Воздействие на аудиторию

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
2. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА
3. ВНЕШНОСТЬ
4. МАНЕРЫ
5. КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ СЛОВО...
6. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
7. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ
8. ПОЗА
9. ЖЕСТЫ
9.1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА
9.2. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Воздействие на аудиторию_Реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Но дело  не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт  почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена  именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собст­венную. Речь—действительное  общение  только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.

8. ПОЗА

Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Дей­ствительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся  в глаза оригинальность позы. Вы  тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст. многое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь  в .описанной ниже  манере  правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчи­вости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в за­висимости от роста; носки слегка раздвинуты; од­на нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плот­но к грудной клетке; голова и шея несколько вы­двинуты вперед по отношению  к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настоль­ко, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если  чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или свя­заны  плечи, сделайте  головой несколько  свободных медленных  кругообразных  движений,  несколько сво­бодных  взмахов  руками  и  кругообразных движений плечами. Если дыхание  затрудненное и поверхностное, необходимы  поясные упражнения. Как только появится ощущение  легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на ле­вую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите вни­мание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в дру­гую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом  шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливае­тесь, чтобы фигура при этом не откидывалась  в сто­рону.   

Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей  движение скорее должно  предшест­вовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выра­зительные места речи подчеркивались   движением  на шаг вперед или  выносом ноги вперед; паузы и  пере­дышки —  подходящие моменты, чтобы  отступить на ко­роткий шаг.

9. ЖЕСТЫ

9.1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое  телодвижение с целью  под­черкнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без не­уловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестику­ляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.   

Впрочем, для начинающего оратора, еще не привык­шего к жестикуляции руками  при публичном выступле­нии, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную  осанку и умение владеть собой во время выступления. А  затем почему бы не заняться работой над  жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам  сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если  таких им­пульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практико­ваться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии под­вижности мышц,  возможно,  возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.   

Секрет особой целесообразности жестикуляции  ру­ками  скорее всего заключается в том, что в значитель­ной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи  рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными  для  выражения  наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход че­ловека на высшую   ступень развития по сравнению с животными. Руками  человек не только держит плуг, то­пор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слу­шателя. В сочетании со словами жесты  тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.  Когда жестами пользуются при описаниях, или  с целью подражания,  или при желании указать место и движение, они помога­ют вносить в изложение нужную ясность.

Жест  имеет ценное значение и как физическое вы­ражение творческих усилий оратора, дающее нам неко­торое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому  при передаче своих мыслей до­ставляют удовлетворение  физические проявления чувств, сопровождающих мысль и  ищущих   выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч со­здает впечатление мужественной силы и отвечает есте­ственной человеческой потребности а движении, кото­рая не находит достаточного удовлетворения в интел­лектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию рав­новесия в позе оратора и  ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы  балансируем при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

9.2. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЖЕСТАМИ

   При  жестикуляции  пользуйтесь следующими  пра­вилами:

а) Жесты  должны  быть непроизвольны. При­бегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде же­ста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая же­стикуляция довольно обычна у новичков.   

б) Жестикуляция  не должна быть  непрерыв­ной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.   

в) Управляйте жестами. Не  старайтесь похо­дить на ветряную мельницу, придержите силы в за­пасе; помните, что жестикуляция — элемент равно­весия всей позы. Никогда жест не должен отста­вать от подкрепляемого им слова.   

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам вы­разительность.   

д) Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны соответ­ствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочи­тают умеренную жестикуляцию.

Как только вы овладели жестом, необходимо  посвя­тить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестику­ляции, «кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В общении  оратора  с  аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, по­зы  и  жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние дан­ные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.   

Лучшая черта во внешнем облике оратора — коррект­ность. Неотъемлемые качества хороших ораторских ма­нер — непринужденность,  воодушевление, уверенность и дружеский тон. В  правильной позе сочетаются непри­нужденность осанки и легкость движений. Жесты—это любые движения,  усиливающие  впечатление от выска­зываемых идей. Жестикуляция  руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выра­зительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бес­конечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой  проявления настроений и мыслей оратора.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Большаков А. С. Менеджмент: Психология успеха. – СПб.: Издательский дом "Литера", 2002

2.      Большаков А. С. Менеджмент: Стратегия успеха. – СПб.: Издательский дом "Литера", 2002.

3.      Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник. – М.: НОРМА, 2001.

4.      Львов М.Р. Риторика. – М., 1995.

5.      Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.

6.      Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

7.      Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: "Дело ЛТД", 1994.

8.      Ромашов О. В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления. – М.: Издательство "Экзамен", 2002.

 

2

 



Информация о работе Воздействие на аудиторию