Собственность на основные фонды систем водоснабжения и водоотведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, статья

Описание работы

В настоящее время в большинстве городов России основные фонды коммунальной инфраструктуры находятся в собственности муниципального образования. Российское законодательство в настоящее время не запрещает приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры, в то же время муниципальные образования отвечают за организацию водоснабжения и водоотведения в населенном пункте.

Работа содержит 1 файл

водоснабжение.doc

— 94.00 Кб (Скачать)


Собственность на основные фонды систем водоснабжения и водоотведения

Основные проблемы

 

В настоящее время в большинстве городов России основные фонды коммунальной инфраструктуры находятся в собственности муниципального образования. Российское законодательство в настоящее время не запрещает приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры, в то же время муниципальные образования отвечают за организацию водоснабжения и водоотведения в населенном пункте. В случае если имущество коммунальной инфраструктуры передано в хозяйственное ведение Водоканалу, и этот Водоканал управляется неэффективно, возникает риск изъятия кредиторами имущества инженерной инфраструктуры из муниципальной собственности, либо потребуется, чтобы муниципалитет погасил долги Водоканала перед кредиторами каким-либо иным способом. Учитывая, что финансовые возможности муниципалитетов крайне ограничены, теоретически могут возникнуть ситуации, когда имущество инженерной инфраструктуры перейдет в собственность кредиторов и будет приватизировано.

 

Политика Правительства Российской Федерации направлена на то, чтобы снизить для муниципальных образований риски потерь имущества, относящегося к объектам инженерной инфраструктуры коммунальных систем водоснабжения и канализации, из-за неэффективного управления этими системами. В целях реализации этой политики Правительством РФ подготовлен пакет законов, в соответствии с которым имущество инженерной инфраструктуры должно быть либо выведено из гражданского оборота, либо будет запрещена приватизация этого имущества.

 

Нерешенным как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях остается вопрос, где проходит граница имущества объектов инженерной инфраструктуры, относящегося к муниципальной собственности, и начинается имущество, относящееся к частной собственности собственников жилищного фонда или совместной собственности муниципального образования и частных собственников жилищного фонда.

Рекомендуется

Имущество инженерной инфраструктуры, относящееся к технологической цепочке оказания услуг водоснабжения и водоотведения, вывести из гражданского оборота, оставить в муниципальной собственности и передавать Водоканалу в аренду, доверительное управление или концессию.

 

Имущество, не входящее в технологическую цепочку, а относящееся к ее обслуживанию (производственные базы Водоканала) ограничить в обороте.

 

Применить единый принцип определения границы имущества инженерной инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения, относящегося к собственности муниципального образования и к иным формам собственности, который используется во многих случаях в международной практике:

к муниципальному имуществу относится все то, что находится на земле общего пользования или земле муниципального образования;

к имуществу, относящемуся к совместной или частной собственности относятся сети и сооружения систем водоснабжения и канализации, которые проложены на земле, отведенной под строительство объектов, присоединенных к системам коммунального водоснабжения и канализации.

 

Границу рекомендуется проводить по фланцу задвижки в колодке на уличной водопроводной сети, к которой подключен водопроводный ввод абонента, и по стенке канализационного колодца на уличной канализационной сети, к которой присоединен канализационный выпуск абонента. Данный принцип позволяет без осложнений выполнять при авариях или замене трубопроводов раскопки этих труб тому, кто владеет землей в том месте, где проложен этот трубопровод. В этом случае, даже если часть трубопровода, относящего к совместной собственности, будет проходить по земле муниципального образования, то при необходимости раскопок получить разрешение на такие раскопки у муниципального образования значительно проще, чем у частного собственника.

 

 

 

 

 

 

 

Российское водно-коммунальное хозяйство: пути выхода из кризиса

 

По статистическим данным, износ систем водоснабжения в среднем по России составляет более 60%, особенно тяжелое положение складывается в малых городах, где износ систем доходит до 90%. Ситуация главным образом связана с отсутствием финансирования — денег для модернизации систем водоснабжения нет.

 

В течение последних 15 лет в большинстве городов она не производилась. Имевшиеся финансовые средства использовались на поддержание и ремонт старых систем. Органы муниципального самоуправления оказывались не в состоянии оплачивать восстановление коммунального хозяйства в целом и модернизацию систем водоснабжения.

 

При этом инвесторы полагают сложившуюся ситуацию как обнадеживающую, рассчитывая на благотворную роль рынка. По мнению участников рынка, привлечение частных средств в эту отрасль позволит создать опережающий характер роста качества услуги по сравнению с ростом тарифов, но до конца проблему водоснабжения не решит.

 

Отсутствие государственного финансирования в деле восстановления сетей рано или поздно отразится в тарифах. Говоря о возможных средствах, с помощью которых можно модернизировать сети, участники рынка называют стабфонд, пенсионные накопления и бюджетные вложения. Но пока правительство не может обеспечить доступ долгосрочного капитала в эту сферу.

 

Уже сегодня частные операторы ведут себя довольно активно, хотя интересуются они, прежде всего, городами-миллионниками. Эксперты полагают, что произойдет укрепление и позиций крупнейшего оператора на рынке ЖКХ – ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС).

 

Уже сейчас компания имеет более 20 дочерних компаний, оказывающих услуги в 27 регионах страны. И если раньше РКС заключала краткосрочные (1-3 года) арендные договоры с муниципалитетами, то теперь стратегия меняется и соглашения перезаключаются на длительные сроки (5-20 лет).

 

Аналогичным образом поступают и другие участники: дочерняя структура «Интерроса», оператор водоканала в Перми — компания «Новогор-Прикамье» заключила договор аренды с муниципалитетом на 49 лет, долгосрочные договоры есть у «Евразийского водного партнерства» в Омске и Ростове.

Евразийское водное партнерство

 

ООО «Евразийское водное партнерство» создано в сентябре 2004 г. В партнерстве с ведущими отечественными и западными специализированными компаниями ЕВП намерено развивать бизнес по реабилитации и модернизации систем водоснабжения и водоотведения российских городов. К финансированию проектов планируется привлекать средства российских и международных инвесторов.

 

В настоящее время ЕВП является оператором системы ВКХ Омска. С администрацией города заключен долгосрочный инвестиционный договор согласно которому, общая сумма вложений составит 4,3 млрд. рублей. В Ростове-на-Дону, где ЕВП осуществляет функции единоличного исполнительного органа ОАО «ПО Водоканал города Ростова-на-Дону», компания осуществляет инвестирование на цели срочного восстановления систем и сооружений предприятия; объем инвестиций в 2005- 2006 г.г. составил 1,1 млрд. руб.

 

Централизованное водоснабжение в России

 

К середине XX в. в большинстве советских городов имелась система централизованного питьевого водоснабжения на базе развитых отечественных технологий. В конце ХХ в. в результате разрушения централизованной системы управления экономикой деградировала и отрасль водоснабжения, износ основных фондов достиг критической отметки, и качество питьевой воды во многих городах России ухудшилось. Сегодня оно не соответствует европейским стандартам.

 

По данным 2005 г., в РФ эксплуатировалось 18773 коммунальных и 44995 ведомственных водопроводов. 67% всей водопроводной воды подается из поверхностных водных объектов, главным образом, населению крупных городов, а 33% питьевой воды — от подземных источников.

 

Около 70% населения пользуются услугами централизованного водоснабжения, но установленный для граждан тариф составляет 50-60% себестоимости очистки воды и не включает затрат ни на развитие и реконструкцию системы водоснабжения, ни на улучшение качества питьевой воды.

 

В конце 1990-х гг. среднее число аварийных повреждений трубопроводов на единицу их длины в России примерно вдвое превышало этот показатель в странах Западной и Центральной Европы, удельное количество аварий за последнее десятилетие возросло примерно в пять раз. Утечки в сетях, даже по официальным данным, составляют 17-30%, и оплачивает эти потери население. Удельное потребление воды остается в два раза выше европейского.

 

Неудовлетворительное состояние водонесущих коммуникаций городов РФ приводит к многочисленным авариям на трубопроводах и является причиной серьезных нарушений экологического равновесия. Объем поступления воды в окружающую среду при авариях трубопроводов только городских водопроводных сетей РФ в 2005 г. составил 3,3 км3.

 

 

Кто не пускает частников в водное коммунальное хозяйство?

 

На сегодняшний день численность населения России, обслуживаемого частными операторами водно-коммунального хозяйства (которые владеют, арендуют или управляют соответствующей муниципальной инфраструктурой «водной коммуналки»), составляет примерно 15 млн человек.

 

При этом объем целевого рынка, позволяющий «частникам» экономически обоснованно заниматься управлением водной муниципальной инфраструктурой, гораздо больше — это население всех городов численностью свыше 300 тыс. человек.

 

Перспективы повышения существующего показателя (25% рынка) зависят, прежде всего, от способов государственного влияния на ситуацию на рынке. Первоначальный быстрый старт участия частного бизнеса в управлении водоканалами в последние годы начал замедляться. У этой тенденции есть как положительные, так и отрицательные стороны.

 

С одной стороны, происходит качественное изменение, то есть начинает улучшаться качество управления и контрактов, приходит осознание невозможности решения проблем наскоком в столь капитально-интенсивном бизнесе, складывается понимание необходимости более детального прописывания контрактов и включения в них всё большего круга вопросов, повышения квалификации участников.

 

В то же время для развития бизнеса в этой сфере возникает препятствие: государство в лице органов антимонопольного регулирования начинает вполне обоснованно выдвигать определенные формальные требования к способу перехода водоканалов в управление частных операторов.

 

Проблема в том, что появление таких требований не подкрепляется соответствующей политикой по проведению тендеров. Отметим: введенная обязательность проведения тендеров оставляет в прошлом возможность просто брать инфраструктуру ВКХ в аренду у муниципалитетов, к чему так привык частный бизнес.

 

К сожалению, на сегодняшний день органам муниципального самоуправления не хватает ни опыта, ни квалификации, ни финансов для организации конкурсов на право управление водными ресурсами, а это ведет к сокращению числа новых проектов в этой области.

 

Сложившуюся ситуацию могла бы исправить разработка соответствующей федеральной целевой программы, которая оговорила бы параметры развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере ВКХ, положила бы конец излишней самодеятельности частных операторов и позволила бы реально ускорить процесс проведения тендеров на право управления водным хозяйством.

 

Финансовые затраты на такую программу не превысили бы, по нашим оценкам,$ 40 млн, при этом появилась бы возможность провести за 10-15 лет не менее 40 конкурсов на право управления водным хозяйством российских населенных пунктов с суммарным населением 60 млн человек, то есть вчетверо расширить объем услуг нынешних частных компаний в сфере ВКХ.

 

Планируемый размер рынка в 60 млн потребителей оказывается довольно значимым показателем и для мирового рынка (это 10% от 500 млн человек, пользующихся услугами «частников» на рынке водоканалов в мире). Благодаря этой политики, в России мог бы быть сформирован пул из нескольких крупных частных операторов ВКХ, конкурирующих сначала за право участвовать в соответствующих тендерах, а в дальнейшем — за лучшее управление водоканалами.

 

Конечно, и при существующих тенденциях развития отрасли доля участия частного бизнеса в отечественном ВКХ будет расти, но в этом случае, согласно нашим расчетам, она за 10 лет достигнет лишь 30-40-процентной отметки.

Активное содействие государства в деле развития частных операторов ВКХ позволит не только существенно увеличить долю частного бизнеса в отрасли управления водными ресурсами, но и подтолкнет развитие инфраструктуры водного хозяйства в небольших и средних российских городах — с опорой на центры соответствующих субъектов федерации.

 

Сегодня такие города не являются целевыми для малых и средних частных операторов, ведь развитие бизнеса обходится там столь же дорого, как и в крупных городах, а возможностей привлекать инвестиции и извлекать прибыль оказывается значительно меньше. Выход, однако, есть: в региональном центре с населением свыше 300 тыс. человек необходимо сформировать базовое опорное предприятие. Менее крупные города будут «пристегнуты» к такому «столичному» водоканалу 1.

Информация о работе Собственность на основные фонды систем водоснабжения и водоотведения