СМИ, аудитория в теориях информационного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить массовые коммуникации, СМИ, аудиторию в «теориях информационного общества»
Задачи контрольной работы: дать общее понятие средства массовой информации, массовая коммуникация; рассмотреть типологию СМИ; изучить аудиторию СМИ

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1.Общее понятие средства массовой коммуникации……………….….3
2. Типология СМИ………………………………………………………......9

3.Аудитория СМИ………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

сми, аудитория в теориях информационного общества.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

2. Типология СМИ

 

Помимо «идеологических» характеристик конкретных СМИ важно принимать во внимание и организационно-количест­венный фактор: а каковы типы и возможности телеканала, радиостан­ции, газеты в охвате своим влиянием зрителей, слушателей и читате­лей?

Телевидение

По данным Национальной ассоциации телевещателей, в начале 2000-х годов в России насчитывалось около 100 государственных (из них 88 в регионах) и около 150 негосударственных телекомпаний; 9 телевизион­ных каналов, принимаемых более чем половиной населения страны (из них 2 государственных); в 200 городах России действовали по 10—12 от­крытых (не требующих подписки как кабельные) телеканалов.

Ниже приводятся данные о влиятельности каналов с точки зрения возможностей их приема в городах с населением свыше 400 тыс. человек.

Возможности приема телеканалов в городах с населением более 400 тыс. человек, в %[7]

 

 

 

Каналы

Доля                населения

ОРТ

99,6

РТР

98,8

НТВ

87,9

ТВС

79,1

«Культура»

49,6

стс

54,8

RenTV

47,8

ТНТ

41,2

ТВ «Центр»

47,4

Кабельное («Столица»)

14,5

Спутниковое («Космос-ТВ»)

3,9

 

Если в «застойный» период все классификационное разнообразие со­ветского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов XX века российское телевидение клас­сифицировалось по значительно более разнообразным и сложным кате­гориям:

По способу трансляции:

-эфирное (все вещательные организации, использующие традици­онный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

-спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю никовые телепрограммы западных компаний. В России эру непо-[ственного спутникового телевещания открыли в конце 1996 года че-е канала НТВ+);

-кабельное

2. По типу деятельности:

-вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ (в том числе компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве своем универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

—              программопроизводящие компании (продюсерские фирмы);
—дистрибьюторы.             

3. По охвату аудитории:             

— общероссийские;

— региональные;             

— местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона

IV. По форме собственности: —государственные;

—              негосударственные (акционерные общества открытого и закрытого
типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью, а также корпорации, киноассоциации, продюсерские центры, концерны, независимые телестудии);

—              смешанные компании с участием зарубежных инвесторов,
окрестностях принималось более 100 телеканалов.

Радио

I.              Тип вещания (радиоприема):

а)              радиотрансляционная сеть — уверенный прием с централизованных антенн;

б)              диапазон длинноволнового вещания;

в)              диапазон средневолнового вещания;

г)              диапазон ультракоротковолнового вещания;

д)              диапазон FM-вещания;

II.              Тип радиоприемников:

а)              обычный нестационарный;

б)              стационарный однопрограммный;   

в)              стационарный многопрограммный;   

г)              автомобильный.

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, которые позволяют делать его вездесущим и общедоступным. Люди могут заниматься одновременно другими делами и слушать радиопередачи, получая исчерпывающую информацию о происходящих событиях и за рубежом, и в стране, и в родном городе, и даже на предприятии (если имеется заводское, фабричное или корпоративное радиовещание).

И еще один аспект. Отсутствие зрелищности делает радио аутсайдером после лидирующего телевидения, но в то же время дает ему определенные преимущества.

Телевидение по причине зрелищности, требующей концентрации внимания, больше утомляет человека. Радиопередача, особенно музыкальная, напротив, не требует абсолютного сосредоточения слушателя у приемника.

Но самое главное заключается в том, что изображение ограничивает меру использования слова, заставляет принципиально по-иному упот­реблять его. В отсутствие «картинки», оперируя одним только звуком, радиовещание способно сильнее приковывать внимание к содержанию программ.

       Печатные СМИ

По времени выхода газетно-журнальных изданий их периодичности

печатные СМИ делятся на:             

— ежедневные газеты;

— еженедельные газеты и журналы;

— ежемесячные журналы.

Причем ежедневные газеты могут выходить как в первой половине дня (утренние), так и во второй половине (вечерние).

 

 

3.Аудитория СМИ

Акт информационной коммуникации предполагает, что в нем участвует не одна сторона — источник информации, но, по мень­шей мере, две, включая получателей сведений. В журналистике эту вторую сторону именуют аудиторией. Однако исследователи раз­личаются и в своих подходах к роли аудитории, и даже в понима­нии того, что обозначается этим словом. В прошлые века так назы­вали тех, кто наблюдал за процессом судебного разбирательствапрежде всего студентов-юристов. Сегодня словарь «Webster» следующие значения интересующего нас слова: «группа слушателей или зрителей» и «читающая, смотрящая или слушающая публика». В специальной англоязычной справочной литературе термин «audience» «в общем плане трактуется как группа или масса слушателей, зрителей или наблюдателей», а конкретнее в связи со СМИ — как «группа семей или отдельных лиц, на которых воздействуют теле- или радиопрограмма или рекламные средства им формации».

В России аудитория традиционно рассматривается в качестве не только адресата вещания и покупателя информационного товара, но и гораздо более деятельного участника общения, к тому же через посредство не только аудиовизуальных каналов, но и пись­менных.

Аудиторию следовало бы охарактеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступаю­щих во взаимодействие со СМИ.[8] Ключевым понятием в данном слу­чае является взаимодействие — явление, выражающееся и актив­но (прямое обращение к редакции с письмом или обсуждение те­лепередачи), и в значительно более обычной пассивной форме (потребление продукции редакционного производства). Далее об­ратим внимание на то, что аудитория — это типичный носитель массового сознания. Сосредоточившись на феномене массового со­знания, мы сможем многое понять и объяснить в природе обще­ния через СМИ. Оно не имеет четкой структуры, ярких собствен­ных черт, внутренних «перегородок» между составляющими его элементами. Этим оно резко отличается от группового сознания. Последнее гораздо более однородно и свойственно, например представителям одной профессии, или жителям одного малого на­селенного пункта, или людям одного возраста. Наоборот, массо­вое сознание аморфно, возникает под влиянием ситуации и не­устойчиво. В аудитории СМИ, как правило, «перемешиваются» несхожие по социально-демографическим признакам люди, и един­ственное что их роднит, — это интерес к данному источнику

Информации, скажем, к привычному и не обманывающему ожиданий научно-популярному журналу.

Несмотря на кажущуюся неуловимость параметров аудитории, успех СМИ, как и отдельного публициста, зависит именно от умения точно их определять. Перед тем как запустить в дело новый издательский проект, необходимо выяснить, кому он адресован, и кто будет восприниматься, какую вызовет реакцию и т.д. Эти данные в обязательном порядке включаются в бизнес-план издания или вещательной программы. В частности, аудитория дифферен­цируется на несколько видов: расчетную (целевую), реальную и потенциальную, то есть ту, которую предстоит завоевать, прило­жив специальные усилия.

Как показывают исследования, коренной проблемой для ре­дакций является достижение взаимопонимания с читателями и зри­телями. Речь идет не только о доступности населению языка и содержания журналистских материалов (что само по себе тоже непростая задача), но и о совпадении предпочтений, ожиданий, ценностных ориентации. Так, опросы читателей газет демонстрируют, что для них первостепенное значение имеет фактическое содержание текста, люди и события, о которых рассказывается в материалах, тогда как литературная техника ценится много мень­ше. Однако в профессиональных кругах и в учебном процессе ожив­леннее всего обсуждается форма материалов, ее соответствие не­ким канонам мастерства и т.п.

Закономерно, что с точки зрения содержания аудитория хоте­ла бы видеть в публикациях «зеркало» собственной жизни, свой портрет. Однако, по данным анализа региональной печати, газеты на три четверти заполнены отражением позиций и деяний работ­ников аппаратно-управленческого звена, а жители, непосредствен­но занятые в промышленности и сельском хозяйстве, мелькают лишь в 1,5% публикаций, безработные («воплощение» острейшего социального противоречия) — и того реже и т.д. Так в информа­ционном пространстве возникает социальное неравенство в пред­ставительстве социально-экономических интересов различных групп людей, что продуцирует нездоровую общественную атмосферу и порождает недоверие к СМИ

В самом конце десятилетия проводилось исследование. Оказалось, что вопросы политики, власти и управ­ления по-прежнему преобладают в тематической структуре изда­ний (свыше 20%), отодвигая на следующие места производство и экономику (16,1), духовно-культурную жизнь (15,2), среду обита­ния (15,0), качество жизни населения (11,6%) и т.д. За некоторы­ми исключениями в список ведущих попали тревожные темы, свя­занные с особыми обстоятельствами и принятием экстренных антикризисных решений. В то же время темы, условно говоря, ста­бильного, рутинного существования общества и человека (жилищ­но-коммунальные условия, методы государственного управления, культурные ценности, увлечения, дом и семья и т.п.) оказались оттесненными на второстепенные позиции. Социологи также изу­чали, какие события чаще всего попадают в поле зрения ведущих региональных и общенациональных изданий общего профиля. Та­кими ключевыми объектами внимания оказались встречи и пере­говоры на межгосударственном уровне, арест депутата законода­тельного собрания, решение суда по поводу досрочных выборов губернатора, пожар в штаб-квартире одного из общественно-по­литических движений и т.п. Таким образом, сенсационное значе­ние приобретают, как правило, события, случившиеся в полити­ческой сфере или ясно ассоциирующиеся с нею в сознании журналистов и аудитории.

Одним из надежных путей к взаимопониманию с аудиторией служит установление прочных обратных связей системы СМИ в целом, каждой редакции и отдельного журналиста. Пришедшее из кибернетики понятие обратной связи стало одним из центральных элементов организации и практики массово-информационного производства. В общем плане оно обозначает механизм сосущество­вания и выживания элементов системы, без которого она теряет способность к внутренней координации и саморегулированию.

В массовом общении обратная связь выступает как выявленная реакция аудитории, как ответ на сигнал, иначе говоря — как ак­тивное взаимодействие между СМИ и населением. Между прочим, знание об этой реакции необходимо не только в рациональном, деловом отношении, но и в эмоционально-психологическом. Вся­кая творческая натура нуждается во встречном движении мысли и чувств.

Для журналистики живой контакт с аудиторией важен втройне. В момент своего рождения она дополнила и отчасти заместила не­посредственное межличностное общение. Публикация статьи в га­зете или выступление по радио являются все же актами общения одностороннего, поскольку автор не получает ответного импульса от читателя или слушателя. Техническое совершенствование ком­муникаций способно привести к полному подавлению аудитории автором, но оно же способно помочь в преодолении суррогатнос-ти однонаправленного информационного обмена. Все дело в выбо­ре цели, ради которой используется техника. Если мы действи­тельно настроены на диалог, то надо переключить мощности ли­ний связи с усиления роли коммуникатора на трансляцию голосов из внешнего мира.

На основе опыта выделяются следующие формы обратной связи:

♦  эпистолярная (почта редакций, сюда же можно отнести об­ращение по телефону, к которому в последние годы граждане при­бегают чаще, чем к письмам);

♦  «мгновенная» (по телефону в момент теле- или радиопереда­чи, а также прямое включение камер и микрофонов для трансля­ции мнений аудитории; в газетной практике подобную функцию выполняют беседы с читателями по «горячему телефону»);

♦ соавторская (привлечение авторского актива для подготовки выпусков изданий и программ);

♦ тестирующая (выяснение позиций аудитории по поводу ра­боты редакции или предмета обсуждения в СМИ — с помощью анкет, личных интервью, телефона);

♦ консультативная (обсуждение продукции редакции в ходе читательских и зрительских конференций, устных выпусков изда­ния, дней открытого письма и т.п.);

♦ экспертная (изучение обзоров работы СМИ, исследователь­ских и научно-критических материалов о журналистской практи­ке, мнений специалистов-экспертов);

♦ исследовательская (рейтинговые замеры динамики реальной аудитории изданий или программ и углубленное изучение состоя­ния аудитории, в том числе по заказу редакции).

Информация о работе СМИ, аудитория в теориях информационного общества