Связи с общественностью как коммуникационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Деятельность по связям с общественностью ведется сегодня во всех сферах общественной жизни. Ее ведут политические лидеры и движения, стремящиеся завоевать голоса избирателей. Правительства всех стран мира стремятся обеспечить поддержку граждан и крупного бизнеса, иметь прочный международный авторитет. Кризисные и средние компании ведут систематическую работу по поддержанию собственной репутации. Малый бизнес тоже хочет быть известным и уважаемым среди партнеров и потребителей. Неприбыльные организации и фонды занимаются сбором средств на решение проблем занятости, культуры, образования и науки. Можно смело утверждать, что каждый из участников общественной жизни, так или иначе, строит свои отношения с общественностью. Знание связей с общественностью сегодня необходимы менеджеру любой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………3
Раздел 1.Основы коммуникации
1.1. Структурные модели коммуникации……………………….6
1.2. Основные элементы коммуникационного процесса………15
Раздел 2.Коммуникационное пространство как сфера действия PR
2.1. Общие особенности коммуникативного пространства…...19
2.2. Формирование коммуникативного пространства методами СО……………………………………………………………………...21
II. Заключение……………………………………………………..27
Ш. Список использованных источников и литературы………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 151.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

    1. Введение ……………………………………………………3

    Раздел 1.Основы коммуникации

    1.1. Структурные  модели коммуникации……………………….6

    1.2. Основные  элементы коммуникационного процесса………15

     Раздел 2.Коммуникационное пространство как сфера действия         PR

      2.1. Общие особенности коммуникативного  пространства…...19

      2.2. Формирование коммуникативного  пространства методами СО……………………………………………………………………...21

      II. Заключение……………………………………………………..27

      Ш. Список использованных источников и литературы………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  темы исследования. Деятельность по связям с общественностью ведется сегодня во всех сферах общественной жизни. Ее ведут политические лидеры и движения, стремящиеся завоевать голоса избирателей. Правительства всех стран мира стремятся обеспечить поддержку граждан и крупного бизнеса, иметь прочный международный авторитет. Кризисные и средние компании ведут систематическую работу по поддержанию собственной репутации. Малый бизнес тоже хочет быть известным и уважаемым среди партнеров и потребителей. Неприбыльные организации и фонды занимаются сбором средств на решение проблем занятости, культуры, образования и науки. Можно смело утверждать, что каждый из участников общественной жизни, так или иначе, строит свои отношения с общественностью. Знание связей с общественностью сегодня необходимы менеджеру любой организации.

    Рост  актуальности связей с общественностью, как области знаний и сферы  практической деятельности, как во всем мире так и в России вызван рядом факторов.

    Рост  динамичности, изменчивости, а значит нестабильности и неопределенности деловой среды, связанный с ростом скорости информационных процессов, и  соответственно принятия решений. Рост непредсказуемости действий партнеров, конкурентов, потребителей ими вызывает необходимость для менеджеров управлять поведением своего окружения посредством установления и поддержания коммуникаций со всеми участниками этой среды.

    Усложнение  социально-политико-психологической среды организации обусловлено ростом числа ее участников и ростом их образованности. Сегодня важно управлять не только тем, что люди делают, нужно управлять ими, что они думают и чувствуют. Имидж компании - образ ее в глазах общественности - имеет реальную стоимость.

    Поддержание баланса интересов, предотвращение ошибок и конфликтов обусловили необходимость  постоянного диалога сторон, необходимость  ведения коммуникаций, а значит и  управления ими.

    В современном мире связи с общественностью  являются одним из важнейших видов коммуникативной деятельности. Конечной целью PR является воздействие на общественное мнение.

    Развитие  демократии невозможно без развитой структуры СМК. И безусловно средства массовой коммуникации оказывают влияние  на развитие гражданского общества. Чем плотнее сеть СМК, тем лучше построено взаимодействие между субъектами гражданского общества. С другой стороны сегодня для России, как и для всего мира актуальной проблемой становится ситуация, когда средства массовой коммуникации, и в первую очередь средства массовой информации перетягивают одеяло на себя. Стремясь как бы выступить от имени всего гражданского общества. Безусловно, являясь, между тем, его важным элементом.

    Степень изученности темы: для изучения моделей коммуникации была использована литература следующих авторов: М.А. Василик1, В.П. Конецкая2. Чтобы описать основные элементы коммуникации была проанализирована литература М.А. Василика и Ф.И. Шаркова3. Общие особенности коммуникативного пространства и методы PR формирующие его раскрывают работы Г.Г. Почепцова4, Бориснева5, В.Ф. Кузнецова6.

    Цель: выявление особенностей СО как коммуникационного процесса.

    Объект  исследования: социальная коммуникация.

    Предмет исследования: СО как коммуникационный процесс.

    Задачи:

  1. Рассмотреть структурные модели коммуникации.
  2. Описать основные элементы коммуникационного процесса.
  3. Выявить общие особенности коммуникационного пространства.
  4. Изучить с помощью каких методов PR формируется коммуникативное пространство.

         Курсовая работа представляет  собой введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Структурные модели  коммуникации

    Модели  коммуникационного  процесса в СО, выделенные Грюнингом и Хантом.

    Комуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. отсюда и большое количество моделей коммуникации.7

    Одна  из основных функций PR – специалиста  – это грамотная коммуникация с аудиторией. Грюнинг и Хант сформулировали четыре модели коммуникационных процессов, которые различаются целями, используемыми методами и, что важно, природой коммуникации. Вообще, коммуникация – «обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств».8              

«Информационное агентство»

    Информационное  агентство – специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), основные функции которого:

1) привлечение  внимания к какому-либо событию, проекту, организации, политическому деятелю, товару;

2) снабжение  оперативной политической, экономической,  социальной, культурной информацией  редакции газет, журналов, телевидения,  радиовещания, а также других  учреждений, организаций, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию;

3) создание  и сохранение благоприятного  имиджа организации или частного  лица.

    Информационное  агентство использует благоприятные  отзывы в прессе, многочисленные интервью с руководством организации, статьи и репортажи об организации, проекте, политическом деятеле. Эти упоминания в прессе вызывают интерес у общественных групп, что является основным показателем успеха PR – кампании.

      «Информирование общественности»

    Даже  основываясь лишь на названии данной модели, становится понятным, что её основной принцип заключается в информировании общественных групп, то есть предоставление информации через различные каналы (печатные средства массовой информации, телевидение, радио, рассылка информации по почте, включая электронную почту и возможности других современных систем).

    В условиях современного рынка многим специалистам гораздо важнее написать и распространить хороший пресс-релиз, то есть распространить определённую информацию, чем проводить исследования. Специалист должен выступать как просветитель, защитник или посредник между организацией и общественностью, распространяющий правдивые факты о её интересах, задачах, возможностях и перспективам, на основе которых общественность сделает рационально обоснованный выбор в пользу организации.

     Двусторонняя  ассиметричная модель коммуникации

    Двусторонняя  ассиметричная модель применяет  более сложный подход, предполагающий использование результатов исследований при подготовке сообщения, задача которого – убедить аудиторию принять желательную для организации коммуникативную модель поведения. Суть ее заключается в том, что приоритетным каналом связи субъекта с объектом является движение нужной информации от субъекта к объекту.

    Такой подход призван, прежде всего, защищать интересы учреждения или организации, то есть, подчинён интересам организации. В связях с общественностью данная модель используются для того, чтобы заставить публику согласиться с точкой зрения организации или учреждения.

    Обратная  связь в данной модели предоставляет возможность ознакомиться с общественным мнением, проанализировать основные проблемы во взаимопонимании между сторонами, выделить барьеры на пути достижения согласия, также она способствует поиску и использованию наиболее эффективных коммуникативных технологий и приемов убеждения целевых групп. То есть обратная связь используется в основном в манипуляционных целях, для выявления отношения общественности к организации для того чтобы повлиять на общественное мнение в необходимом направлении. В условиях высокоразвитого и высококонкурентного рынка эту модель используют, как правило, коммерческие фирмы. Специфической ее особенностью является направленность на формирование или изменение общественного мнения с помощью использования психологических приемов убеждения.

    Относительно  данной модели, специалист выступает  в роли адвоката организации в  её отношениях с общественностью.

     «Двусторонняя симметричная»

    Двусторонняя  симметричная модель представляет собой активное взаимодействие субъекта и объекта в целях достижения взаимопонимания. При таком подходе учреждение или организация стремятся установить деловые отношения со «своей» общественностью, приемлемые для обеих сторон. В данном случае цель заключается в достижении взаимопонимания между руководством организации и общественностью, влияющей на данную организацию. Тут уже нельзя организацию рассматривать как источник, а общественность – как потребителя информации. Наоборот, обе стороны воспринимаются как группы, стремящиеся к консенсусу.

    Эта модель предназначена для управления конфликтами и улучшения взаимоотношений с общественностью. С одной стороны, утверждается, что говорить и слушать лучше, чем только говорить. С другой – предлагается работать с аудиториями не в назидательном тоне, а в форме переговоров.

    Сущность достигнутого консенсуса не в уступках руководства организации, а в поиске оснований для взаимопонимания. Обратная связь в этом случае направлена на адаптацию к общественному мнению. Это обеспечивает достижение взаимопонимания и согласия между взаимодействующими сторонами.

    Упомянутые  выше модели основываются на понимании  коммуникации как линейного одностороннего либо двустороннего процесса, происходящего  между коммуникатором (компанией-заказчиком) и коммуникантом (аудиторией этой компании). Несмотря на частое использование в практике связей с общественностью моделей однонаправленной коммуникации, они все более вытесняются двусторонними моделями, т. к. осуществление обратной связи в информационно-коммуникативном процессе является неотъемлемой частью построения эффективной коммуникации.

    Модели  «информационного агентства» и «информирования  общественности» являются односторонними моделями и имеют дело с коммуникационными  программами, которые не требуют  исследований и стратегического  планирования. Двусторонняя асимметричная модель отражает более сложный подход, который предполагает использование результатов исследований при подготовке сообщения, которое сможет с наибольшей степенью вероятности убедить аудиторию принять желательные для организации модели поведения. Исследования Грюнинга свидетельствуют о том, что наиболее эффективная практика связана с моделью, получившей название «двусторонние симметричные коммуникации». При этом основу коммуникации составляет стратегическое применение исследований и использование коммуникации для управления конфликтами и улучшения взаимоотношений с общественностью. 
 

Информация о работе Связи с общественностью как коммуникационный процесс