Технохимический контроль качества молока

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Молоко пользуется популярностью практически у всех категорий населения страны. Его с одинаковой охотой покупают представители всех возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня дохода. Как показали результаты исследования, проведённые независимым исследовательским центром, 73,3% корреспондентов регулярно употребляют молоко в пищу. Нужно отметить, что порядка 20% граждан Казахстана страдают лактозной недостаточностью и по физиологическим причинам не могут употреблять молоко в пищу. Сопоставив эти цифры, мы придем к выводу, что молоко употребляют в пищу почти все граждане, здоровье которых позволяет это делать.

Содержание

Введение 3
Ассортимент продукции 5
Технохимический контроль качества молока по стадии производства 9
Методика определения качества молока 15
Фальсификация продукта и методы обнаружения 17
Выводы 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Копия Министерство образования и науки Республика Казахстан Заподно.docx

— 136.53 Кб (Скачать)
 

    Идентификацию молока и молочной продукции проводят: 

    1) органы по подтверждению  соответствия и  испытательные лаборатории  (центры) при проведении  процедуры подтверждения  соответствия; 

    2) уполномоченные органы  в области безопасности  пищевой продукции  при осуществлении  контроля в области  безопасности пищевой  продукции. 

 

    Идентификация молока и молочной продукции проводится с учетом признаков, приведенных  в нормативных документах по стандартизации, сопроводительных документах на молоко и (или) молочную продукцию, договорах  поставок, контрактах, спецификациях  на молоко и (или) молочную продукцию, информации на этикетках потребительских упаковок и других документах, содержащих описание молока и (или) молочной продукции. 

 

    Для целей установления факта фальсификации  молока и молочной продукции проводятся их испытания (исследования) по следующим  показателям идентификации и  другим показателям: 

    1) содержанию в готовом  молочном продукте, молочном составном  продукте или молокосодержащем  продукте сухих  веществ молока (сухого  молочного остатка), их массовой доле  в готовом продукте  в процентах (за  исключением молочной  продукции, содержащей  сливочное масло); 

    2) наличию и содержанию  жиров немолочного  происхождения, их  массовой доле  в молоке и молочной  продукции в процентах; 

    3) жирнокислотному  составу жировой  фазы молока и  молочной продукции  (за исключением  молочной продукции,  массовая доля  жира в которых  составляет менее  чем 1,5 процента, и  мороженого, массовая  доля жира в  котором составляет  не более чем  8 процентов); 

    4) содержанию белка  в сухом обезжиренном  молочном остатке  в молочных консервах  и молокосодержащих  консервах, его  массовой доле  в процентах; 

    5) соотношению сывороточных  белков и казеина  в молочных консервах  и молокосодержащих  консервах.  

    Результаты  проведения идентификации молока и  молочной продукции анализируются  и оформляются в виде протокола  проведения идентификации, содержание которого включает: 

    1) сведения об организации,  проводившей идентификацию  молока и (или)  молочной продукции; 

    2) информацию об  изготовителе молока  и (или) молочной  продукции с указанием  места нахождения (адреса) и реквизитов юридического  лица, адреса и  фамилии, имени,  отчества физического  лица - индивидуального  предпринимателя; 

    3) наименование идентифицируемых  продуктов, наименование  их классификационных  признаков; 

    4) сведения о молоке  или молочной продукции,  использованных при  проведении их  идентификации; 

    5) дату производства, срок годности  молока или молочной  продукции, условия  их хранения, указание  на конкретную  маркировку, специальную  маркировку (при наличии  специальной маркировки); 

    6) результаты испытаний  (исследований) молока  и (или) молочной  продукции в аккредитованной  испытательной лаборатории  (центре) (при необходимости  их проведения), в  том числе испытаний  (исследований) органолептических  показателей; 

    7) сведения об упаковке, в том числе  о виде упаковки, о массе нетто  или об объеме  молока или молочной  продукции в потребительской  упаковке или транспортной  таре; 

    8) размер партии  этого продукта; 

    9) сведения о соответствии  маркировки требованиям,  установленным законодательством  Республики Казахстан  в области технического  регулирования; 

    10) наименование нормативных  правовых актов,  нормативных документов  по стандартизации, в соответствии  с которыми произведен  этот продукт (при  их наличии), или  других документов, содержащих описание  этого продукта, в  том числе ввезенного  на территорию  Республики Казахстан  (контракт на его  поставки, сертификат  соответствия или  декларация соответствия, документ, удостоверяющий  безопасность, спецификация  на этот продукт); 

    11) заключение о проведении  дополнительных испытаний  (исследований) (в  случае если требуется), необходимость которых  устанавливают уполномоченные  органы в области  безопасности пищевой  продукции; 

    12) заключение о соответствии  этого продукта  заявленному наименованию  и (или) конкретной  партии этого продукта  и его декларируемым  показателям. 

 

    Молоко  и молочная продукция в случае не соответствия требованиям, установленным  законодательством Республики Казахстан  в области технического регулирования  подлежит выводу из производства и (или) оборота.  

    Уполномоченные  органы в области безопасности пищевой  продукции, в случае выявления не соответствия требованиям, установленным  законодательством Республики Казахстан  в области безопасности пищевой  продукции, принимают меры по приостановлению  производства и (или) реализации фальсифицированных молока и молочной продукции и  информируют об этом потребителей.

     Непригодны  в качестве критериев идентификации  и многие физико-химические показатели безопасности, определяемые при сертификационных испытаниях. Они лишь косвенно свидетельствуют  о загрязнении сырья, пищевых  продуктов и несвойственны экологически чистым продуктам (или содержание их ничтожно). Это относится к таким  показателям безопасности, как токсичные  микроэлементы, микотоксины, радионуклиды, антибиотики, гормональные препараты, нитраты и др.

     Наиболее  пригодными для целей идентификации  являются органолептические и отдельные  физико-химические показатели.

     К общим органолептическим показателям  относят:

     - внешний вид;

     - вкус и запах;

     - консистенция.

     Внешний вид – комплексный показатель, включающий ряд единичных: форму, окраску, состояние поверхности. Для некоторых  пищевых продуктов окраску (цвет) выделяют как самостоятельный единичный  показатель. Остальные общие органолептические  показатели – единичны.

     Внешний вид – не только самый доступный  и распространенный, но и один из наиболее значимых критериев идентификации. Именно с этого показателя начинается идентификация изготовителями, продавцами и потребителями, и при обнаружении  несоответствия определение других критериев нецелесообразно. Однако внешний вид как критерий идентификации  не обладает достаточной степенью надежности, так как фальсификация товаров  чаще всего осуществляется путем  подделки внешних признаков.

     Вкус  и запах – наиболее характерные  показатели пищевых продуктов, но и  они не являют собой надежный критерий, так как тоже могут быть фальсифицированы. Так, при некоторых способах фальсификации  вин («сахарное» или «изюмное» вино) обычному потребителю трудно обнаружить поделку по вкусу и запаху.

     Консистенция  – один из возможных критериев  идентификации, но также не надежен.

     При фальсификации некоторых товаров  консистенция не изменяется, например при разбавлении алкогольных, безалкогольных напитков, молока, масло животного. В ряде случаев фальсификаторы стремятся  сделать консистенцию заменителя аналогичной  подлинному продукту.

     К специфическим органолептическим  показателям относят:

     - внутреннее строение;

     - прозрачность;

     - соотношение твердой и жидкой  фракций.

 

Методы идентификации:

 

     Для целей идентификации могут применять 2 группы методов:

     - органолептические;

     - измерительные.

     В зависимости от используемых органов  чувств и определяемых показателей  различают подгруппы органолептических методов:

     1)визуальный  метод – для определения с  помощью органов зрения внешнего  вида и цвета, внутреннего строения  и других показателей товара;

     2)вкусовой  метод – для определения вкуса  продукта с помощью вкусовых  точек на языке и небе;

     3)обонятельный  метод – для определения с  помощью обоняния запаха (аромата,  букета) продукта;

     4)осязательный  метод – для определения с помощью осязания консистенции продукта.

     Измерительные методы основаны на применении технических  средств измерения для определения  значений показателей качества.

     Подгруппы измерительных методов:

     1)физические(в  том числе физико-химические) методы  определения показателей качества

     Основаны  на различных физических и физико-химических процессах.

     Разновидности физических методов:

     - микроскопия;

     - фотометрия;

     - фотоэлектроколориметрия;

     - хроматография;

     - спектрофотометрия;

     - ионометрия;

     - флуоресценция и др.

     2)химические  методы определения показателей  качества

     Основаны  на химических превращениях веществ.

     Конечный  результат идентификации – подтверждение  соответствия товара требованиям, регламентируемым нормативными документами, ТУ или договором, вследствие чего устанавливается подлинность  товара, или выявление несоответствия (отрицательный результат, констатируется фальсификация товара). Оба результата – положительный и отрицательный  – имеют решающее значение для  определения дальнейшей судьбы товара.[4, с. 138 – 145]

     Для совершенствования методов идентификации  необходима разработка новых и корректировка  уже существующих измерительных  методов. Так как группа органолептических  методов в целом зависит от человеческого фактора, а измерительные  методы основаны на применении технических  средств измерения.

 

Фальсификация товаров

 

     По  различным данным, в настоящее  время на отечественном рынке  около 24 % товаров народного потребления  фальсифицировано.

     Фальсификация – подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.

     Объекты фальсификации – продовольственные и непродовольственные товары.

     Фальсификация продуктов питания по экономическим  соображения всегда представляла собой  большую проблему.

     Основной  проблемой выявления фальсифицируемых товаров на современном этапе  является несовершенная законодательная  база.

     Виды  фальсификации в зависимости  от метода подделки:

     - ассортиментная,

     - качественная,

     - количественная,

     - стоимостная,

     - информационная.

     При ассортиментной фальсификации - подделка осуществляется путем замены одного товара другим (заменителем) с сохранением определенного сходства. Заменители значительно дешевле по сравнению с натуральным товаром и обладают заниженными потребительскими свойствами.

     Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяются на 2 группы:

     - пищевые,

     - непищевые.

     Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой  ценностью и сходством с подлинным  продуктом по одному или нескольким признакам.

     В качестве средств ассортиментной фальсификации  часто используется вода, низкокачественный  натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, а также различные  имитаторы.

Информация о работе Технохимический контроль качества молока