Связи с общественностью как коммуникационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Деятельность по связям с общественностью ведется сегодня во всех сферах общественной жизни. Ее ведут политические лидеры и движения, стремящиеся завоевать голоса избирателей. Правительства всех стран мира стремятся обеспечить поддержку граждан и крупного бизнеса, иметь прочный международный авторитет. Кризисные и средние компании ведут систематическую работу по поддержанию собственной репутации. Малый бизнес тоже хочет быть известным и уважаемым среди партнеров и потребителей. Неприбыльные организации и фонды занимаются сбором средств на решение проблем занятости, культуры, образования и науки. Можно смело утверждать, что каждый из участников общественной жизни, так или иначе, строит свои отношения с общественностью. Знание связей с общественностью сегодня необходимы менеджеру любой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………3
Раздел 1.Основы коммуникации
1.1. Структурные модели коммуникации……………………….6
1.2. Основные элементы коммуникационного процесса………15
Раздел 2.Коммуникационное пространство как сфера действия PR
2.1. Общие особенности коммуникативного пространства…...19
2.2. Формирование коммуникативного пространства методами СО……………………………………………………………………...21
II. Заключение……………………………………………………..27
Ш. Список использованных источников и литературы………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

    Прием и декодирование  сигнала. Каждый реципиент может полноценно функционировать в системе коммуникации, если в состоянии понять то, что ему передают. Если каналом коммуникации является звук, то лишь поняв систему звуковых символов, составляющих понятные слова и предложения, можно наладить речевую коммуникацию. При передаче сигналов в виде азбуки Морзе реципиент должен принимать радиосигнал, состоящий из комбинаций коротких и длинных сигналов (точек и тире) и декодировать их путем распознавания набора символов, заключенных между паузами. Дешифровку и преобразование сигнала в исходную форму, которую они имели до шифрования, осуществляют специальные устройства, называемые декодерами. Специалисты считают, это наиболее важным фактором, нарушающим «общность» в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, которые происходят в ее кодировании и расшифровки. Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными. Когда эти процессы становятся разнородными, коммуникации разрушаются. Н. Винер назвал эту проблему энтропией, т.е. тенденцией процессов человеческого общения к распылению. Такая тенденция возникает в том случае, когда работники организации имеют различный опыт, используемую лексику, знания, интересы и т.п. в результате этого возникают барьеры для эффективных коммуникаций.

    При передаче сигналов на его пути возникают  барьеры и помехи. При диалоге между людьми различной национальности, например, может возникнуть языковой барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи. В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам).

    Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно  убедиться в том, правильно ли понята  реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. В коммуникациях радиотелеграфистов с помощью азбуки Морзе – это подтверждение получения всего объема сообщений (определенное количество групп, состоящих из пяти знаков). С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Общие особенности коммуникативного пространства

    Все модели, с которыми мы познакомились  выше, рассматривают разные аспекты  коммуникативного пространства, представляющего  собой базовое понятие для  анализа коммуникации. В рамках коммуникативного пространства реализуются все коммуникативные дискурсы. Под дискурсом Ходж и Кресс понимают социальный процесс, в который включен текст, а текст является конкретным материальным объектом, получаемым в дискурсе. Таким образом, перед нами два взаимодополняющих понятия, отсылающих к одной и той же реальности. Реальный взгляд, с точки зрения социального процесса, дает нам дискурс, а с точки зрения процесса лингвистического - текст.

     Д. Спербер и Д. Вильсон в своей теории релевантности предлагают разграничивать информационную интенцию и коммуникативную интенцию. В первом случае речь идет о желании сообщить нечто, во втором - коммуникатор демонстрирует свое желание в явном виде. Обычно обе интенции (особенно в случае вербальной коммуникации) сливаются воедино. Целью коммуникатора является воздействие на представления получателя. Коммуникатор создает конкретное сообщение для конкретного получателя, рассчитанное на данный конкретный момент, на данное конкретное место, на данный конкретный контекст. Центральным в этой цепочке становится понятие релевантности для конкретного индивидуума.

     Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами. Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу. Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, который затем продолжается во вторичных процессах.

     Человек по-разному ведет себя, когда он находится один и когда он в массе. Человек в массе становится более подвержен воздействию, поскольку наблюдается нивелирование его чувств.

     Серж Московичи смотрит на эту же проблему массового воздействия сквозь средства массовой коммуникации. Масс-медиа не действуют на отдельного человека прямо, а идут сквозь первичные группы соседей, семьи, друзей, обсуждение с которыми окончательно меняет мнение человека. Однако масс-медиа по мере своего развития вытесняют дискуссионные кружки и беседы, оставляя человека один на один с газетой или телевидением.

     В любом случае массовое воздействие возможно только с опорой на массовое, а не индивидуальное сознание.

     Мы рассмотрим структурирование коммуникации, которая исходит из особенностей канала: вербальную, визуальную и перформансную, причем последняя объединяет первые две в рамках пространства.

     Особенности собственно коммуникативной организации будут представлены мифологической и художественной формами

     Сегодняшнее коммуникативное пространство характеризуется заимствованием методов, получивших признание как в одном дискурсе так и в другом. Политики используют инструментарий актеров по завоеванию сердец своего электората. Художественная коммуникация заимствует инструментарий документального модуса. Все подчинено усилению эффективности воздействия, поэтому результативный метод, где бы он ни возник, сразу же применяется в соседних областях. Художественное кино влияет на теленовости. Оно влияет и на политику, когда проблема городской преступности становится главной темой на муниципальных выборах, хотя эта приоритетность продиктована не ее реальным весом, а распространенностью на экранах детективного жанра как наиболее выигрышного с точки зрения художественного модуса. Исходя из этого, законы коммуникативного пространства могут быть сформулированы как определенные законы коммуникативного притяжения и отталкивания.

     Мы часто говорим об информационном пространстве. Но речь скорее должна идти о коммуникативном пространстве. Если информация отсылает нас к одностороннему процессу, где у потребителя только пассивная роль, то в случае коммуникации речь уже идет о двустороннем процессе, где и генератор и получатель информации обладают активными, формирующими эту коммуникацию ролями.

     Сегодняшний мир в сильной степени сформирован массовыми коммуникациями. Политическое или экономическое событие только тогда становится значимым, когда о нем рассказано в средствах массовых коммуникаций. При этом обратим внимание на определенную зависимость: чем значимее эта фигура или структура в реальном мире, тем большее место она должна занимать в потоках информации. Сегодня ни одна западная структура не может существовать без соответствующей коммуникативной поддержки.12

2.2 Формирование коммуникативного  пространства методами  СО

    Одну  из важнейших коммуникационных сфер тесно связанную с социально значимыми видами деятельности традиционно называют «паблик рилейшнз» - «связи с общественностью»13

    Основной  задачей в управлении процессами коммуникации в ПР – деятельности является производство информации. В  зависимости от того, какая будет предложена тема информационной кампании, как она будет преподнесена, находятся все остальные вопросы ведения информационной кампании – продвижение информации, организация обратной связи, устранение шумов. В конечном счете именно на этом этапе решается главная задача связи с общественностью, т.е. удастся ли ПР – менеджерам установить коммуникационное взаимодействие. Коммуникация – это процесс создания субъектом управления целого комплекса информационных продуктов с целью формирования, подкрепления или изменения взглядов, убеждений, установок людей в соответствии со своими целями.14

    Традиционно PR понимается как управленческая деятельность, нацеленная на установление взаимовыгодных отношений между государственными или частными структурами и общественностью, от которой зависит успех функционирования этих структур. В прагматическом аспекте PR подчеркивается умение воздействовать на общественное мнение в интересах фирмы таким образом, что убеждает потребителя в направленности деятельности фирмы на его благополучие, комфорт, экономию времени и т.п. На первый взгляд это рекламная деятельность, предполагающая, действительно, соединение науки и искусства. Но специалисты утверждают, что PR и реклама связаны лишь функцией воздействия на широкую аудиторию – убеждения во взаимовыгодном и гармоничном сотрудничестве. Различие состоит в том, что основная функция PR – управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации.

    Несмотря  на то, что и в том и в другом случаях принимается во внимание «человеческий фактор» и деловым контактам предшествует большой объем работы по изучению партнера, аудитории и ситуации в тактическом и стратегическом планах, самым ответственным является последний этап – актуализация цели и замысла коммуникации, когда адресант (коммуникатор – в массовой коммуникации) остается практически один на один с адресатом (аудиторией). Успех коммуникации складывается из многих компонентов. Важен не только выбор слов и речевых образов, принятых в деловой сфере коммуникации, но и правильная ориентация на тип коммуникации – межличностной, внутригрупповой или массовой, каждая из которых имеет свою специфику. Большое значение придается тону, избранному в данной ситуации (нейтральный, сопереживающий, ироничный, назидательный и т.п.). Особенно это важно в радиовещании, когда у коммуникатора ограничен выбор коммуникативных средств. Прагматический аспект рассматриваемой сферы предполагает также оценку современным обществом рангов социальной иерархии, признаков расположенности / не расположенности потребителя информации к событиям общественной важности, стереотипов социально значимых норм коммуникации и так далее.

    Выделяются  два основных способа воздействия  на аудиторию – информирование и  убеждение.

    В процессе информирования воздействие  осуществляется за счет передачи информации, которая совершенно неизвестна аудитории и поэтому может радикальным образом изменить мнение или точку зрения получателя информации. Введение дополнительной информации об уже известном объекте или явлении тоже оказывает заметное влияние на изменение оценочного отношения и может привести к качественному сдвигу в оценке событий и процессов.

    Убеждение – более сложный способ воздействия, поскольку ставит задачу изменить мнение собеседника или массовой аудитории, не прибегая к новой информации или  не располагая новыми фактами. В этом случае необходима убедительная аргументация, что предполагает хорошее знание данного индивида и аудитории.

    В технологии коммуникативной деятельности организаций, участвующих в PR, большое место занимает устная форма коммуникационного воздействия, особенно при создании общественного мнения в условиях кризисов и катастроф. Значимый сектор в ней отводится не только устным формам коммуникации, реализуемым через аудитивные а аудитивно – визуальные каналы, но и письменным, которые отличаются еще большей регламентацией в деловой коммуникативной сфере. Помимо стереотипной структуры официального или неофициального письменного текста, существуют нормы обращения к партнеру и нормы самопрезентации.15

    Основные  виды коммуникации:

  1. Главный вид, когда субъект управления стремится предоставить группам общественности всестороннюю информацию, убедительные аргументы, сведения о различных фактах, предлагает сложные логические конструкции, концепции.
  2. Второстепенный вид, когда субъект управления смещает акценты с логики глубинного познания социального объекта на его внешние проявления, на формы подачи информации. В этом случае главной задачей ПР – менеджеров становится поиск эффектных способов подачи информации, формирование ассоциаций, создание внешне привлекательных образов.

    Главный и второстепенный виды коммуникации требуют различной логики составления  информации, ее «упаковки», оформления.

    Экспериментально  подтверждено, что если процесс обработки  идет по главному варианту, то убеждения  оказываются более устойчивыми. Анализируя, рассуждая, критически отбирая аргументы, индивид проделывает сложную мыслительную работу. Он как бы убеждает себя сам, и именно это придает устойчивость складывающимся суждениям.

Информация о работе Связи с общественностью как коммуникационный процесс