Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа
Целью курсового проекта является проведение статистико-экономического анализа себестоимости молока. Проведение статистико-экономического анализа имеет большое, т.к. на его основе можно предложить мероприятия для более эффективной деятельности предприятия.
Объектом исследования анализа являются сельскохозяйственные предприятия Калачеевского, Аннинского, Павловского и Петропавловского районов Воронежской области.
Введение
1. Анализ рядов динамики
1.1. Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на молоко за 6 лет.
1.2. Себестоимость 1ц молока, её структура. Динамика себестоимости 1ц молока за 9-12 лет.
1.3. Приемы выравнивания рядов динамики, схема их расчета, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц молока
2. Индексный метод анализа.
2.1. Сущность индексов. Индивидуальные и общие индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости.
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат
3. Метод группировок и дисперсионный анализ.
3.1. Сущность группировки, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка по одному из факторов, на себестоимость. 1ц ( удоя молока)
3.2.Сущность и значение дисперсионного анализа.
Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц.
4. Проектная часть.
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа.
4.2Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц.
4.3. Расчет резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на молоко.
5. Пути реализации выявленных резервов.
Список использованной литературы
Приложения.
Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.
На основе метода группировок решаются центральные задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов статистического и статистико-математического анализа, все они сводятся к следующим: выделение социально-экономических типов, выявление структуры и структурных сдвигов и установление взаимосвязи между изучаемыми явлениями и характеризующими их признаками.
Одна из первых задач в том, чтобы подвергнутую наблюдению массу разнокачественных единиц подразделить на характерные типы, т.е. однородные в существенном отношении группы.
В статистике применяется множество различных группировок. Разнообразие видов и приемов группировки связано с разносторонностью признаков статистического наблюдения, которые могут быть положены в основание группировок, разными задачами, которые ставит исследователь.
В зависимости от задач, решаемых с помощью группировок, выделяют 3 типа группировок: типологические, структурные и аналитические.
Типологическая группировка решает задачу выявления социально-экономических типов. При построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено идентификации типов и выбору группировочного признака. Исходят при этом из сущности изучаемого явления.
Структурная группировка решает задачу изучения состава отдельных типических групп по какому-то признаку.
Аналитическая группировка позволяет выявить взаимосвязи между явлениями и их признаками, т.е. выявить влияние одних признаков (факторных) на другие (результативные).
По сложности группировка бывает простой и сложной (комбинированной).
В простой группировке в основании один признак, а в сложной - два и более в сочетании (в комбинации). В этом случае сначала группы образуются по одному (основному) признаку, а затем каждая из них делится на подгруппы по второму признаку и т.д. Это позволяет изучить совокупность сразу по нескольким признакам.
По
характеру группировочного
По величине интервалов группировки делятся на:
В зависимости от числа перегруппировок экономические группы подразделяются на первичные и вторичные.
Произведем
аналитическую группировку
Таблица 8 - Аналитическая группировка хозяйств Калачеевского, Аннинского, Павловского и Петропавловского районов по уровню удоя молока на 1 корову
группы
предприятий по удою молока на 1 корову, ц |
Число хозяйств | Производственные затраты на 1 корову, руб. | Расход кормов на 1 корову, ц.к.ед. | Удой молока на 1 корову, ц | Трудоемкость 1 ц молока, чел.-час | Себестоимость 1 ц молока, руб | Уровень рентабельности, % | Уровень окупаемости, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
До 24,45 | 4 | 17093 | 26,4 | 18,57 | 6,54 | 920 | -27,2 | 72,8 |
24,45-35,77 | 9 | 30513 | 39,8 | 30,47 | 5,76 | 782 | 6,7 | 106,7 |
35,77-47,09 | 8 | 31155 | 48,4 | 38,19 | 5,15 | 676 | 8,5 | 108,5 |
Свыше 47,09 | 4 | 34438 | 82,5 | 59,10 | 3,76 | 583 | 62,8 | 162,8 |
Итого | 25 | 31109 | 55,6 | 41,35 | 4,67 | 752 | 30,0 | 130,0 |
Производственные затраты на 1 корову представляют собой уровень интенсивности ведения отрасли животноводства. С увеличением этого показателя должен повышаться удой молока от 1 коровы, снижаться трудоемкость, себестоимость 1 ц молока, повышаться уровень рентабельности.
Аналитическая
группировка выявила
Повышение удоя молока ведет к снижению трудоемкости и себестоимости 1 ц молока, что в свою очередь обуславливает повышение окупаемости затрат. Изложенное наглядно подтверждается предприятиями IV группы, где при высоком удое молока низкая себестоимость 1 ц молока и самая низкая по сравнению с другими группами трудоемкость 1 ц молока.
Однако
глубокий кризис сельского хозяйства,
высокая инфляция привели к тому, что отрасль
животноводства во многих районах Воронежской
области убыточна. Так, в предприятиях
I группы, затраты, вложенные в производство
молока окупаются 72,8%, поэтому для повышения
эффективности отрасли животноводства
необходимы государственная поддержка,
ликвидация диспаритета цен.
При изучении взаимосвязанных общественных явлений важно устанавливать не только наличие связей, что позволяет сделать аналитическая группировка, но и показать насколько существенно фактор влияет на результат. Решается задача при помощи дисперсионного анализа, которая является логическим продолжением группировки.
Дисперсионный анализ представляет собой метод статистической оценки надежности проявления зависимости результативного признака от одного или нескольких факторов. На основе дисперсионного анализа можно решать следующие задачи:
А) Дать общую оценку существенности различий в средних или группировочных данных по одному или нескольким факторным признакам;
Б) Дать оценку взаимодействия между двумя, тремя и большим числом факторов;
В) Дать оценку частных различий между средними.
Дисперсионный анализ включает в себя:
1.
Установление основных источников варьирования
результативного
показателя и объем вариации по источникам
образования.
2. Вычисление дисперсии.
3.
Анализ, на основе которого
Общественные
явления находятся под
Фактическая величина этого показателя рассчитывается на основе дисперсионного анализа (Fфакт), а теоретическая величина (Fтeop.) определяется при уровне значимости = 0,05. Это значит, что в пяти случаях из ста Fфакт=Fтеор, а в других случаях они отклоняются друг от друга. При этом если Fфакт>Fтеор, то влияние изучаемого фактора на результат будет существенным, а если Fфакт <Fтеор, то несущественным.
Для оценки существенности зависимости, обнаруженной методом группировки исходя из предыдущего пункта, можно провести однофакторный дисперсионный анализ и оценить существенность влияния трудоемкости молока на его себестоимость.
Таблица 9-Расчет общей вариации себестоимости молока по предприятиям Калачеевского, Аннинского, Павловского и Петропавловского районов
Наименование предприятий | Себестоимость молока, руб | ||
Колхоз «Большевик» | 840 | 88 | 7744 |
ООО «Семеновское» | 1055 | 303 | 91809 |
ООО « Скрипнянская Нива» | 737 | -15 | 225 |
ЗАО «Подгорное» | 779 | 27 | 729 |
СХА Племязавод «Дружба» | 677 | -75 | 5625 |
ЗАО «Манино» | 634 | -118 | 13924 |
ООО «Калачеевское-2» | 746 | -6 | 36 |
ООО «Черноземье | 672 | -80 | 6400 |
ООО « Хрещатое» | 530 | -222 | 49284 |
ООО «Четвериковско» | 1076 | 324 | 104976 |
Колхоз им. Куйбышева | 779 | 27 | 729 |
ЗАО «Победа» | 1434 | 682 | 465124 |
ООО Нов. Криуша | 810 | 58 | 3364 |
СХА «Рассвет» | 486 | -266 | 70756 |
СХА « Воронцовское» | 705 | -47 | 2209 |
ЗАО «Россыпное» | 649 | -103 | 10609 |
ЗАО «Родина» | 693 | -59 | 3481 |
ООО «Токай» | 821 | 69 | 4761 |
Путь Ленина | 822 | 70 | 4900 |
СХА «Битютское» | 782 | 30 | 900 |
СХА им Ленина | 575 | -177 | 31329 |
ЗАО «Дружба» | 948 | 196 | 38416 |
ООО «Агростарк» | 1113 | 361 | 130321 |
СХА «Старокриушинская» | 1124 | 372 | 138384 |
ООО «Ритм» | 920 | 168 | 28224 |
Итого | 752 | - | 1214259 |
Однофакторный дисперсионный анализ проводится в следующей последовательности:
1
. Определим общую вариацию
, где
х – себестоимость 1ц молока по каждому хозяйству, руб.;
- себестоимость 1 ц молока в среднем по району, руб.;
1214259 руб.
2.
Определим факторную (
, где
- себестоимость 1ц молока в среднем по каждой группе, руб.;
f
- число хозяйств в каждой
=(920-752) *4+(782-752) *9+(676-752) *8+(583-752) *4= 281448.
3. Определим остаточную (внутригрупповую) вариацию себестоимости
=1214259-281448=932811
4.
Определим общую дисперсию
, где n – число единиц совокупности (изучаемых хозяйств).
1214259/24=50594,13
5. Определим факторную дисперсию:
, где m – число групп.
281448/3=93816
6.
Определим остаточную
=44419,57
7.
Определим фактическое
93816/44419,57=2,11
8.
Определим табличное
значимости
- 0,05 и числе степеней свободы для факторной
дисперсии m-1=3 и числе степеней свободы
для остаточной дисперсии n-m=25-4=21.
=3,01.
9.
Сравним расчетное значение
Следовательно,
влияние уровня удоя молока от 1 коровы
на себестоимость молока можно признать
несущественным или статистически незначимым.
Но этот фактор существенно влияет на
себестоимость 1 ц. молока. Поэтому его
необходимо использовать для построения
корреляционно- регрессионного анализа.