іштегі баланың өсіп дамуы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

1) Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

1) Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика».

 Народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

Этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

Этнопедагогика- наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, притчах, загадках, пословица, поговорках и пр. , в семейном и общинном укладе, быте, традициях, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культуного формирования личности.

Основные принципы народной педагогики следующие:

•        Сформировать грамотное, честолюбивое, правдивое  подрастающее поколение;

•        С детства  необходимо приучать к труду; Трудовое воспитание имело место с колыбели, звучало в пожеланиях, советах  и в сказаниях, в терме. Оно  начиналось с самых элементарных видов труда в семье;

•        В народной педагогике: «Здоровье – самое  главное богатство» исходило из «В здоровом теле – здоровый дух»;

•        В народной педагогике большое значение придавали  человечности, гуманности в отношениях друг с другом;

•        Гуманизм и  патриотизм – основные принципы народной педагогики. «Родина начинается с  семьи» - говорили еще предки. Уважение к семье, матери, представителям других народов, защита Отечества,  помощь старикам, больным, инвалидам - являлись главными принципами семейного воспитания. «Не будь сыном отца, будь сыном  народа», «Трудись для народа, любящий  свой народ не останется в стороне» -  наставляли предки;

•        Физическое воспитание необходимо для защиты Отечества, своей родины, земли. Наши предки приучали молодежь к национальным видам игр  для физического развития – борьба, «догони девушку», переворот и  другие игры;

•        «Искусство и знание – светоч жизни» - говорили предки, «Сильный поборет одного, а  умный – тысячу», «Искусство - вечно». Молодежь заставляли заучивать сказки, песни-жыры, пословицы-поговорки, легенды;

•        Бережное отношение  к окружающей среде, природе,  где  проходит человеческая жизнь, начиная  с деревянной колыбели (бес1к). Про  окружающую нас природу есть много  загадок, песен, сказок, легенд.

Все это основано на народном принципе, формирующем трудолюбивого, честного гражданина своей родины, всесторонне, гармонично развитой личности.

 

2) Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его  взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически сложившееся  представление о воспитании молодого поколения.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые  пословицы стали девизом в  жизни великих людей.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они  созданы, отшлифованы, имеют как  бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», - говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», - советуют киргизы.

Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда».

Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст».В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например : «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.

Ступенчатые многострочные  афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д.

Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества.

В целях усиления воспитательного  воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также  о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого  разнообразные средства поэтической  образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного - смыслового звучания афоризмов.

Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражение  смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос : « Разве слышанное сравнить с виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой.

Пословицы и поговорки с риторическими  вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне  изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается  более эффективное эмоциональное  воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким  путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

Риторические восклицания имеют  определённую дидактическую задачу. Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, говорят : «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !».

Метафора как форма иносказательной  образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в  структуре народной мудрости: «Яблоко  от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и жена – птицы из одного гнезда».

Все это вместе взятое, позволяет  говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени  нашло свое выражение народное представление  о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают  условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики  и поэтической речи придает афоризмам  образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности.

Главное в народной педагогике - это  процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют вопросы о  том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

  • Жизнь — самый мудрый учитель.
  • Слово невежды как угроза звучит, слово мудреца как шелк шелестит.
  • У много речь коротка, да каждое слово поучительно.
  • Умный ошибается — себя винит, дурень — друзей.
  • труд — источник богатства человека, авторитет — источник его уважения.
  • Джигиту нет счастья без труда, народу — без единства.
  • Труд украшает человека, а человек — свое время.
  • От дождя земля цветет, от работы джигит мужает.
  • У мудрого человека слово яркое, как огонь, ясное, как луна.

3) Идеальная семья – какая она?

Часто в качестве образца выбираются семьи родителей, их отношения, и  это понятно, ведь это тот образ  жизни, который люди видят с рождения. А что делать, если молодожены выросли  в очень сильно отличающихся семьях – это же прямой пусть к конфликтам? В таком случае огромное значение приобретает умение обеих сторон находить компромисс.

Счастливую, а потому и идеальную  семью можно создать и, отбирая  то, что вам подходит, из моделей  чужих супружеских отношений. А  можно создать свою собственную, уникальную модель семьи, в которой  всем будет тепло и комфортно, в которой будет царить мир, любовь, уважение.

И в первую очередь для счастливой семьи важны принципы, то есть, устои, фундамент, на котором она будет  строиться. Понятно, что все люди – разные, именно поэтому для  создания семьи так важно, чтобы  муж и жена имели общие принципы и неукоснительно следовали им.

Одним из важнейших для семьи  принципов должен являться способ разрешения конфликтов. Понятно, что выдержка иногда отказывает, терпения не хватает –  не все конфликты можно решить мирно. Но если в семье начинаются истерики, скандалы, оскорбления, идеальной  ее точно не назовешь. Вот и нужно  научиться конфликты, которых нельзя избежать, переводить в конструктивное русло, чтобы оздоровить отношения. А многие конфликты лишь требуют  терпения и отстраненного ожидания. Иногда лучшим решением конфликта будет  отойти в сторону и позволить  ситуации развиваться естественным образом. Если вы сумеете научиться  ладить в сложных ситуациях, это  залог того, что в вашей семейной жизни будет царить согласие.

Не менее важны и традиции, которые наверняка имеются в  каждой семье. Возможно, что-то будет  принесено в новую семью от предыдущих поколений, а какие-то традиции могут начинаться именно с вас  и с вашего дома. Это очень важно, ведь традиции – это история семьи, память предков, уважение к их жизни. И тут все имеет значение: рецепт пирога, который передается еще от прабабушки, семейные праздники, фото- и видеоархивы и пр., Если в  молодой семье появится какая-то своя традиция, которую подхватят  дети, это пойдет только на пользу отношениям.

Хорошо, когда в семье есть общие  увлечения, интересы, причем, важные не только для взрослых членов семьи, но и для детей. Будет ли это страсть  к туристическим походам или  коллекционирование, любовь к театру или спортивные занятия, важно, чтобы  интерес был общим. Семья, объединенная какой-то общей страстью, держится на куда более прочных связях, чем  просто привычка жить вместе. Членам такой  семьи всегда есть о чем поговорить.

Очень часто в семейных отношениях появляются трещины, когда семья  перестает развиваться. И взрослые, и дети должны учиться, например, давать друг другу свободу, решать возникающие  по жизни задачи и проблемы. Без  этого каждый будет двигаться  в своем направлении, а семью - сотрясать стихийные бедствия вроде  «неожиданного» начала переходного возраста у ребенка.

Очень важно и развитие личности. Если муж делает карьеру, учится, повышает свой культурный и образовательный  уровень, а жена замыкается в семье, домашнем хозяйстве и детях, то не удивительно, если им скоро будет не о чем даже поговорить.

И, самое главное, это понимание  того, что рядом с тобой самые  близкие и родные люди, готовые  разделить и горе, и радость. Эгоизм убивает отношения. Если у членов семьи нет привычки заботиться друг о друге, сопереживать, стремиться и  находить понимание, прочные отношения не построишь..

Важным залогом идеальной семьи  выступает здравомыслие обоих супругов, что позволяет им понять, что медовый  месяц всю семейную жизнь - это  романтический миф, который никогда  не воплотиться в реальность. В  конце концов, пламя страсти стихнет  и планов перейдет в ровный теплый домашний очаг. Нет, то не свидетельство  того, что любовь угасла, а только подтверждение того, что эти прекрасные отношения действительно существуют, только теперь они приняли естественную форму. Идеал существует и живет  он в каждом из нас, помните, что благополучие семьи всегда будет зависеть от совместных действий обоих супругов.

Идеальная семья — это та семья, в которой все построено на доверии друг к другу, где нет лжи и обмана, где радуются друг другу искренне, где нет душевной грязи

Информация о работе іштегі баланың өсіп дамуы