Статистико-экономический анализ себестоимости молока на примере колхоза « Большевик» и других предприятий Калачеевского, Аннинского Пав

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является проведение статистико-экономического анализа себестоимости молока. Проведение статистико-экономического анализа имеет большое, т.к. на его основе можно предложить мероприятия для более эффективной деятельности предприятия.

Объектом исследования анализа являются сельскохозяйственные предприятия Калачеевского, Аннинского, Павловского и Петропавловского районов Воронежской области.

Содержание

Введение
1. Анализ рядов динамики

1.1. Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на молоко за 6 лет.

1.2. Себестоимость 1ц молока, её структура. Динамика себестоимости 1ц молока за 9-12 лет.

1.3. Приемы выравнивания рядов динамики, схема их расчета, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц молока

2. Индексный метод анализа.

2.1. Сущность индексов. Индивидуальные и общие индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости.

2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат

3. Метод группировок и дисперсионный анализ.

3.1. Сущность группировки, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка по одному из факторов, на себестоимость. 1ц ( удоя молока)

3.2.Сущность и значение дисперсионного анализа.

Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц.

4. Проектная часть.

4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа.

4.2Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц.

4.3. Расчет резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на молоко.

5. Пути реализации выявленных резервов.

Список использованной литературы

Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсяк Статистика.doc

— 970.00 Кб (Скачать)

3. Метод группировок  и дисперсионный  анализ.

3.1. Сущность группировки,  их виды, задачи  и значение. Аналитическая  группировка по  одному из факторов, влияющих на себестоимость  1ц (удоя молока).

     Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.

    На  основе метода группировок решаются центральные задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов  статистического и статистико-математического анализа, все они сводятся к следующим: выделение социально-экономических типов, выявление структуры и структурных сдвигов и установление взаимосвязи между изучаемыми явлениями и характеризующими их признаками.

    Одна  из первых задач в том, чтобы подвергнутую наблюдению массу разнокачественных единиц подразделить на характерные типы, т.е. однородные в существенном отношении группы.

     В статистике применяется множество  различных группировок. Разнообразие видов и приемов группировки  связано с разносторонностью признаков статистического наблюдения, которые могут быть положены в основание группировок, разными задачами, которые ставит исследователь.

     В зависимости от задач, решаемых с  помощью группировок, выделяют 3 типа группировок: типологические, структурные и аналитические.

     Типологическая  группировка решает задачу выявления  социально-экономических типов. При  построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено  идентификации типов и выбору группировочного признака. Исходят при этом из сущности изучаемого явления.

     Структурная группировка решает задачу изучения состава отдельных типических групп  по какому-то признаку.

     Аналитическая группировка позволяет выявить  взаимосвязи между явлениями  и их признаками, т.е. выявить влияние одних признаков (факторных) на другие (результативные).

     По  сложности группировка бывает простой  и сложной (комбинированной).

     В простой группировке в основании один признак, а в сложной - два и более в сочетании (в комбинации). В этом случае сначала группы образуются по одному (основному) признаку, а затем каждая из них делится на подгруппы по второму признаку и т.д. Это позволяет изучить совокупность сразу по нескольким признакам.

     По  характеру группировочного признака различают качественные( группировка по признаку) и количественные.

     По  величине интервалов группировки делятся  на:

    1. группировки с равными интервалами;
    2. группировки с неравными интервалами;
    3. группировки со специальными интервалами.

     В зависимости от числа перегруппировок  экономические группы подразделяются на первичные и вторичные.

    Произведем  аналитическую группировку хозяйств Калачеевского, Аннинского, Павловского и Петропавловкого районов по уровню удоя молока, с целью выявления его влияния на себестоимость 1ц молока. (Смотри приложение 2,3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 8 - Аналитическая группировка хозяйств Калачеевского, Аннинского, Павловского и Петропавловского районов по уровню удоя молока на 1 корову

группы

предприятий

по удою молока на 1 корову, ц

Число хозяйств Производственные  затраты на 1 корову, руб. Расход кормов на 1 корову, ц.к.ед. Удой молока на 1 корову, ц Трудоемкость 1 ц молока, чел.-час Себестоимость 1 ц молока, руб Уровень рентабельности, %  
 
 
Уровень окупаемости, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
До 24,45 4 17093 26,4 18,57 6,54 920 -27,2 72,8
24,45-35,77 9 30513 39,8 30,47 5,76 782 6,7 106,7
35,77-47,09 8 31155 48,4 38,19 5,15 676 8,5 108,5
Свыше 47,09 4 34438 82,5 59,10 3,76 583 62,8 162,8
Итого 25 31109 55,6 41,35 4,67 752 30,0 130,0
 

     Производственные  затраты на 1 корову представляют собой уровень интенсивности ведения отрасли животноводства. С увеличением этого показателя должен повышаться удой молока от 1 коровы, снижаться трудоемкость, себестоимость 1 ц молока, повышаться уровень рентабельности.

     Аналитическая группировка выявила необходимые связи и зависимости в отрасли молочного производства. Так, с повышением удоя молока  себестоимость 1 ц молока снижается.

     Повышение удоя молока ведет к снижению трудоемкости и себестоимости 1 ц молока, что  в свою очередь обуславливает  повышение окупаемости затрат. Изложенное наглядно подтверждается предприятиями IV группы, где при высоком удое молока низкая себестоимость 1 ц молока и самая низкая по сравнению с другими группами трудоемкость 1 ц молока.

     Однако  глубокий кризис сельского хозяйства, высокая инфляция привели к тому, что отрасль животноводства во многих районах Воронежской области убыточна. Так, в предприятиях I группы, затраты, вложенные в производство молока  окупаются 72,8%, поэтому для повышения эффективности отрасли животноводства необходимы государственная поддержка, ликвидация диспаритета цен.  
 

  • 3.2.Сущность и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц
  •      При изучении взаимосвязанных общественных явлений важно устанавливать не только наличие связей, что позволяет сделать аналитическая группировка, но и показать насколько существенно фактор влияет на результат. Решается задача при помощи дисперсионного анализа, которая является логическим продолжением группировки.

         Дисперсионный анализ представляет собой метод статистической оценки надежности проявления зависимости результативного признака от одного или нескольких факторов. На основе дисперсионного анализа можно решать следующие задачи:

         А) Дать общую оценку существенности различий в средних или группировочных данных по одному или нескольким факторным признакам;

         Б) Дать оценку взаимодействия между двумя, тремя и большим числом факторов;

         В) Дать оценку частных различий между  средними.

         Дисперсионный анализ включает в себя:

         1. Установление основных источников варьирования результативного 
    показателя и объем вариации по источникам образования.

         2. Вычисление дисперсии.

         3. Анализ, на основе которого формируется  вывод.

         Общественные  явления находятся под воздействием различных факторов. Однако влияние факторов различно. Влияние одних существенно, а других несущественно. Основной характеристикой существенности влияния факторе на результат является критерий Фишера (F).

         Фактическая величина этого показателя рассчитывается на основе дисперсионного анализа (Fфакт), а теоретическая величина (Fтeop.) определяется при уровне значимости = 0,05. Это значит, что в пяти случаях из ста Fфакт=Fтеор, а в других случаях они отклоняются друг от друга. При этом если Fфакт>Fтеор, то влияние изучаемого фактора на результат будет существенным, а если Fфакт <Fтеор, то несущественным.

         Для оценки существенности зависимости, обнаруженной методом группировки исходя из предыдущего  пункта, можно провести однофакторный  дисперсионный анализ и оценить существенность влияния трудоемкости молока на его себестоимость.

    Таблица 9-Расчет общей вариации себестоимости  молока по предприятиям Калачеевского, Аннинского, Павловского и  Петропавловского районов

    Наименование  предприятий  Себестоимость молока, руб                    
    Колхоз  «Большевик» 840 88 7744
    ООО «Семеновское» 1055 303 91809
    ООО «  Скрипнянская Нива» 737 -15 225
    ЗАО «Подгорное» 779 27 729
    СХА Племязавод «Дружба» 677 -75 5625
    ЗАО «Манино» 634 -118 13924
    ООО «Калачеевское-2» 746 -6 36
    ООО «Черноземье 672 -80 6400
    ООО «  Хрещатое» 530 -222 49284
    ООО «Четвериковско» 1076 324 104976
    Колхоз  им. Куйбышева 779 27 729
    ЗАО «Победа» 1434 682 465124
    ООО Нов. Криуша 810 58 3364
    СХА «Рассвет» 486 -266 70756
    СХА «  Воронцовское» 705 -47 2209
    ЗАО «Россыпное» 649 -103 10609
    ЗАО «Родина» 693 -59 3481
    ООО «Токай» 821 69 4761
    Путь  Ленина 822 70 4900
    СХА «Битютское» 782 30 900
    СХА им Ленина 575 -177 31329
    ЗАО «Дружба» 948 196 38416
    ООО «Агростарк» 1113 361 130321
    СХА «Старокриушинская» 1124 372 138384
    ООО «Ритм» 920 168 28224
    Итого 752 - 1214259
     
     

         Однофакторный дисперсионный анализ проводится в  следующей последовательности:

         1 . Определим общую вариацию себестоимости  молока

          , где

             х – себестоимость 1ц молока по каждому хозяйству, руб.;

          - себестоимость 1 ц молока в  среднем по району, руб.;

          1214259 руб.

         2. Определим факторную (межгрупповую) вариацию себестоимости молока:

          , где

          - себестоимость 1ц молока в  среднем по каждой группе, руб.;

         f - число хозяйств в каждой группе.

          =(920-752) *4+(782-752) *9+(676-752) *8+(583-752) *4= 281448.

         3. Определим остаточную (внутригрупповую)  вариацию себестоимости

          =1214259-281448=932811

         4. Определим общую дисперсию себестоимость  молока:

          , где n – число единиц совокупности (изучаемых хозяйств).

          1214259/24=50594,13

         5. Определим факторную дисперсию:

          , где m – число групп.

          281448/3=93816

         6. Определим остаточную дисперсию:

          =44419,57

         7. Определим фактическое значение  критерия Фишера.

          93816/44419,57=2,11

         8. Определим  табличное  значение  критерия   Фишера  при  уровне 
    значимости - 0,05 и числе степеней свободы для факторной дисперсии m-1=3 и числе степеней свободы для остаточной дисперсии n-m=25-4=21.

          =3,01.

         9. Сравним расчетное значение критерия  Фишера с табличным.  < , т. е 2,11 меньше, чем 3,01.

         Следовательно, влияние уровня удоя молока от 1 коровы на себестоимость молока можно признать несущественным или статистически незначимым. Но этот фактор существенно влияет на себестоимость 1 ц. молока. Поэтому его необходимо использовать для построения корреляционно- регрессионного анализа. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости молока на примере колхоза « Большевик» и других предприятий Калачеевского, Аннинского Пав