Разработка стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать основные направления стратегии развития предприятия и предложения по совершенствованию системы управления предприятием.
Объектом работы является ЗАО «Восток», предметом - разработка стратегии развития данного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Научные основы становления и развития стратегического менеджмента 7
2. Стратегический анализ экономики ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 19
2. 1. Краткая характеристика предприятия. 19
2. 2. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Восток» 35
3. Разработка стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области 45
3. 1 Выбор стратегии и её обоснование. 45
3. 2 Экономическое и финансовое обоснование выбранной стратегии. 45
Заключение 52
Список используемой литературы 55

Работа содержит 1 файл

стратегический мен-т. курсовой.docx

— 129.75 Кб (Скачать)

 

Для того чтобы выявить потенциальные  возможности и угрозы,  рассмотрим таблицу 21.

Таблица 21

Потенциальные возможности и угрозы извне

 

Возможности

Угрозы

Освоение новых  сегментов рынка

Растущее конкурентное  давление

Диверсификация производства

Неблагоприятная экономическая политика государства

Расширение номенклатуры продукции

Снижение емкости рынка

Обслуживание дополнительных потребителей

Негативные демографическое изменения


 

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о том, что ЗАО «Восток» имеет приблизительно равное количество достоинств и недостатков. Это говорит о стабильности и развитии предприятия, перспективах освоении новых возможностей.

В современных  условиях конкурентной борьбы придание аграрному предприятию конкурентной устойчивости на рынке за счет предложенных направлений является актуальной проблемой, как в краткосрочном периоде, так и в перспективе. Конкурентной устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем производства, тем быстрее оно теряет свою конкурентоспособность.

Производство  и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким, высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

В сельском хозяйстве эффективное использование  производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания  отраслей. Эту особенность необходимо учитывать и в условиях рынка  при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому конкурентоспособность  сельскохозяйственного производства целесообразно оценивать в целом, что позволяет сочетать экономический  интерес собственника с производственными  особенностями сельскохозяйственного  производства.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства на предприятии являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного  объема, ассортимента и качества в  соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности  является максимальное использование  конкурентных преимуществ.

Качество  сельскохозяйственной продукции представляет собой совокупность биологических  и потребительских свойств продукта, обладающего способностью удовлетворять индивидуальные запросы потребителя. Мировой опыт убеждает, что именно в условиях рыночной экономики и острой конкуренции, качество становится основой выживания товаропроизводителей, критерием оценки результативности их хозяйственной деятельности.

Обеспечение конкурентоспособности ЗАО «Восток» достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства. К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся: принципы превосходства качества товара на рынке; принципы преобладания товара на рынке; принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции; принцип экономической выгоды.

Необходимо провести сравнительный  анализ относительно основных  экономических  показателей предприятия ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области и предприятия-конкурента ООО «Елецкий» Елецкого района Липецкой области. Данные о размере предприятия-конкурента отражены в таблице 22.

Таблица 22

Показатели размера ООО «Елецкий».

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011г.

В среднем на одно хозяйство в  районе

1

2

3

4

5

1.Стоимость валовой продукции  в сопоставимых ценах, тыс.  руб.

3145355

1315860

15881672

545469

2. Выручка от реализации продукции  всего, тыс. руб.

136163

77130

500750

74653

3. Среднегодовая стоимость основных  производственных средств, тыс.  руб.

68129

118002

455064

67030

4. Среднегодовая численность работников,  чел.

135

198

220

126

5. Количество тракторов, шт.

20

19

19

26

6. Площадь сельскохозяйственных  угодий, га

4641

4641

4641

2112

в том  числе пашни

3912

3912

3912

1175


 

Из анализа  данных таблицы 1 видно, что в 2010 году снизилась стоимость товарной продукции по сравнению с 2009 годом и составила 77130 тыс.руб. Не смотря на это, в хозяйстве наблюдается тенденция роста основного прямого показателя размера предприятия, о чем свидетельствует увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов по сравнению с предыдущим периодом на 49873 тыс. руб., а также увеличение среднегодовой численности работников на 63 чел. Основные показатели размера предприятия в 2011 году по сравнению с 2009 и 2010 годами увеличились. При сравнении со среднерайонными данными можно сделать вывод, что ООО «Елецкий» является крупным хозяйством.

Проведем сравнительный анализ показателей использования сельскохозяйственных угодий.

Таблица 23

Показатели использования сельскохозяйственных угодий в ООО «Елецкий» и ЗАО «Восток».

Показатели

Годы

2011 г в % к 2009 г.

2011 г. в % к 2009 г.

2009

2010

2011

   
 

ООО «Елецкий»

ЗАО «Восток»

Произведено продукции на 100 га пашни, ц:

         

зерновых и зернобобовых

2911

1349

7113

244

56

сахарной свеклы

8637

3381

58651

679

115

Выручка в расчете на 100 га с/х угодий, тыс. руб.

2933

1661

10789

368

92

Прибыль от реализации с/х продукции в расчете на 100 га с/х угодий тыс. руб.

498

1758

75

15

22


 

Из данных таблицы 23 можно сделать вывод, что в ООО «Елецкий» интенсивнее используются все сельскохозяйственные угодья.  Это говорит о том, что необходимо совершенствовать использование земельных ресурсов предприятия.

Далее рассмотрим показатели эффективности  использования трудовых ресурсов.

Таблица 24

Использование трудовых ресурсов в  ООО «Елецкий» и ЗАО «Восток».

 

 

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011 г в % к 2009 г

2011 г в % к 2009 г

 

ООО «Елецкий»

ЗАО «Восток»

Стоимость валовой продукции на одного работника, тыс. руб./чел.

1008

263

2236

222

93

Факторы отдачи трудовых ресурсов

Стоимость основных средств на 1 работника, тыс. руб./чел.

396

344

536

135

163

Стоимость машин и оборудования на 1 работника, тыс. руб./чел.

337

299

484

144

388

Энерговооруженность труда, л.с./чел.

52

43

87

167

87

Отработано за год 1 работником (трудовая активность), ч/чел.

1762

1768

1868

106

99

Производительность труда, тыс.руб./чел-час

1

1,4

279

27900

177


 

Исходя из данных таблицы 24, можно сделать вывод,  что на предприятии ООО «Елецкий» более эффективно используются трудовые ресурсы. Об этом свидетельствуют все показатели, кроме стоимости основных средств на 1 работника и стоимости машин и оборудования на 1 работника.

Использование трудовых ресурсов являются важными показателями деятельности предприятия. Так как на предприятии ЗАО «Восток» по сравнению с конкурентом ООО «Елецкий» данные показатели ниже, то это является угрозой для предприятия. Для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность предприятии ЗАО «Восток» необходимо более эффективно использовать свои трудовые ресурсы.

Рассмотрим показатели эффективности  производства предприятий и проведём сравнительный анализ.

Таблица 25

Показатели эффективности производства в ООО «Елецкий»

Показатели

Годы

2011г. к % к 2009г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

136163

77130

500750

368

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

95208

119281

488678

 

513

Прибыль всего, тыс.руб.

23115

81602

3488

15

Уровень рентабельности, %

24

68

1

4


Анализируя  данные таблицы 25, можно сделать вывод о значительном уменьшении эффективности хозяйственной деятельности в 2011 году по сравнению с 2009 годом. Однако, несмотря на снижение, производство является рентабельным.

Таблица 26

Показатели  эффективности производства в ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области.

 

Показатели

Годы

2011 г.

в % к

2009 г.

2009

2010

2011

 

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, тыс. руб.

54958

58408

50804

92

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

53201

43172

54744

103

Прибыль всего, тыс. руб.

409

8722

461

113

Уровень рентабельности, %

0,8

20,2

0,8

100


 

Выше приведенные  данные таблицы 26 показывают, что рентабельность значительно возросла лишь в 2010г.(20,2%),в 2009 и в 2011 годах она составила лишь 0,8%. Это говорит о том, что производство является нерентабельным.

Из данного  сравнительного анализа  можно сделать  вывод, что ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области значительно уступает предприятию ООО «Елецкий» Елецкого района Липецкой области по показателям размеров хозяйства, использования земельных угодий, использования трудовых ресурсов и по эффективности производства в целом. Можно сказать, что предприятие ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области работает с недостаточной эффективностью, требуется развивать и увеличивать свои площади. Но наряду с негативными чертами, на данном предприятии имеют место и положительные факторы,   которые могут поспособствовать повышению конкурентоспособности и выявляют недостатки конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка  стратегии развития ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области

  1. Выбор стратегии и её обоснование.

Различные варианты общих стратегий могут  быть сведены к трем основным типам: стратегиям роста, сокращения и стабильности. Организация может выбрать одну из них или применять определенные сочетания различных типов.

Стратегии концентрированного роста - увеличение организации часто через проникновение  и захват новых рынков. Её суть в том, что фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Типом данной стратегии, наиболее подходящим для ЗАО «Восток», можно считать стратегию усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами.

Данный  выбор обоснован тем, что ЗАО  «Восток» значительно уступает свои конкурентам по показателям эффективности  производства зерновых и сахарной свеклы, по количеству используемых трудовых и земельных ресурсов и по эффективности их использования.

  1. Экономическое и финансовое обоснование выбранной  стратегии.

Каждое  предприятие должно стремиться к развитию и совершенствованию производства и управления. Для этого необходимы определенные мероприятия. Важным показателем является обоснование посевных площадей. От структуры посевных площадей и использования пашни зависят выполнение договорных обязательств по продаже растениеводческой продукции, развитие растениеводческих отраслей, натуральная оплата работников хозяйства, организация общественного питания и др. Перед обоснованием структуры посевов анализируется ранее существовавшая. Производимая продукция делится на три экономические группы: товарную; используемую в качестве средств производства (семена, корма и др.); идущую на удовлетворение личных потребностей работников хозяйства (натуральная оплата труда, общественное питание). Соответственно применяются разные показатели их оценки.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Восток» Эртильского района Воронежской области