медиатекст) – отличается особыми чертами. Редактор имеет дело с разными текстами (материалы, документы, письма читателей и прочее). Но чаще всего для него текст это – произведение журналиста на определенную тему, выражающее позицию автора. У такого текста конкретная жанровая форма. 
Не всегда готовый текст отвечает первоначальному замыслу (мысли автора могут измениться в процессе работы). 
Редактор иногда принимает участие в подготовительной работе, он может обратить внимание редактора на конкретную тему, может посоветовать источники. Но он не знает, каким в итоге получится текст. 
После создания начинается редактирование (анализ, оценка и правка текста). 
В теории текста выделяют следующие характеристики: 
- целостность (смысловое единство, ясность логического развертывания, стилистическое единство) 
- связность (целостность текста, соединение предложений, редактор должен убрать помехи) 
- закрепленность (здесь важна письменная и устная речь – интонация, жесты нужно передать на письме) 
- информативность (информация должна быть новой, актуальной, емкой, понятной, оперативной; различают виды информации: ключевая - новость, уточняющая - подробности, дополнительная – выход к новой теме, повторная – повтор информации и нулевая – дополнительные элементы, которые необязательные) 
- коммуникативность (ситуация общения, передача информации) 
- нормативность (законы и нормы естественного языка) 
- интерактивность (интертекстуальность – возможность возникновения новых смыслов) 
Основные требования к тексту: 
- логичность изложения 
- информационная новизна 
- точность изложения 
- ясность 
- соответствие высказывания нормам культуры речи 
И прочее

. Основные свойства текста

 

– Понятие текстообразующей категории.

– Количественный параметр или параметр объема текста.

– Целостность и связность как основные текстообразующие свойства.

– Завершенность, отдельность, воспринимаемость и др. свойства текста.

 

 

Основными свойствами текста являются

 

 цельность, связность и отдельность.  На основе этих основных признаков,  выделяются также и такие признаки  текста как завершенность/незавершенность  текста, наличие темы в тексте.

Категории и свойства текста.

 

Целостность (или цельность) текста ориентирована на смысл и  восприятие текста в целом, его целостное  воздействие.

Связность  текста выражается на уровне соединения слов, предложений, текстовых фрагментов.

Эти категории взаимодействуют: целостность- это некоторая характеристика результата восприятия внутренне связанного текста.

   Антропоцентричность  текста- направленность на человека. Текст создается человеком, в  тексте изображается человек,  создается текст для человека.

   Социологичность  текста проявляется в том, что  текст связан с определенным  временем, эпохой, социальным устройством  общества.

   Диалогичность текста- текст всегда соотносится с  другими текстами.

   Эстетичность текста- способность вызывать эстетический  эффект.

   Образность- способность  вызывать систему представлений.

   Интерпретируемость. Текст допускает множественность  его интерпретаций (толкований, объяснений, раскрытий смысла).

 

Свойства текста

 

Форматирование

Под форматированием  текста понимают задание его свойств (таких как размер, шрифт, выравнивание и т.д.).

Любой текст  состоит из символов, символы складываются в слова, слова образуют предложения, предложения складываются в абзацы.

Примечание: заголовки, подписи, сноски и т.д., по своей структуре также являются абзацами.

Однако, принципиально, все вышеперечисленные  элементы по своим свойствам делятся  на две части: символы и абзацы.

Различить свойства символов и абзацев достаточно просто - те свойства, которые меняют форматирование всего абзаца относятся  к абзацным, а те, которые не меняют свойств всего абзаца относятся  к символьным.

К примеру: интерльяж (межстрочное расстояние) нельзя применить к отдельному слову (так, как рядом стоящие слова  также изменят свой интерльяж) - то есть интерльяж это свойство абзаца, а вот гарнитуру не обязательно  менять у всего абзаца, а можно  поменять и у отдельных символов - то есть это свойство символов.

Изменяют  свойства текста с помощью специальных  команд форматирования, причем, как  правило, свойства символов и свойства абзацев можно менять отдельно и  независимо друг от друга.

К примеру: они разнесены по разным контекстным  меню.

Свойства  символов

К основным свойствам символов относятся:

рисунок,

кегль,

начертание,

ширина,

трекинг,

кернинг,

цвет  символа,

цвет  подложки символа.

Рисунок (шрифт) - общий вид для набора всех символов.

Примечание: физический носитель шрифта - файл, однако файл содержит не только образ рисунка  символов, но и набор его стандартных  размеров, а иногда, и основных начертаний. Таким образом, когда мы говорим  о изменении шрифта, то говорим  о том, что начинаем использовать другой файл.

Шрифты  делятся на серифные (Serif) и безсерифные (SanSerif), моноширинные (Monospace) и пропорциональные (Proportional), декоративные (Decoration). Сериф - это засечки, завершающие основные штрихи шрифта, призванные повысить удобочитаемость  текста. К моноширинным относятся  шрифты у которых все символы  имеют одинаковую ширину, а к пропорциональным, соответственно, те, у которорых  ширина символа определяется шириной  буквы. К декоративным - стилизированные  под задачу (рукописный, старословянский, готический и т.д.).

Кегль - высота отпечатка символа. Как правило  кегль измеряют в пунктах. В кегль  также включают небольшие пробела  сверху и снизу от буквы, для образования  межстрочного интервала и размещения надстрочных и подстрочных символов.

Примечание: как правило, для скорости работы текстового редактора и повышения  качества печати, образы шрифта изготавливают  сразу для нескольких кеглей. Стандартный  набор кеглей составляет: 8, 10, 12, 14, 18, 24, 36, 48, 60, 72 пт. Все остальные кегли  образуются аппроксимацией близ лежащих  кеглей.

Начертание - вид шрифта. То есть при изменении  начертания общий вид шрифта сохраняется, но ему придаются характерные  изменения.

Пример: как правило используют стандартный  набор начертаний: нормальное (неизмененный шрифт), полужирное, курсивное (наклоненное), подчеркнутое, перечеркнутое, контурное (только контур символа), верхний индекс (несколько выше и мельче остальных  символов), нижний индекс.

Примечание: на самом деле при изменении начертания часто меняется шрифт (то есть начинает использоваться другой файл), но для  удобства использования начертание и шрифт разделяют на два различных  свойства, хотя и то и другое позволяет  менять внешний вид символов за счет изменения шрифтового файла.

Совокупность  шрифтов одного рисунка во всех начертаниях  и кеглях называют гарнитурой шрифта.

Ширина - физический размер символа. Изменение  ширины происходит аппроксимацией необходимого кегля до необходимого размера в  ширину.

Примечание: ширину, как правило, измеряют в процентах  от данного кегля, то есть неизмененный кегль - это 100% и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Масс-медиа и рекламы"