Разработка стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать основные направления стратегии развития предприятия и предложения по совершенствованию системы управления предприятием.
Объектом работы является ЗАО «Восток», предметом - разработка стратегии развития данного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Научные основы становления и развития стратегического менеджмента 7
2. Стратегический анализ экономики ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 19
2. 1. Краткая характеристика предприятия. 19
2. 2. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Восток» 35
3. Разработка стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 45
3. 1 Выбор стратегии и её обоснование. 45
3. 2 Экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55

Работа содержит 1 файл

стратегический мен-т. курсовой.docx

— 129.75 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный  аграрный университет им. Императора Петра I»

 

Кафедра управления и маркетинга в АПК

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине

«Стратегический менеджмент»

 

на  тему: «Разработка стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области».

 

Выполнил: студент ЭМ – 4-1

Чеснокова А.Ю.

Руководитель: к.э.н., доцент

Шумейко А.М. 

 

 

Воронеж 2012

Содержание.

Введение 3

1. Научные основы становления и развития стратегического менеджмента 7

2. Стратегический анализ экономики ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 19

2.  1. Краткая характеристика предприятия. 19

2.  2. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Восток» 35

3. Разработка стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 45

3. 1 Выбор стратегии и её обоснование. 45

3. 2 Экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. 45

Заключение 52

Список используемой литературы 55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила  бы им успевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация и  глобализация бизнеса. А также появление  новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения стратегического  управления.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация  должна делать в настоящем, чтобы  достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия  жизни организации будут меняться.

Необходимы огромные усилия и большие  затраты на то, чтобы в организации  начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия.

Стратегическое  управление и планирование определяют цель движения вперед.

Стратегическое  планирование представляет собой процесс  выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя  преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные  ее члены будут лишены четкого  способа оценки и направления  работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Актуальность  данной темы курсового проектирования объясняется тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.

Цель работы – обосновать основные направления стратегии развития предприятия и предложения по совершенствованию системы управления предприятием.

Объектом  работы является ЗАО «Восток», предметом - разработка стратегии развития данного  предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание, необходимость и основные понятия стратегического менеджмента

2. Разработка стратегии развития на примере  данного предприятия

3. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, оценка позиции предприятия на рынке.

В процессе исследования использовались следующие  методы: экономические, социологические, статистические, математические, SWOT-анализ и др..

Практическая  значимость курсового проекта состоит в совершенствовании деятельности объекта в целом или отдельных процессов, получении экономического или другого эффекта.

Стратегический  план для предприятия в условиях рыночной экономики сводится к поиску эффективных путей выполнения поставленных задач в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Предприятие должно определять и прогнозировать параметры  внешней среды, ассортимент продукции  и услуг, цены поставщиков, рынка  сбыта, а самое главное – определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам  и утомительную борьбу за выживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Научные основы становления и развития стратегического менеджмента

 

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила  бы им успевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация и  глобализация бизнеса. А также появление  новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения стратегического  управления. [5]

Стратегическое управление – это  такое управление организацией, которое  опирается на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в  совокупности и в результате позволяет  организации выживать и достигать  своих целей в долгосрочной перспективе.

В целом, стратегическое управление –  это симбиоз интуиции и искусства  высшего менеджмента вести организацию  к стратегическим целям. Необходимы огромные усилия и большие затраты  на то, чтобы в организации начал  осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат. [11]

Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия. Отечественные  и международные аналитики бизнеса  считают, что российский рынок вступил  в ту стадию развития, когда отсутствие стратегии предприятия мешает компании на каждом шагу ее деятельности.

Понятие «стратегия» («наука и искусство  развертывания войск для боя») вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения  во внешней среде приобрела большое  значение.

По своему существу стратегия - комплексный  план для принятия управленческих решений, определяющий границы возможных  действий организации. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы  перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Стратегическое  планирование – одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей и путей  их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Стратегический план – документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.

Роль  стратегического плана для предприятия  в условиях рыночной экономики лучше  всего может быть показана в сравнении  с плановой экономикой. Ранее, при разработке своих планов предприятие извне получало информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов. Независимо от интересов, как самого предприятия, так и потребителя, изменить их было нельзя, и они автоматически закладывались в разработку планов предприятия. Плановая система сводилась к поиску эффективных путей выполнения поставленных задач в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и сегодня, в условиях рынка, но эта задача – только часть плановой работы. Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены поставщиков, рынка сбыта, а самое главное – определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Те предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание. [8]

Стратегическое  планирование включает несколько этапов.

Анализ внешней и внутренней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для  определения миссии и целей фирмы, и выработку стратегии поведения, позволяющую фирме осуществить  свою миссию и достичь своих целей. [6]

Одной из ключевых ролей управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация  вовлечена в три процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление  призвано обеспечивать баланс входа  и выхода. Как только в организации  нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок  резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • макроокружения (общая среда);
  • непосредственного окружения (рабочая среда);
  • внутренней среды организации. [10]

Анализ  внешней среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет  работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ  макроокружения включает изучение влияния  экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и  т.п. Эти элементы не связаны с  фирмой напрямую, но оказывают влияние  на формирование общей атмосферы  бизнеса.

Непосредственное  окружение – это среда непосредственных контактов фирмы, она включает в  себя тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения  или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда – наемных работников, затем клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция). Во – вторых, к элементам непосредственного окружения относятся конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и тому подобные, которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы. [4]

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области